«Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда».
план-конспект
Конспект логопедического занятия. 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_oboznachenie_myagkosti_soglasnyh_pri_pomoshchi_glasnyh_2-go_ryada.docx | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда».
(3 класс).
Цели: учить детей слышать мягкие согласные перед гласными 2-го ряда и обозначать соответствующими гласными буквами мягкость предшествующего согласного звука на письме.
Ход занятия.
- Оргмомент. Актуализация ранее изученного материала (4 мин.)
- Сядет тот, кто назовет слова с мягким согласным звуком, обозначенным на письме мягким знаком (дети приводят собственные примеры).
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. (Какое сегодня число?)
- Какое сейчас время года? Какие еще осенние месяцы знаете? Какой сегодня день недели?
- Постановка целей занятия (3 мин.)
- Послушайте сказку и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии.
«Хвастун».
Живет в алфавите известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превращается в ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала теплой БАНЬКОЙ. Расхвастался Мягкий знак: «Я, дескать, самый волшебный!» Но некоторые жители Алфавита (гласные 2-го ряда) стали смеяться: «Мы и без того умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, стал ЛЮК, были ФЛАГИ, стал ФЛЯГИ». Так гласные 2-го ряда поставили хвастунишку на место.
- Кого же назвали в сказке хвастунишкой?
- Что значит «поставили на место»? (Пристыдили того, кто зазнался).
- Какие гласные поставили на место хвастунишку? (Я, Е, Ё, Ю,И).
- Сегодня будем учиться обозначить мягкость согласных звуком на письме при помощи гласных 2-го ряда.
- Изучение нового материала (11 минут).
- Сравнение слов ЛУК – ЛЮК по звуковому составу, написанию и значению.
На доске:
ЛУК – ЛЮК
- Прочитайте 1-ое слово (2-ое слово).
- - Сравним слова по звуковому составу. Назовите 1- ый звук в слове ЛУК. А в слове ЛЮК?
- Назовите 2- ой (3-ий) звук в слове ЛУК. А в слове ЛЮК?
Записываю транскрипцию слов на доске.
- Чем отличаются слова по произношению? (В каком слове 1-ый звук мягкий, а в каком – твердый).
- - Звуки Л и Ль – разные, но буква Л (эль) у нас одна. Чтобы на письме показать, какой согласный звук в слове - твердый или мягкий, используются гласные буквы.
- В слове ЛЮК – звук Ль – мягкий. Какой гласной буквой мы его обозначим? (Ю)
- В слове ЛУК – звук Л – твердый. Какой гласной буквой мы его обозначим? (У)
- Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните согласные буквы Л (эль). Какой цвет будем использовать? (Л – мягкий, зеленый цвет, Л – твердый, синий цвет).
- Проверьте написание гласных букв в словах. Подчеркните гласные буквы красным цветом.
- - Сравним значение слов ЛУК и ЛЮК.
- Что такое ЛУК? (1 – огородное растение с горьким вкусом, 2 – ручное оружие для метания стрел).
- Что такое ЛЮК? (закрывающееся отверстие в танке, самолете, автобусе, на дороге и т. д.)
- Придумайте предложения с этими словами.
- Итак, с помощью какой гласной мы обозначили мягкость согласного Ль? (Ю).
- С помощью какой гласной мы обозначили твердость согласного Л? (У).
- Сравнение слов с твердыми и мягкими согласными по звучанию. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных букв 2-го ряда.
- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слово с мягким согласным:
Нос, мел, нёс, ряд, лес, тук, рад, мир, тюк, бык.
Открываются слова, ранее записанные на доске.
- Посмотрите на доску и скажите, какими гласными буквами обозначается твердость предшествующих согласных? (А, Э, О, У, Ы).
- Какими гласными буквами обозначается мягкость предшествующих согласных? (Я, Е, Ё, Ю, И). Запишите эти буквы в тетрадь в 2 ряда, как показано на схеме.
На доску вывешивается схема:
Повторное чтение хором гласных 1-го и 2-го ряда по схеме.
- Физминутка (3 мин.)
В руках у детей карточки зеленого и синего цвета, которыми они оперируют в соответствии с текстом стихотворения):
Есть мягкие звуки и твердые звуки,
Их можно легко смешать,
Но чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней,
А твердые – словно грубее и ниже,
Как будто твердые злей.
Послушай, как ласковы мягкие звуки:
«Люди» и «дети», «Мель» и «метель».
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твердый звук обрывается резко:
Послушайте: «стол» и «укол»!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее – он даже зол…
(А. Г. Парамонова «Нежный и злой»).
- Закрепление изученного материала (12 мин.)
- Работа на уровне слога.
На доске: са, сё, лю, рю, ту, те, мя, ви, то, ла, ри, но, ни.
- Прочитайте слоги на доске.
- выпишите в 1-ую строчку слоги с твердыми согласными. А во 2-ой - с мягкими.
Коллективная работа.
- Придумайте слова с данными слогами.
Показываю молча на слог, дети называют свои слова.
- Работа на уровне слова. Игра «Наоборот» (с перекидыванием мяча).
- Я буду называть слова с твердым согласным, а вы мне иакое же слово, но с мягким согласным. Например, мал – мял.
ток лук
мыл ток
лыс вол
воз рад
- Работа на уровне слова. Эстафета «Кто быстрее?»
Дети разбиваются на 2 команды.
- На доске записаны слова с пропущенными гласными буквами. Победит та команда, которая правильно и быстро вставит пропущенные буквы.
На доске: м…со п…ла
н…ня т…тя
В…ня Т…ня
бот…нки тар…лка
Подведение итогов.
- Работа на уровне предложения. Индивидуальные задания на карточ- ках.
Спишите предложения, вставив пропущенные гласные.
Л…ся л…бит пироги с л…ком.
Пет… послали на почт… .
Мама м…ла М…лу м…лом.
У Ал…ши новые гал…ши.
Кост… поймал окун… .
Л…на куп…ла м…чик.
Подчеркните зеленым цветом согласные, которые звучат мягко.
- Подведение итогов (2 мин.)
- Какие гласные буквы обозначают гласность согласных звуков?
- Какие 2 способа обозначения мягкости согласных на письме вы знаете?
Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс
Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
Презентация для урока, посвященного теме "Обобзначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"...
Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели: закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные, отрабатывать умение ориентироваться на после...
Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...
Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи: Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"
Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку соз...