Дифференциация [ п ] - [ б ].
методическая разработка по теме
Методическая разработка логопедического занятия "Дифферециация [ п ] - [ б ] для групп с нарушением чтения и письма, обусловленных фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differ.p-b_konspekt_zanyatiya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Дифференциация [п], [б] в словах.
Цель: - вырабатывать чёткую дифференциацию [п], [ б ] по звонкости – глухости;
- развивать фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез слов,
фонематические представления;
- расширять лексический запас,
- вырабатывать навыки самоконтроля.
Дидактические средства: индивидуальные комплекты бук Б, П;
цветные карандаши;
демонстрационные картинки с буквами Б, П;
игра «Эстафета»;
индивидуальные блиц - тесты.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
- - Назовите одинаковые звуки в словах:
1) бублики, батон, булка, баранки, блины;
2) пирожки, печенье, пицца, пончики.
- Какое общее название можно дать всем этим словам?
- Догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня?
- Послушайте отрывок из стихотворения Парамоновой «Капли – барабаны».
Послушаем вместе «пугаться», «пускать»
Здесь голоса нет в звуке «П»,
А в слове «бороться» и в слове «бежать»
Слышится звонкое «Б»
Запомните, «Б» - барабанов бой,
а «П» - лишь капли дождя.
- Ребята, почему «Б» - барабанов бой? «П» - капли дождя?
- Уточнение артикуляции звуков [п], [ б].
- Ребята, давайте сравним звуки Б – Б’, П – П’, . Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков.
Вывод. В звуках п, б
сходство: они согласные, парные, т.к. имеют одинаковую преграду, могут быть мягкими и твёрдыми;
различие: звук п – глухой, звук б – звонкий.
- Дифференциация п-б в словах ( устно).
Игра «Эстафета».
- Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.
У каждого ученика беговые дорожки и фишки желтого и коричневого цвета.
Логопед диктует слова, дети продвигают фишки.
Слова: бутон, добро, подарок, капитан, топот, абрикос, апрель. работа, компот альбом, бусы.
- Кто победил? С каким счётом?
- Анализ слов – паронимов.
- Ребята, буквы б и п прислали нам шифровку. Попробуйте прочитать, что они написали. Объясните значение слов.
Слова: бочка – почка, балка – палка, бил – пил, забор – запор, плещут – блещут.
Слова прочитываются, объясняется значение. Запись в тетради.
- Игра «Доскажи словечко». У детей комплекты букв б-п, подсказывая слово, показывают нужную букву.
-Ребята, у меня есть незаконченные стихи, подскажите, пожалуйста, нужное словечко.
- Капусту вытащили из … (бочки)
Листья появились из … (почки).
- Я холодную воду не … ( пил)
И собаку свою я не … (бил).
- Старик опирался на … (палку)
Крыша опирается на … (балку)
- На воротах хороший … (запор)
Вокруг дома построен … (забор)
- В синем море волны … (плещут)
В синем небе звёзды … (блещут).
- Динамическая пауза.
Зарядка для отличника.
1.«Перекрёстные шаги». Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу – к ней опускаем правую руку. «Встретиться» им суждено примерно на уровне живота. Затем рука и нога меняются.
2.«Крюки Дэннисона». Руки вперёд, соединяем тыльной стороной ладоней. Перекрещиваем руки и делаем замочек из пальцев. Сгибаем руки в локтях и прижимаем к груди. Закрываем глаза.
3.Ноги параллельно, носочки чуть внутрь, коленки расслаблены. Руки вытягиваем вперёд и соединяем пальцы домиком. Большой палец направлен в потолок, остальные в пол. Глаза открыты, тоже смотрят в пол.
- Графический диктант. Игра «Поймай рыбку»
- Мы сейчас будем ловить рыбку из аквариума. На каждой рыбке ест картинка, вы назовёте картинку, скажете, какой звук есть в этом слове, п или б, и на каком месте он стоит.
Каждый ученик выходит к доске, ловит рыбку, записывает на доске букву и её место в слове.
- Игра «Самый умный».
Логопед задаёт вопросы, дети отвечают одним словом, ответы записываются в тетради, звуки п – б выделяются желтым и коричневым цветом. Правильно ответивший, получает звёздочку. В конце игры подсчитываются звёздочки, определяется «самый умный» ученик.
Вопросы.
-Кого ловят рыболовы?
- Какое дерево имеет белую кору?
- Что ставит на зуб врач – стоматолог?
- Какое вежливое слово вы говорите, когда благодарите?
- О каком овоще говорят: «Сто одёжек и все без застёжек»?
- Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это …?
- Ёмкость, в которой продают лимонад?
- Назови одним словом: стол, стул, диван, шкаф -…
- Как зовут лучшего друга Винни-Пуха?
- Какой день недели наступает после четверга? а после пятницы?
- Заполнить блиц – тест. Вставить в слова буквы б или п.
III. Итог.
- О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?
- Чем эти звуки похожи?
- Назовите отличительный признак звука б (п).
- Что больше всего понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Методического совета....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...
Уровневая дифференциация на уроках математики
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. ...
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Очень помогает на уроках литературы....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....