Индивидуальный образовательный маршрут- ключевая составляющая ППМС сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство. Организация обучения и воспитания школьников с овз требует особых образовательных условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_osnovnaya_sostavlyayushchaya_ppms.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд
Индивидуальный образовательный маршрут-
ключевая составляющая ППМС сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство. Организация обучения и воспитания школьников с овз требует особых образовательных условий.
Слайд
К этим условиям относятся:
- нормативно-правовая база организации инклюзивного образования:
-различные формы и методы организации урока;
-материально-техническое обеспечение учебного процесса;
- коррекционно-развивающая деятельность с учетом особенностей детей с ОВЗ;
-специальная подготовка педагогических кадров;
- индивидуальный образовательный маршрут.
Слайд
Индивидуальный образовательный маршрут это документ, который позволяет создать специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания.
Слайд
Структура индивидуального образовательного маршрута
представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою цель, задачу и смысловую нагрузку. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить комплексную психолого-педагогическую работу с учащимся по различным направлениям.
Слайд
Необходимо отметить, что создание и реализация ИОМ возможна, если в образовательном учреждении создана служба ППМС сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ индивидуального образовательного маршрута.
Слайд
На следующем слайде представим индивидуальный образовательный маршрут на учащегося 5 класса, обучающегося по специальной (коррекционной) программе VII вида с частичной инклюзией.
Титульный лист включает в себя наименование учреждения, адресность ИОМ, класс, гриф утверждения, дата и № протокола ПМПк, согласование с родителями.
Слайд
Раздел «общие сведения» содержит информацию о родителях ребенка, о педагогах, которые сопровождают данного учащегося, заключение и рекомендации школьного консилиума или ПМПК, основную цель и задачи ППМС сопровождения.
Слайд
Во втором разделе ИОМ представлен учебный план. Он составляется заместителем директора по учебной работе.
Слайд
Раздел 3 представлен в виде дорожной карты учащегося. Дорожная карта – это сетка занятости учебного и вне учебного времени учащегося. Администратор составляет расписание уроков и коррекционных занятий, создавая комфортный психо-эмоциональный режим обучения. Для более лёгкой ориентации в дорожной карте мы обозначили предметы разными цветами. Предметы, которые учащийся изучает в классе обозначены красным цветом, индивидуально -синим цветом. Коррекционные занятия обозначены зеленым цветом. Дорожная карта имеется у каждого учащегося, учителя и специалиста, которые сопровождают учащегося.
Слайд
Следующий раздел -это блок коррекционно-развивающей работы. В этом разделе определяется необходимая психологическая, логопедическая, социальная коррекция. Определяются названия и направления коррекционно-развивающих программ. Указывается режим и форма занятий с учащимися, а так же показатель и методы отслеживания динамики развития.
Слайд
Пятый раздел посвящен социализации учащегося. Социальный педагог совместно с классным руководителем разработал мероприятия направленные на раскрытие потенциальных возможностей учащегося. Зная личные особенности учащегося специалисты, определяют форму участия школьника. Результатом данного направления является участие учащегося с ОВЗ в мероприятиях школьного, городского, районного уровней.
Слайд
Параллельно ИОМ ведется дневник динамического наблюдения. Дневник динамического наблюдения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ППМС сопровождения диагностика-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии школьника.
Слайд
Структура дневника динамического наблюдения включает в себя : информационная карта учащегося, результаты педагогического, психологического, социального и логопедического наблюдение. Рассмотрим подробно разделы ДДН.
Слайд
Информационная карта включает в себя персональные данные о ребенке и его семье, ФИО педагогов которые сопровождают данного учащегося, заключение и рекомендации ПМПк, основные направления ППМС сопровождения.
Каждый специалист ППМС сопровождения разработал листок динамического наблюдения.
Слайд
Классный руководитель или учитель-предметник отслеживает результаты учебной деятельности по предметам один раз в четверть по пятибалльной системе.
Слайд
Педагог-психолог отслеживает динамику развития познавательной и эмоциональной сферы, психологических качеств личности обучающихся с ОВЗ и вносит результаты диагностического обследования в ДДН три раза в год: сентябре, декабре, мае.
Слайд
Мониторинг речевого развития представлен в дневнике динамического наблюдения по приоритетным направлениям: связная речь, словарь и словообразование, грамматический строй речи, звуко-слоговая структура слова и другое. Показатели динамики вносятся логопедом в начале и конце учебного года.
Слайд
Социальный педагог в своем ДДН отражает личностное и межличностное развитие учащихся, санитарно-гигиенические навыки.
Слайд
Общий анализ реализации ИОМ мы проводим на итоговом заседании ПМПк в конце учебного года. Каждый специалист ППМС сопровождения проводит итоговый мониторинг по своему направлению и коллегиально на заседании консилиума выносится решение о дальнейшей работе по сопровождению учащегося. Определяются цель, задачи и направления на новый учебный год.
Слайд
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут является ключевой составляющей ППМС сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Используя новые подходы в организации учебного и коррекционного процесса, мы создаем комфортные условия для обучения и развития детей с ОВЗ. И мы надеемся, что направления и составляющие нашей работы делают обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья гармоничным и полноценным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....
Индивидуальный образовательный маршрут по обществознанию для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящего)
Индивидуальный образовательный маршрут по обществознаниюдля учащегося с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящего)разработан учителем обществознанияТотиевой Галиной Дмитриевной ГБОУ СОШ...
Профориентация как составляющая часть решения задачи социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассматриваются направления профориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Статья может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, р...
Доклад по теме: "Федеральный государственный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: этап становления и соотнесения аспектов ключевых компетенций, методов и форм проведения внеклассных мероприятий при внедрении ФГОС". Борисова А.А
Модернизация образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране вышла на новый этап: завершилось общественное обсуждение проекта Концепции Федерального государственного станда...
Реализация коррекционно-развивающей составляющей в образовательном процессе в условиях стандартизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья, применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики ...