Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».
методическая разработка
Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Белочка»
ОТЧЕТ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Учителя-дефектолога за 2021-2024 годы
«Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования»
Подготовила
Гайдарова Эльвира Абдурахмановна,
учителя-дефектолога
г. Нижневартовск, 2023 год
Отчет по профессиональному развитию
учителя-дефектолога МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Махмудовой Зайнаб Абдурахмановны
Тема самообразования: «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».
Дата начала работы над темой: «01» сентября 2021 года.
Предполагаемая дата окончания работы над темой: «31» мая 2024 года.
Цель: повышение теоретического и научно-практического уровня профессионального мастерства и компетенции учителя-дефектолога в оказании педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
1. Повысить профессиональный уровень в области инклюзивного образования и сопровождения детей с ОВЗ путем изучения методической литературы, передового педагогического опыта, курсов повышения квалификации.
2. Внедрить инновационные технологии сопровождения воспитанников с ОВЗ в образовательном учреждении.
3. Разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут и рабочую образовательную программу для детей с ОВЗ.
4. Осуществлять психологическое просвещение педагогов, и родителей (законных представителей) по вопросам речевого развития детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов, мастер-классов, родительских собраний).
5. Обобщить и распространить свой педагогический опыт посредством участия в семинарах, конференциях, в городском методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов и воспитателей компенсирующей и комбинированной направленности, публикации материалов на в сетевых педагогических сообществах: http://Wix.com., https://nsportal.ru/
Планируемые результаты:
- повышение теоретического и научно-практического уровня профессионального мастерства и компетенции учителя-дефектолога в области инклюзивного образования;
- использование в практической деятельности учителя-дефектолога полученных знаний по сопровождения детей с ОВЗ;
- повышение уровня успешной интеграции, адаптации и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (разработка индивидуального образовательного маршрута, рабочей образовательной программы для детей с ОВЗ);
- разработка просветительских материалов по изучаемой теме (памяток, стендовой информации, консультаций, психологических практикумов);
- обобщение опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования.
Источники самообразования: специализированная литература (методическая, научно-популярная литература, периодические издания), сетевые педагогические сообщества, семинары, городское методическое объединение городском методическом объединении педагогов. Курсы повышения квалификации, научно-практические конференции различного уровня.
Выполнение теоретического этапа плана профессионального развития
Анализ профессиональных затруднений по данной проблеме
Сроки: сентябрь 2017.
Форма работы: Самоанализ.
Практические выходы: анализ профессиональных затруднений выявил потребность в углубленном изучении темы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Дети с ОВЗ - неоднородная по составу группа дошкольников. В настоящее время основной контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют как дети с нарушениями речи, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. Учитель-логопед должен идти вперед более быстрыми темпами, изучать новые методики, материалы, технологии для создания системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ОВЗ в социуме.
Формулирование темы самообразования, постановка цели и задач в своей работе
Форма работы: проектирование плана по самообразованию.
Практические выходы: разработан план по самообразованию на 2021 – 2024 годы.
Изучение методической литературы по выбранной проблеме самообразования.
Сроки: октябрь – декабрь 2021 г., далее в течение каждого учебного года.
Направления деятельности: теоретическое изучение методических материалов по теме. Изучение информации по проблеме и имеющегося передового опыта.
Практические выходы: при подборе диагностического инструментария и разработке планов и программ коррекционно-развивающей работы изучила методические пособия, программы, а также их элементы в зависимости от целей практической деятельности.
Программы коррекционной направленности
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий по развитию интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сфер дошкольника (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет) Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А.
- Программа «Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Тарасовой Т.Н.
- Психологическое сопровождение дошкольников. Данилова С.И.
- Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников. А.В. Можейко.
- Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина.
- Развитие коммуникативных способностей и социализация детей дошкольного возраста. С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая.
- Программа «Развитие личности ребенка 5-7 лет в детском саду» Добина Н.И.
- Программа «Коррекция личностного развития дошкольников» Мараловой В.Г., Фроловой Л.П.
- Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5, 6-7 лет. Карпова С.И., Мамаева В.В.
- Интеллектуально — развивающие занятия со старшими дошкольниками М.Р. Григорьева.
- Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.
- Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
- Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт.-сост. М.Ю. Михайлина.
- Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
- Кириллова Ю.В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО.
- Программа «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов», Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс.
Программы коррекционной направленности с использованием ИКТ-технологий
- Программа СИРС (система интенсивного развития способностей)
Программы диагностической направленности
- Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР Авторы-составители: А.М. Быховская, Н.А. Казова Методический комплект программы Н.В. Нищевой Т.А.
- Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Фотекова Т.А. Москва 2000 Аркти.
- Стребелева, Е.А. Психолого-педгогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина.-М.: Владос, 2008.-143 с.
Повышение квалификации
Сроки: не реже 1 раза в три года.
Форма работы, направления деятельности: курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, WEB-семинарах.
Результат: удостоверения о повышении квалификации, сертификаты об участии в вебинарах.
Прошла курсы повышения квалификации:
№ | Наименование программы ДПО | Год и место проведения | Кол-во часов |
1 | «Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» | 2020 год, «Луч знаний», Красноярск | 72 часа |
2 | «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО» | 2021 год, «Луч Знаний» Красноярск | 72 часа |
3 | I Югорский нейропсихологический форум | 2023 год, г. Когалым | 8 часов |
Участвовала в вебинарах, конференциях, семинарах, WEB-семинарах, семинарах-практикумах:
Участие в вебинарах, семинарах, конференциях, акциях.
Год | АУ «ИРО» ХМАО-Югры |
2021 | «Организация деятельности ПМПК ХМАО - Югры в соответствии с современными требованиями» |
2021 | Окружная конференция по вопросам реализации ФГОС для лиц с ОВЗ, в т.ч. направлений системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ |
2021 | «Современные коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие инновационную практику инклюзивного образования» |
2022 | «Доступная ранняя помощь детям и их семьям: эффективные практики дошкольных образовательных организаций Югры» |
2022 | «Оказание коррекционно-развивающей помощи обучающимся с нарушениями слуха после операции кохлеарной имплантации» |
2022 | «Поддержка детей с особыми образовательными потребностями: эффективные практики и перспективы» |
2022 | «Социокультурные практики для людей с расстройствами аутистического спектра» |
2023 | Региональный семинар «Деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации по сопровождению различных категорий обучающихся», 30 октября 2023 года |
2023 | Региональный семинар «Эффективные методы и технологии оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи специалистами пППМС-центров», 2 ноября 2023 год |
2023 | Региональный семинар-практикум «Особенности консультирования семьи ребенка с ОВЗ специалистами ПМПК и ППк», 28 июня 2023 года |
2023 | Региональный семинар для специалистов психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей», 24-25 апреля 2023 года |
2023 | Региональный семинар «Актуальные вопросы деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций ХМАО-Югры», 31 января 2023 года |
2024 | Региональный семинар «Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации», 08 февраля 2024 года |
ФРЦ МГППУ | |
2021 | «Сенсорные особенности детей с РАС. Стратегии помощи» |
2021 | «Возможности организации образования и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС» |
2023 | Межрегиональный онлайн-семинар для руководителей и специалистов ТПМПК |
Профессиональное сообщество «Преемственность в образовании» | |
2023 | «Организация полного цикла сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации» |
ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» | |
2022 | «Организация работы логопедической службы в образовательной организации» |
2023 | «Разработка ИОМ обучающегося на основании заключения ПМПК» |
ФГБНУ «ИКП РАО» | |
2023 | «Семья особого ребенка» |
Участие в конференциях, семинарах, заседаниях ГМО
Сроки: согласно плану методической работы МАДОУ № 10 «Белочка», ГМО педагогов.
Направления деятельности: посещение семинаров, проведение мастер-классов, открытых занятий.
Практические выходы: расширение профессиональных компетенций по теме самообразования: выступления на ГМО педагогов, участие в научно-практических конференциях, теоретико-практических семинарах.
Выполнение практического этапа плана профессионального развития
Создание программно-методической документации по теме самообразования
Сроки: сентябрь – май.
Направления деятельности: разработка и подбор методических, дидактических пособий.
Практические выходы:
Разработка методических материалов по познавательному и речевому развитию детей: конспекты занятий, раздаточный материал, наглядные пособия «Четвертый лишний», «Времена года», «Доскажи историю», «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Запомни и назови», «Дорисуй букву», «Раздели по звукам».
Разработка памяток и подбор материала для консультаций, презентаций по просвещению родителей и педагогов: памятки, консультации, буклеты, презентации, мастер-классы.
Методические разработки с использованием коррекционно-развивающих технологий сопровождения воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении: картотека игр кинезиологических упражнений, дыхательной гимнастики, картотека игр по развитию мелкой моторики, картотека игр с LEGO-конструктором,
Коррекционно-развивающая работа с детьми
Сроки: сентябрь – май.
Форма работы:
- участие в разработке и реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи совместно со специалистами психолого-педагогического консилиума МАДОУ №10 «Белочка»»;
- разработка и реализация коррекционно-развивающих занятий «Формирование психологической готовности детей с умственной отсталостью к обучению в школе».
Практические выходы:
Реализация на практике адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ, коррекционно-развивающих занятий для дошкольников с РАС и МН.
Взаимодействие с родителями
Сроки: сентябрь – май.
Направления деятельности: психологическое просвещение родителей по проблемам взаимоотношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья, особенностей их воспитания и развития.
Практические выходы: консультации, родительские собрания, мастер-классы.
Материалы представлены в сетевых педагогических сообществах: http://Wix.com., https://nsportal.ru/.
Взаимодействие с педагогами
Сроки: сентябрь – май.
Направления деятельности: психологическое просвещение педагогов по вопросам воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, особых образовательных потребностей.
Практические выходы: консультации, родительские собрания, мастер-классы, открытые занятия.
Материалы представлены в сетевых педагогических сообществах: http://Wix.com., https://nsportal.ru/ .
Взаимодействие с социальными партнерами
Сроки: сентябрь – май.
Направления деятельности: разработка и реализация маршрутов реабилитационно-образовательного сопровождения детей с особенностями развития в рамках межведомственного взаимодействия между МАДОУ ДСКВ №10 «Белочка» и учреждениями социальной защиты, культуры и спорта.
Практические выходы: реализованный маршрут реабилитационно-образовательного сопровождения детей с особенностями развития.
Выполнение оценочного этапа плана профессионального развития
Анализ проделанной работы по теме самообразования
Сроки: май.
Направления деятельности: самоанализ по теме самообразования.
Практические выходы: определение степени достижения ожидаемых результатов и выстраивание перспективы дальнейшего самообразования.
Распространение опыта работы по самообразованию на практических семинарах, заседаниях ГМО, сетевых педагогических сообществах
Сроки: сентябрь – май.
Направления деятельности: презентация опыта работы, выступление на мероприятиях.
Практические выходы: консультации, родительские собрания, мастер-классы, доклады, консультации, открытые занятия.
Материалы представлены в сетевых педагогических сообществах: http://Wix.com., https://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья....
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях
В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...
Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
психологическое сопровождение -система профессиональной деятельности педагога-психолога, включающая в себя взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и ко...
Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении
В статье рассказывается об опыте создания условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. В школе успешно реализуются проекты, направленные ...
Доклад на тему:"Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении"
Статус ребенок с ОВЗ, нормативно-правовая база, инклюзивное образование, аттестация обучающихся с ОВЗ....
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.
Аннотация: статья посвящена психолого- педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в МКОУ Устьянцевской СОШ, которое является неотъемлемой частью образовательного процесса и выступает как...
Организация предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ЦПМПК
Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования-создание систе...