«Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда».
план-конспект

Конспект логопедического занятия. 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда». 

(3 класс).

Цели: учить детей слышать мягкие согласные перед гласными 2-го ряда и          обозначать соответствующими гласными буквами мягкость предшествующего согласного звука на письме.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Актуализация ранее изученного материала (4 мин.)

- Сядет тот, кто назовет слова с мягким согласным звуком, обозначенным на письме мягким знаком (дети приводят собственные примеры).

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. (Какое сегодня число?)

- Какое сейчас время года? Какие еще осенние месяцы знаете? Какой сегодня день недели?

  1. Постановка целей занятия (3 мин.)

- Послушайте сказку и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии.

«Хвастун».

Живет в алфавите известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превращается в ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала теплой БАНЬКОЙ. Расхвастался Мягкий знак: «Я, дескать, самый волшебный!» Но некоторые жители Алфавита (гласные 2-го ряда) стали смеяться: «Мы и без того умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, стал ЛЮК, были ФЛАГИ, стал ФЛЯГИ». Так гласные 2-го ряда поставили хвастунишку на место.

- Кого же назвали в сказке хвастунишкой?

- Что значит «поставили на место»? (Пристыдили того, кто зазнался).

- Какие гласные поставили на место хвастунишку? (Я, Е, Ё, Ю,И).

- Сегодня будем учиться обозначить мягкость согласных звуком на письме при помощи гласных 2-го ряда.

  1. Изучение нового материала (11 минут).

  1. Сравнение слов ЛУК – ЛЮК по звуковому составу, написанию и значению.

        На доске:

                                                          ЛУК – ЛЮК

F:\Натина работа2015 - 16\Логопедия\Лук- люк.jpg

    - Прочитайте 1-ое слово (2-ое слово).

  • - Сравним слова по звуковому составу. Назовите 1- ый звук в слове ЛУК.   А в слове ЛЮК?

- Назовите 2- ой (3-ий) звук в слове ЛУК. А в слове ЛЮК?

Записываю транскрипцию слов на доске.

- Чем отличаются слова по произношению? (В каком слове 1-ый звук мягкий, а в каком – твердый).

  • - Звуки Л и Ль – разные, но буква Л (эль) у нас одна. Чтобы на письме показать, какой согласный звук в слове - твердый или мягкий, используются гласные буквы.

- В слове ЛЮК – звук Ль – мягкий. Какой гласной буквой мы его обозначим? (Ю)

- В слове ЛУК – звук Л – твердый. Какой гласной буквой мы его обозначим? (У)

- Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните согласные буквы Л (эль). Какой цвет будем использовать? (Л – мягкий, зеленый цвет, Л – твердый, синий цвет).

- Проверьте написание гласных букв в словах. Подчеркните гласные буквы красным цветом.

  • - Сравним значение слов ЛУК и ЛЮК.

- Что такое ЛУК? (1 – огородное растение с горьким вкусом, 2 – ручное оружие для метания стрел).

- Что такое ЛЮК? (закрывающееся отверстие в танке, самолете, автобусе, на дороге и т. д.)

- Придумайте предложения с этими словами.

- Итак, с помощью какой гласной мы обозначили мягкость согласного Ль? (Ю).

- С помощью какой гласной мы обозначили твердость согласного Л? (У).

  1.  Сравнение слов с твердыми и мягкими согласными по звучанию. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных букв 2-го ряда.

- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слово с мягким согласным:

Нос, мел, нёс, ряд, лес, тук, рад, мир, тюк, бык.

 

Открываются слова, ранее записанные на доске.

- Посмотрите на доску и скажите, какими гласными буквами обозначается твердость предшествующих согласных? (А, Э, О, У, Ы).

- Какими гласными буквами обозначается мягкость предшествующих согласных? (Я, Е, Ё, Ю, И). Запишите эти буквы в тетрадь в 2 ряда, как показано на схеме.

 На доску вывешивается схема:

F:\Натина работа2015 - 16\Логопедия\image005.png

Повторное чтение хором гласных 1-го и 2-го ряда по схеме.

  1. Физминутка (3 мин.)

В руках у детей карточки зеленого и синего цвета, которыми они оперируют в соответствии с текстом стихотворения):

Есть мягкие звуки и твердые звуки,

Их можно легко смешать,

Но чтобы не вышло подобной штуки,

Научимся их различать.

Мягкие звуки звучат повыше,

Звучанье у них нежней,

А твердые – словно грубее и ниже,

Как будто твердые злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки:

«Люди» и «дети», «Мель» и «метель».

Они как нежные мамины руки,

Что ласково стелют постель.

Твердый звук обрывается резко:

Послушайте: «стол» и «укол»!

Для нежности нет в этом звуке места,

Скорее – он даже зол…

(А. Г. Парамонова «Нежный и злой»).

  1. Закрепление изученного материала (12 мин.)

  1.  Работа на уровне слога.

На доске: са, сё, лю, рю, ту, те, мя, ви, то, ла, ри, но, ни.

- Прочитайте слоги на доске.

- выпишите в 1-ую строчку слоги с твердыми согласными. А во 2-ой  - с мягкими.

 Коллективная работа.

- Придумайте слова с данными слогами.

 Показываю молча на слог, дети называют свои слова.

  1. Работа на уровне слова. Игра «Наоборот» (с перекидыванием мяча).

- Я буду называть слова с твердым согласным, а вы мне иакое же слово, но с мягким согласным. Например, мал – мял.

 ток                      лук

 мыл                      ток

       лыс                       вол

       воз                        рад

  1. Работа на уровне слова. Эстафета «Кто быстрее?»

Дети разбиваются на 2 команды.

- На доске записаны слова с пропущенными гласными буквами. Победит та команда, которая правильно и быстро вставит пропущенные буквы.

На доске:      м…со                                                                   п…ла

           н…ня                                                                   т…тя

           В…ня                                                                  Т…ня

           бот…нки                                                             тар…лка

Подведение итогов.

  1.  Работа на уровне предложения. Индивидуальные задания на карточ-  ках.  

Спишите предложения, вставив пропущенные гласные.

Л…ся л…бит пироги с л…ком.

Пет… послали на почт… .

Мама м…ла М…лу м…лом.

У Ал…ши новые гал…ши.

Кост… поймал окун… .

Л…на куп…ла м…чик.

Подчеркните зеленым цветом согласные, которые звучат мягко.

  1. Подведение итогов (2 мин.)

- Какие гласные буквы обозначают гласность согласных звуков?

- Какие 2 способа обозначения мягкости согласных на письме вы знаете?

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Презентация для урока, посвященного теме "Обобзначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"...

Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели:  закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,  отрабатывать умение ориентироваться на после...

Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...

Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи:       Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"

Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку  соз...