Индивидуальный образовательный маршрут- ключевая составляющая ППМС сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Шейкина Оксана Викторовна

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья   в образовательное пространство. Организация обучения и воспитания школьников с овз требует особых образовательных условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_osnovnaya_sostavlyayushchaya_ppms.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Слайд

Индивидуальный  образовательный маршрут-

ключевая составляющая  ППМС сопровождения

 детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья   в образовательное пространство. Организация обучения и воспитания школьников с овз требует особых образовательных условий.

Слайд

К этим  условиям  относятся:

- нормативно-правовая база  организации  инклюзивного образования:

-различные формы и методы организации урока;

-материально-техническое обеспечение учебного процесса;

- коррекционно-развивающая деятельность с учетом особенностей детей с ОВЗ;

-специальная подготовка педагогических кадров;

- индивидуальный образовательный маршрут.

Слайд

           Индивидуальный образовательный маршрут это документ, который позволяет создать специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания.

Слайд

Структура индивидуального образовательного маршрута
представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою  цель,  задачу и смысловую нагрузку. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить комплексную психолого-педагогическую работу с учащимся   по различным направлениям.

Слайд

Необходимо отметить, что создание и реализация ИОМ  возможна, если  в образовательном учреждении создана  служба ППМС сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ индивидуального образовательного маршрута.

Слайд

На следующем слайде представим индивидуальный образовательный маршрут на учащегося 5 класса, обучающегося по специальной (коррекционной) программе VII вида с частичной инклюзией.

Титульный лист включает в себя наименование учреждения, адресность ИОМ, класс, гриф утверждения, дата и № протокола ПМПк, согласование с родителями.

Слайд

Раздел «общие сведения» содержит информацию о родителях ребенка, о педагогах, которые сопровождают  данного учащегося, заключение и рекомендации школьного консилиума или ПМПК, основную цель и задачи ППМС сопровождения.

Слайд

Во втором  разделе  ИОМ представлен  учебный план. Он составляется заместителем директора по учебной работе.

Слайд

Раздел 3 представлен в виде дорожной карты учащегося. Дорожная карта – это сетка занятости учебного и вне учебного времени учащегося. Администратор составляет расписание уроков и коррекционных занятий,   создавая комфортный психо-эмоциональный режим обучения. Для более лёгкой ориентации  в дорожной карте мы обозначили предметы разными цветами. Предметы,  которые учащийся изучает в классе  обозначены красным цветом, индивидуально -синим цветом. Коррекционные занятия обозначены зеленым цветом. Дорожная карта имеется у каждого учащегося,  учителя и специалиста, которые сопровождают учащегося.

 Слайд

Следующий раздел -это блок  коррекционно-развивающей работы. В этом разделе определяется необходимая психологическая, логопедическая,  социальная коррекция.  Определяются названия и направления коррекционно-развивающих программ. Указывается режим и форма занятий с учащимися, а так же показатель и методы отслеживания динамики развития.

Слайд

Пятый  раздел  посвящен социализации учащегося. Социальный педагог совместно с классным руководителем разработал мероприятия направленные на раскрытие потенциальных возможностей учащегося. Зная личные особенности учащегося специалисты, определяют форму участия школьника. Результатом данного направления является участие учащегося с ОВЗ в мероприятиях школьного, городского, районного уровней.

Слайд

Параллельно ИОМ ведется дневник динамического наблюдения. Дневник динамического наблюдения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ППМС сопровождения диагностика-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии школьника.

Слайд

 Структура дневника динамического наблюдения  включает в себя : информационная карта учащегося, результаты  педагогического, психологического, социального и логопедического наблюдение. Рассмотрим подробно разделы ДДН.

Слайд

Информационная карта включает в себя персональные данные о ребенке и его семье, ФИО педагогов которые сопровождают данного учащегося, заключение и рекомендации ПМПк, основные направления ППМС сопровождения.

Каждый специалист ППМС сопровождения разработал листок динамического наблюдения.

Слайд

Классный руководитель или учитель-предметник отслеживает результаты учебной деятельности по предметам один раз в четверть по пятибалльной системе.

Слайд

Педагог-психолог отслеживает динамику развития познавательной и эмоциональной сферы,  психологических качеств личности  обучающихся  с ОВЗ и вносит результаты  диагностического обследования в ДДН три раза в год: сентябре, декабре, мае.

Слайд

Мониторинг речевого развития представлен в дневнике динамического наблюдения по приоритетным направлениям: связная речь, словарь  и словообразование, грамматический строй речи, звуко-слоговая структура слова  и другое. Показатели динамики вносятся логопедом в начале и конце учебного года.

Слайд

Социальный педагог в своем ДДН отражает личностное и межличностное развитие учащихся, санитарно-гигиенические навыки.

 Слайд

Общий анализ реализации ИОМ мы проводим на итоговом заседании ПМПк в конце учебного года. Каждый специалист ППМС сопровождения проводит итоговый мониторинг  по своему направлению и коллегиально на заседании консилиума выносится решение о дальнейшей работе по сопровождению учащегося.  Определяются цель, задачи и направления на новый учебный год.

Слайд

    Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут является  ключевой  составляющей ППМС сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Используя новые подходы  в организации учебного и коррекционного процесса,   мы создаем  комфортные условия  для обучения и развития  детей с ОВЗ.  И мы надеемся, что направления и составляющие нашей работы  делают обучение и развитие детей с  ограниченными возможностями здоровья гармоничным и полноценным. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

Индивидуальный образовательный маршрут по обществознанию для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящего)

Индивидуальный образовательный маршрут по обществознаниюдля учащегося с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящего)разработан учителем обществознанияТотиевой Галиной Дмитриевной ГБОУ СОШ...

Профориентация как составляющая часть решения задачи социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассматриваются направления профориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Статья может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, р...

Доклад по теме: "Федеральный государственный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: этап становления и соотнесения аспектов ключевых компетенций, методов и форм проведения внеклассных мероприятий при внедрении ФГОС". Борисова А.А

Модернизация образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране вышла на новый этап: завершилось общественное обсуждение проекта Концепции Федерального государственного станда...

Реализация коррекционно-развивающей составляющей в образовательном процессе в условиях стандартизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья,  применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики ...