Презентация"Специфические ошибки в письменной речи учащихся младших классов"
презентация по теме
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
specificheskie_oshibki_v_pismennoy_rechi_uchashchihsya_mladshih_klassov.ppt | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. . Фонематический слух
общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции овладение операциями звукового анализа и синтеза выработка орфографических навыков успешность обучения грамоте овладение чтением Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:
звонкие- глухие: “ б лакала” – п лакала “ к рафин” – г рафин “ т ом” – д ом “карто в ель” – карто ф ель свистящие – шипящие: “ ча ш и” – ча с ы “пиро з ное” – пиро ж ное “ка к ели” – ка ч ели “ ж дорово” – з дорово “ ж олотистый” – з олотистый Ошибки возникающие из-за несформированности фонематического слуха: Смешение звуков
твердые – мягкие “поте р ала” – поте р яла “яго д и” – яго д ы “си н ая” – си н яя сонорные : не связанные с нарушением звукопроизношения звук [р] на [л] и обратно “ л жи ” – р жи “т л и” – т р и звук [м] на [н] и обратно “ н ебель ” – м ебель, “ н есок” – м ешок звук [й] на [л] “ т аль” – ч ай звуки [р] и [л] на [й] “бо й но” – бо ль но аффрикат [ц,ч] с составляющими их звуками [т + с; т + ш] “вселился” – вцепился “ с веты” – ц веты, “пти ч ы” – пти ц ы “ ч веты” – ц веты [с] и [з] со звуками [т] и [д] “кра т ит” – кра с ит “кор д инка” – кор з инка Ошибки возникающие из-за несформированности фонематического слуха:
Виды ошибок в письменной речи Смешения и замены парных согласных (сильная позиция)
Виды ошибок в письменной речи Неправильное обозначение мягкости согласных
Виды ошибок в письменной речи Смешения гласных (о- у, ё- ю, и- е)
Направления работы по формированию фонематического слуха Развитие слухового восприятия. 2. Формирование и развитие представлений о звуке. 3. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков. Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане .
Развитие слухового восприятия развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса развитие умения различать слова близкие по звуковому составу развивать умение различать гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые- мягкие звуки
Игра «Веселые названия» Баман альбом витамин клетка Паман айбом митанин къетка Банан аньбом фитамин клетта Банам авьбом виталим тлетка Игра «Повтори словечко» Мак – бак – так ток – тук – так бак – бак – бок Моток - каток – лоток ком – дом - гном батон – бутон – бетон
Игра «Четвёртый лишний» Канава – канава – какао – канава Ком – ком – кот – ком Винт – винт – винт – бинт Минута – монета – минута – минута Игра «Подставь нужное слово» Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК
Формирование и развитие представлений о звуке
Формирование умения дифференцировать звуки в слогах на слух и в произношении Игры: «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись» «Путешествие» «Какой звук поймал в ладошку?» «Свяжем мы из слов цепочку - не дадим поставить точку» «Встречу слово на дороге разобью его на слоги» «Слушай и показывай» «Что лишнее? » Произнести ряд слогов «па-па-па- ба -па» Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог. «Кто больше назовёт слов?» с одинаковым окончанием « Лисичка-сестричка-синичка-невеличка» на заданный звук длинные – короткие слова
Выделение звука на фоне слова Выдели начальный звук из слов. Запишите соответствующую букву.
Какая картинка лишняя и почему?
Какая картинка лишняя и почему?
Б П Дифференциация звуков П и Б в словах 4
Какими овощами и фруктами угостят зверей Белоснежка и Красная Шапочка?
Зачеркните цифру, соответствующую месту заданного звука Звук П : Звук Б : п а п оротник б ар б арис 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ло п ата б а б очка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вставь пропущенные слоги ПА или БА ры … … кет ла … … нан ар … … ран ли … … ром Впиши в схемы слоги с буквами Б и П Блуза, пылинка, пилоты, булавка ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ БА ПА ПА ПА БА БА БА ПА блу бу пи пы
СЕЛЬ…Ь Поймайте нужную букву и вставьте в слово УЛО ... РЫ...КА ПРУ... КАМЫ… КИ... ЁР.. Т Б Ж Ф Д ОСТРО… Д В Ш П Ш Т В Д Ш Т Ш В В Б Д
Формирование умения дифференцировать звуки в словосочетаниях Составь словосочетания
Составь предложения, используя картинки. Полина и Борис пригласили . . . . . в . . . . . . . На арене выступали . . . . . . и . . . . . . . Составь предложения, используя слова и картинки. живут На севере Крайнем и На Крайнем севере живут пингвины и белёк.
Замени условные обозначения буквами П или Б. Посчитай сколько слов с заданным звуком. Вставь пропущенные буквы в слова в структуре текста. Старушка о(─)ирается на (─)алку. Крыша о(─)ирается на ( ~ )алку. Ссору надо за( ~ )ыть. Лекарство надо за(─)ить. В синем море звезды ( ~ )лещут. В синем море волны (─)лещут. Формирование умения дифференцировать звуки в тексте Б Б Б П П П П П
Формирование умения дифференцировать звуки в тексте Замени символы буквами, прочитай и запиши текст
Вставь пропущенные буквы П или Б. Наш дом …ольшой и красивый. На …ервом этаже магазин. В магазине …родают одежду, о…увь. У …одъезда дома растут то…оля и …ерезы. Вокруг дома ре…ята …осадили много цветов. Б Б Б Б П П П П П
Упражнение "Корректурная правка" Зачеркнуть заданные буквы: 1. Одну букву 2. Согласную (с которой есть проблемы, по одной) Через 5 - 6 дней 3. Две буквы (одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек). Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.
запись слогов, слов вставка пропущенных сомнительных букв предупредительные диктанты Работа по слуховой дифференциации звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся» для 9 класса составлена н...
Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов
Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...
Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)
Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...
Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.
Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...
Нарушения письменной речи учащихся начальных классов
В настоящее время вопрос нарушения письма у младших школьников остается одним из актуальных в логопедии. Это нарушение ведет к серьезным проблемам в овладении учениками грамотой на начальных эта...
Методика обучения творческой письменной речи учащихся 5 классов школ с углублённым изучением английского языка
Методика обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением английского языка по сути своей мало отличается от методик, используемых в средних школах. Здесь можно увидеть и фундаментальную (...