"Логопедическая неделя " в школе Губенко С.А., учитель-логопед
- закрепление знаний, полученные за год обучения;
- развитие познавательных и психических процессов;
- создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
- осуществление взаимосвязи в работе педагогов.
Для проведения “Недели” нами составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей и педагогов в “Уголке логопеда”. В течение недели проводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: олимпиады, открытые уроки, конкурсы, викторины, выставки, семинары, развлекательные и познавательные логопедические праздники в виде утренников, КВНа. В понедельник проходит открытие “Логопедической недели”, которое носит увлекательно- информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до четверга. Представляется жюри, куда входят логопеды, педагоги и дети. Далее всё проходит согласно намеченному плану. В “День открытых дверей” логопедические занятия могут посетить по желанию все педагоги школы. На этих уроках логопеды показывают новые формы и методы коррекции, инновационные технологии, которые применяют в своей логопедической работе. Особенно интересно и познавательно проходят различные семинары, семинары-практикумы для педагогов школы, где проявляется совместное сотрудничество различных служб: педагогической, психологической, социальной и медицинской. Викторина “Угадай-ка” вывешивается в виде стенгазеты с заданиями: ребусами, кроссвордами, шарадами, анаграммами и другим занимательным материалом. В этот же день ребятам предлагается Олимпиада “Грамотей” в виде тестовых логопедических заданий. В последний день, на закрытии “Недели”, обязательно проводится какой-либо логопедический праздник в виде утренника, КВНа, капустника и т.д., где можно проследить результаты логопедической работы за учебный год. Затем, подводятся итоги всех викторин, конкурсов, и победители награждаются подарками и призами. Все сценарии мы разрабатываем сами, используя новинки методической литературы и периодических изданий. План “Логопедической недели”: ПОНЕДЕЛЬНИК - Открытие “Логопедической недели” - “Почтовый ящик” (письмо другу, где дети могут высказать все свои мысли, пожелания, поздравления и т.д.) - Объявление конкурса на лучшее сочинение по теме “Если бы я был волшебником…” ВТОРНИК - “День открытых дверей” (проведение открытых логопедических занятий для педагогов школы) СРЕДА - Викторина “Угадай-ка” - Олимпиада для учащихся “Грамотей” ЧЕТВЕРГ - Семинар-практикум для педагогов “Умеем ли мы общаться” ПЯТНИЦА - Логопедический праздник “Путешествие в страну Правильной речи” - Закрытие “ Логопедической недели” (подведение итогов и награждения) Каждый год план “Недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов. По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, письменных и творческих работ). Здесь прослеживается тесная связь работы логопедов с работниками библиотеки, вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями. Огромную поддержку и помощь оказывает администрация школы. В подготовке, оформлении и проведении “Недели” обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности. Проведение “Логопедической недели” активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей-сирот и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению. В различных мероприятиях участвуют все желающие воспитанники. Как правило, учащиеся, занимающиеся у логопедов, имеют лучшие результаты в викторине, занимают призовые места в конкурсах. Это является высоким показателем логопедической коррекции. Разработка логопедического праздника Путешествие в страну “Правильной речи” Цель: Закрепление знаний учащихся. Задачи: - Закреплять знания детей, полученные за год на логопедических занятиях.
- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
- Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия ребят.
- Способствовать развитию учебной мотивации.
- Воспитывать умение работать в коллективе, взаимовыручку, доброту, артистичность.
Действующие лица: ведущая, Звуковичок, Волшебница Грамота, Незнайка, Звукомор, Злая Ошибка. Реквизит: Замок Грамотеев, “волшебный мешочек” с кубиками, декорация “озеро”, уточки, картинки, схемы слов, плакат со словами, музыкальное оформление. Ход занятия Дети входят в зал под весёлую музыку. Вед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну Правильной речи. А чтобы попасть туда, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях. (Выбегает Звуковичок). - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я услышал, что вы собрались в страну Правильной речи. Возьмите меня, пожалуйста, с собой. А я вам помогу. Вед. – Ну что, ребята, возьмём Звуковичка с собой? Звуковичок: Вот спасибо! А чтобы отправиться в Страну Правильной речи, сначала нужно отгадать загадки: 1. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга) 2. Чёрные, кривые, встанут в ряд – заговорят. (Буквы). 3. Он признался ножу: - Без работы я лежу. - Построгай, меня, дружок, - Чтобы я трудиться мог. (Карандаш). 4. Если ей работу дашь - Зря трудился карандаш. (Ластик). 5. Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки, Только выпустишь на волю Побегут по белу полю. Где была пустота, Там, глядишь, красота. (Цветные карандаши). Вед. – Все загадки отгадали, молодцы, ребята! - Посмотрите, какой Замок красивый. Что это за замок такой? Прочитайте. (Замок грамотеев). В этом Замке живёт Волшебница Грамота. А вот и она. (Выходит Волшебница Грамота) В. Грамота:- Здравствуйте, ребята! Куда вы путь держите? Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить это задание. (“Волшебный мешочек”). Вы вытащите 10 кубиков из мешочка, и будете составлять из этих букв, которые есть на кубиках, слова. (Ребята выполняют задание). - Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием. Стихи: Хлеба купить попросили Андрея Вот и пошёл он, читать не умея Вывесок много, а мальчик один Входит несмело Андрей в магазин. Кто-то в халате и молвит Андрею - Сядьте, я голову Вашу побрею Только тогда, покраснев от стыда Понял Андрей, что попал не туда. Вот что, ребята, порою бывает С теми, кто грамоты вовсе не знает Надо читать научиться скорей А то ты впросак попадёшь, как Андрей. Вед: - Вот видите, дети, как важно уметь читать? - А как нужно читать? (Чётко, выразительно, соблюдая правильно паузы и ударения, проговаривая все звуки) Вед: Посмотрите, у нас на пути какое красивое озеро! Оно тоже, наверное, волшебное. (На озере уточки, а под ними схемы и картинки. Какая картинка подходит, какой схеме.) Исполняется танец маленьких утят. Входит Незнайка и плачет. Вед: - Почему ты, Незнайка, плачешь? Незнайка:- Я очень хочу стать умным и научиться правильно говорить и писать, но меня не пускают в Страну Правильной речи, потому что я не знаю ни одной скороговорки. Вед: - Ребята, поможем Незнайке? (конкурс скороговорок). - Ну, теперь ты запомнил хоть одну скороговорку? Незнайка: - Да (повторяет 1 скороговорку). Вед: - Пошли с нами вместе. (Выбегают Звукомор и Злая Ошибка под громкую музыку) Звукомор: - Вот мы сейчас этих умненьких, да разумненьких и запутаем. Неправда, что они всё знают, всё умеют. Я великий Звукомор! Ясных звуков - редкий вор. Если только захочу, И слова все проглочу! Всех ошибок я начальник, Ну-ка, все скажите: “Тяйник”, “Суба”, “Ыба”, “Коска”, “Гуть” Всё равно вас не боюсь! (На переносной доске написаны слова с пропущенными буквами. Дети подписывают буквы в слова.: кры – ка, но – ка, ро -, но -, сты -, сем-я). Злая Ошибка: Ну а я – Ошибка Злая И не зря пришла сюда я. И подружек захватила, Чтоб на вас, на всех хватило! Позаботилась сама - Слов тут – целая сума (достаёт напечатанные слова на плакате) Вот попробуйте, прочтите Да как правильно, скажите, Ну а я вам помогу И как надо, подскажу! Проводит конкурс “Скажи правильно”. “Поставьте правильно ударение в выделенных словах”. Люблю Зиму. Жду весну. Строгаю доску. Разрезаю кору. Вижу гору. Встречаю зарю. Ломит спину. Точу пилу. Пашу землю. Крошу траву. Строю стену. Рублю сосну. Загадки: Вот старинный дом огромный: Стены, башни, ров прорыт, Переставишь ударенье- И на двери он висит. (Замок, замок) Если первый слог ударный, Мы посуда для питья Переставьте ударенье – И чертите нас, друзья. (Кружки, кружки). Мы показываем время, Помогаем очень людям. Переменишь ударенье - И в мишень стрелять Мы будем. (Стрелки, стрелки). Звукомор: - Ничего мы не смогли с вами сделать. Ух, какие вы все, правда, умненькие, да разумненькие. Злая Ошибка: - Если только бы мы знали, То сюда бы не попали! - Пойдём-ка лучше подобру, поздорову, поищем других детей в других школах. (Уходят). Вед: - Вот, ребята, мы с вами и преодолели все препятствия. (Звучит музыка) - Вот мы и очутились в Стране Правильной речи. Ребята читают стихи: 1. Сколько букв у алфавита Это знает каждый: 33 родных сестрицы, Смелых и отважных! | 4. Они бывают разные: Гласные, согласные, Звонкие, глухие, Вот они какие. | 2. Буквы пишем и читаем Их запомнить нужно все. А живут они, ребята, На страничках в букваре. | 5. Мягкие, как в слове” нёс”. Твёрдые, как в слове “нос”. Долгие и нет, Вот какой секрет! | 3. Если буква зазвучала Необыкновенно, То, что слышим – это звук Говорим – фонема. |
|
Вед: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи? Звуковичок: - Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться. Исполняется песня “Маленькая страна” В эту страну попасть непросто Грамота там живёт И по тропе красивой речи Нас она поведёт. Надо всем детям научиться Правильно говорить. В эту страну тот час умчимся Будем всегда там жить. Припев. Маленькая страна Правильная страна Там говорят и пишут верно , Всех нас зовёт она! В этой стране не будет места Грубым и злым словам Ни Звукомор и Ошибка Злая Не приживутся там. Нам Звуковик поможет точно Звуки произносить Надо нам научиться срочн Правильно говорить. Припев. |