Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры. Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления"
методическая разработка по математике
Коррекционная педагогика
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение школа № 432 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
на тему
«Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры.
Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления»
(для детей с легкой степенью умственной отсталости)
Учитель: Эльснер Л.Е.
Главной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является недоразвитие познавательных процессов, поэтому дети практически не испытывают потребность в познании.
Развитие познавательных способностей включает в себя развитие
- памяти
- внимания
- мышления
Развитие познавательных способностей осуществляется, в основном, через дидактические игры, которые включаются в этап урока.
Развитию памяти способствуют такие игры, как
- «Найди нужную картинку» - ребёнок смотрит на картинку и старается запомнить её. Затем он закрывает глаза и в это время педагог добавляет несколько картинок. Ребёнку предлагается найти нужную картинку среди остальных.
Для этой игры подойдут картинки с последовательно развивающимся сюжетом.
Игра развивает зрительную память.
- «Запомни букву» - педагог называет ребёнку несколько букв и предлагает назвать те, которые удалось запомнить.
Игра развивает кратковременную слуховую память.
- «Кто идёт по лесу» - педагог даёт детям набор картинок с изображением животных леса (картинки в коробке или в непрозрачном мешочке). Ребёнок вытаскивает одну карточку и показывает движениями и жестами, какое животное идёт по лесу. Игра развивает двигательную память.
Развитию внимания способствуют такие игры, как
- «Узнай по голосу» - выбранный ребёнок поворачивается спиной к детям, а педагог жестом указывает на ребёнка, который должен его позвать по имени изменённым голосом.
Игра развивает слуховое внимание.
- «Съедобное – несъедобное» - подбираются картинки с изображением различных предметов, среди них – продукты. Педагог показывает картинки по очереди, а дети хлопают в ладоши (или поднимают руку), если изображено съедобное.
Игра развивает зрительное внимание.
- «Лабиринты» - как пройти ученику в школу?
- что найдут девочка и мальчик, если пойдут по своим
дорожкам?
- покажи медведю тропинку к другу, где можно отдохнуть
на пенёчках
- «Ребусы» (расшифруй слово)
- ДОБЕ – ОБЕД
- УКАР – РУКА
- КАФШ – ШКАФ
Выполнение таких заданий развивает сосредоточение внимания.
Развитию мышления способствуют такие игры, как
- «Что перепутал художник» - например, в рисунке содержится фрагмент из другого времени года. Ребёнку нужно определить, что не так.
Игра развивает умение анализировать.
- «Что лишнее» - среди ряда карточек одна лишняя. Ребёнку нужно её найти и объяснить свой выбор.
Серии карточек могут быть различными:
- среди букв 1 цифра
- среди посуды 1 школьная принадлежность
- среди птиц 1 животное и т.д.
Игра развивает умение сравнивать и обобщать.
- «Повтори узор» - ребёнок рассматривает узор и повторяет точно такой же на листе бумаги в клетку.
Усложнённый вариант – «Графический диктант» (повтор рисунка под диктовку педагога).
Игра развивает пространственное мышление
Развитию речи и познавательных способностей способствуют мнемотаблицы, где каждое слово закодировано в символ. При перекодировке символов в слова у детей получается рассказ.
Мнемотаблицы могут быть на темы
- «Чему учат в школе»
- «Признаки зимы»
- «Признаки весны»
- «Признаки осени»
- «Виды спорта»
Для свободной деятельности большое значение имеют пооперационные карты (алгоритмы), где, перекодировав символы в действие, ребёнок может самостоятельно что – либо делать, например, мыть руки, одеваться на прогулку (если это соответствует его возможностям).
Пооперационные карты (алгоритмы):
- «Как мыть руки»
- «Как одеваться на прогулку»
- «Как есть за столом»
- «Гимнастика для глаз»
- «Режим дня»
Также развитию речи и ПС способствует работа по следующим направлениям:
- Развитие фонематического слуха и восприятия речи.
- фонематического слуха
- «Найди отличия» (КОСА – КОЗА, ДРОВА – ТРАВА)
- восприятия речи
- пересказ прочитанных педагогом сказок
- пересказ прочитанных педагогом небольших произведений
- Развитие лексической стороны речи (смысловое значение слов и работа с многозначными словами).
- смысловое значение слов
- объяснение значения слов
- работа с многозначными словами
- КЛЮЧ
^
- КОСА
^
- Развитие устной речи.
- рассказ по
- предметной картинке
- сюжетной картинке
- картинке с последовательно развивающимся сюжетом
- об игрушке
- Логоритмические упражнения
Это упражнения по типу: движение – слово
- пальчиковые игры с текстом
Дидактические игры и работа по развитию речи помогают формировать представления об окружающем, о себе, о предметной и социальной действительности.
Для развития познавательных способностей нужно задействовать различные виды анализаторов.
Школьники с нарушением интеллекта нуждаются в большом количестве наглядности. Им необходимы частые повторения знакомых упражнений, содержащих новые элементы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/04/picture-74626.png)
Мастер класс Развитие памяти, внимания, мышления на занчтиях по математике
Мастер класс Развитие памяти, внимания, мышления на занчтиях по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-875508-1621361082.jpg)
Картотека игр для развития памяти, внимания, мышления
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-788959-1462728418.jpg)
Коррекционная программа по развитию памяти, внимания, мышления для детей с ОВЗ во внеурочное время
Коррекционно - развивающая работа по развитию памяти, внимания детей с ОВЗ, направленная на адаптацию к социуму...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-961730-1666258320.jpg)
Коррекционно-развивающая программа "Развитие памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального и среднего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII, VIII вида"
Программа практического сопровождения учащихся, направленная на развитие высших психических функций детей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-721216-1666619918.jpg)
Буклеты для родителей. Развитие памяти, внимания, мышления.
Игры и упражнения, представленные в данной работе, помогут родителям самостоятельно организовать досуг детей и развить мыслительные процессы....
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры. Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления"
Коррекционная педагогика...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/11/picture-734411-1668153532.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
На сегодняшний день проблема познавательного интереса и проблема поиска методов его формирования у школьников с умственной отсталостью актуальна из-за отсутствия системы, учитывающей все современные р...