Дидактические упражнения "Шифровальщик"
методическая разработка по теме
Дидактические упражнения "Шифровальщик" - это набор карточек с зашифрованными словами и текстами, которые можно предложить учащимся 2-3 классов для выпонения на уроке или в качестве домашнего задания. На примере этого материала учитель-логопед может создать собственные "шифровки" и успешно использовать их в коррекционной работе по устранению дисграфии и дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_uprazhneniya.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические упражнения «Шифровальщик».
Серии А, Б, В, Г, Д (1-9), Е, Ж, З.
Составила: логопед Горемыкина И.Н.
Пояснительная записка:
Дидактические упражнения «Шифровальщик» призваны разнообразить формы работы на логопедических занятиях по коррекции дисграфии. Упражнения могут выполняться не только во время занятия, но и в домашних условиях, а также в качестве дополнительных упражнений для наиболее успешных на уроке учащихся.
По опыту можно отметить, что ученики с интересом выполняют такого рода упражнения как единолично, так и в группах, особенно если под них подвести увлекательную игровую основу.
В данной работе приведены примеры дидактических упражнений и задачи, решаемые в процессе выполнения задания. На основании этого материала учитель-логопед может создать целую картотеку подобных упражнений, систематическое выполнение которых поможет разнообразить коррекционную работу и благотворно скажется на успеваемости учащихся.
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия А (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие словарного запаса;
- Развитие навыка письма.
Материал: карточки со словами.
Ход занятия: логопед раздает карточки с пропущенными согласными, ученикам надо догадаться какие буквы пропущены, вставить их и переписать в тетрадь.
Примерный вариант: __апочка - __абочка; и__ра – и__ра; __ачка - __ачка; бо__т – бо__т; __ить - __ить; __ожки - __ожки; пло__ы – пло__ы; __олит - __олит; __от - __од; со__а – со__а; __инт - __инт; бу__ки – бу__ки; __уп - __уп; __ар - __ар; __айка - __айка; __ёлка - __ёлка; __ью - __ью.
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Б (Расшифруй ритм)
Задачи:
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие слуховой памяти.
Материал: карточки со слогами.
Ход занятия: на доске начерчены чередующиеся палочки, сгруппированные по одной, по две, по три или по четыре. Ученику надо произнести любой слог в указанном ритме.
Примерный вариант:
/ /// /// //// / // //
ка какака какака какакака ка кака кака
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия В (Расшифруй текст).
Задачи:
- Развитие фонематического восприятия и представления;
- Развитие предложно-падежных конструкций;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие связной речи;
- Развитие навыка письма и чтения;
- Развитие логического мышления.
Материал: карточки с предложениями.
Ход занятия: на доске или на карточке зашифрованы тексты по вариантам, ученикам предлагается прочитать и исправить последовательность слов в предложении и переписать в тетрадь.
Примерный вариант:
Щегла Юра поймал. В клетку щегла он посадил. В клетке сидит щегол. Не поёт он. Щегла выпустил и клетку открыл Юра. Улетел в лес щегол. Свою песню запел и сел на ветку он.
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Г (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
- Развитие фонематического восприятия и представления;
- Развитие зрительного восприятия и представления;
- Развитие навыка письма.
Материал: карточки с буквами.
Ход занятия: на карточке записаны ряды букв. Ученикам предлагается расшифровать слова из указанных букв и записать в тетрадь.
Примерный вариант: влок, уктс, сьло, исла, еньт, лсео, диху, оонк, язем, агор, ттор, огмр, ецвт, лоет, еопд, атрм, изам, аваз, оолт, тиас, итнб, цаяз, азяр.
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Д1 (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие слогового анализа и синтеза;
- Развитие лексики на тему «Животные»;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления.
Материал: кружочки со слогами.
Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и просит детей собрать слова на тему «Животные».
Примерный вариант:
гуш – ка – ля (лягушка), мот – бе – ге (бегемот), ко – кро – дил (крокодил), те – пан –ра (пантера), ца – ли – си (лисица), со - но – рог (носорог), зе – шим – пан (шимпанзе), я – о – безь – на (обезьяна), ва – ко – ро (корова).
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Д2 (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие слогового анализа и синтеза;
- Развитие лексики на тему «Птицы»;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления.
Материал: кружочки со слогами.
Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и просит детей собрать слова на тему «Птицы».
Примерный вариант: ка- со – ро (сорока), ро – на – во (ворона), во – бей –ро (воробей), бат – аль – рос (альбатрос), пе – канн – ли (пеликан), го – фла – мин (фламинго), па – клюв – ло - то (лопатоклюв), ни – ца – си (синица), ко – бри – ли (колибри), вин – пинг (пингвин).
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Д3 (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие слогового анализа и синтеза;
- Развитие лексики на тему «Насекомые»;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления.
Материал: кружочки со слогами.
Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Насекомые».
Примерный вариант:
Чик – куз – не (кузнечик), ча – ран – са (саранча), та – кан – ра (таракан), боч – ка – ба (бабочка), чок – свер (сверчок), ла – пче (пчела), шень – шер (шершень), гу – ца – ни – се (гусеница), мар – ко.
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Д4 (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие слогового анализа и синтеза;
- Развитие лексики на тему «Растения»;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления.
Материал: кружочки со слогами.
Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Растения».
Примерный вариант:
Шай – ли – ник (лишайник), за – ре – бе (береза), па – ли (липа), сень – я (ясень), фи – ка – ал (фиалка), за – ро (роза), я – ли – ли (лилия), шин – ка – кув (кувшинка), он – пи (пион), рис – и (ирис), ко – чик – ло – коль (колокольчик).
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Д5 (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие слогового анализа и синтеза;
- Развитие лексики на тему «Посуда»;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления.
Материал: кружочки со слогами.
Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Посуда».
Примерный вариант:
ка – лож (ложка), ка – вил (вилка), рел – ка – та (тарелка), шлаг – дур (дуршлаг), то – си (сито), рю – каст – ля (кастрюля), ско – ка – род – во (сковородка), лён – ка – мас (маслёнка), за – ва (ваза), шин – кув (кувшин).
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Д6 (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие слогового анализа и синтеза;
- Развитие лексики на тему «Обувь и одежда»;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления.
Материал: кружочки со слогами.
Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Обувь и одежда».
Примерный вариант:
Лен – ва – ки (валенки), ру – ка – баш (рубашка), то – паль (пальто), би – зон – ком – не (комбинезон), ка – курт (куртка), па – шля (шляпа), ка – шап (шапка), са-ги-по (сапоги), со-нож-ки-бо (босоножки), е-плать (платье).
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Д7 (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие слогового анализа и синтеза;
- Развитие лексики на тему «Школьные принадлежности»;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления.
Материал: кружочки со слогами.
Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Школьные принадлежности».
Примерный вариант:
Радь – тет (тетрадь), ран – ка – даш (карандаш), ка – ли – ней (линейка), нал – пе (пенал), ка – ав – руч – то (авторучка), нот – блок (блокнот), ник – учеб (учебник), куль – цир (циркуль), ки – крас (краски), тик – лас (ластик).
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Д8 (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие слогового анализа и синтеза;
- Развитие лексики на тему «Электротовары»;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления.
Материал: кружочки со слогами.
Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Электротовары».
Примерный вариант:
Пы – сос – ле (пылесос), ви – те – зор – ле (телевизор), вы – со – ка – мал – ко – жи (соковыжималка), со – ка – мя – руб (мясорубка), кар – чист – фе – ка – то – ле (картофелечистка), ник – хо – диль – ло (холодильник).
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Д9 (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие слогового анализа и синтеза;
- Развитие лексики на тему «Профессии»;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления.
Материал: кружочки со слогами.
Ход занятия: учитель раздаёт кружочки со слогами и детям надо собрать слова на тему «Профессии».
Примерный вариант:
Тель – чи – у (учитель), у – ца – бор – щи (уборщица), сарь – сле (слесарь), чи – ха – тка (ткачиха), ка – щик – мен (каменщик), тарь – сек – ре (секретарь), а – нист – пи (пианист), до – са – вод (садовод), о – лог – зо (зоолог).
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Е (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие суффиксального способа образования слов;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие словарного запаса;
- Развитие навыка письма и чтения;
- Развитие логического мышления.
Материал: карточки с суффиксами, карточки со словами.
Ход занятия: учитель раздаёт детям карточки с суффиксами и карточки со словами. Ученикам надо выбрать из карточек со словами именно те слова и записать их в той последовательности, как зашифрованы слова в виде указанных суффиксов, затем записать в тетрадь.
Примерный вариант:
Суффиксы: иц, ушк, чик, ник, онок, ист, ёнок, очк, ышк, ек, ка, ов, як, ец, инк.
Слова: беглец, избушка, гнездышко, фокусник, рощица, летчик, горнист, волчонок, теленок, кофточка, орешек, печка, горошинка, зимовщик, сосняк.
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия Ж (Расшифруй слово).
Задачи:
- Развитие префиксального способа образования слов;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления;
- Развитие навыка письма и чтения.
Материал: карточки с приставками, карточки со словами.
Ход занятия: учитель раздаёт детям карточки с приставками и карточки со словами. Ученикам надо выбрать из карточек со словами именно те слова и записать их в той последовательности, как зашифрованы слова в виде указанных приставок, затем записать в тетрадь.
Примерный вариант:
Приставки: об, у, при, пере, по, за, с, вы, про, на, до, пре.
Слова: уходит, прибавка, прекрасный, пригород, промок, поговорка, забила, перебой, сбежал, надела, объяснил, вымыл.
Дидактическое упражнения «Шифровальщик».
Серия З (Расшифруй предложение).
Задачи:
- Развитие предложено-падежных конструкций;
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие логического мышления;
- Развитие навыка письма и чтения.
Материал: карточки с предложениями.
Ход занятия: на карточках записаны предложения с ошибками, детям надо исправить предложения и записать его в новом виде.
Примерный вариант:
Молоко лакали плошки из большой зеленой кошки.
Я лопатой подметаю, по гвоздям стучу пилой, утюгом бельё стираю и копаю я метлой.
Старый пёс суёт свой воз в подошедший сено нос.
На окошке, свесив кошки, целый день болтали ножки.
Лето наступит после зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»
Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...
Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"
*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, словесно – логического мышления....
Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие
В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...
Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно
Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...
ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)
Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры. Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления"
Коррекционная педагогика...
«Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и специальных дидактических упражнений с детьми ОВЗ»
методическая разработка по развитию мелкой моторики рук по темеКонсультация для педагогов реабилитационного центра....