Методика обучения творческой письменной речи учащихся 5 классов школ с углублённым изучением английского языка
методическая разработка по английскому языку (6 класс)
Методика обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением английского языка по сути своей мало отличается от методик, используемых в средних школах. Здесь можно увидеть и фундаментальную (классическую) методику, и классический подход к изучению иностранных языков, и лингвосоциокультурный метод, и коммуникативный подход. Отличие в преподавании английского (да и любого иностранного) языка в средней школе и в школе с углубленным изучением заключается в интенсивности обучения языку и отображено в рабочей программе обучения иностранному языку.
Методика обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением английского языка по сути своей мало отличается от методик, используемых в средних школах. Здесь можно увидеть и фундаментальную (классическую) методику, и классический подход к изучению иностранных языков, и лингвосоциокультурный метод, и коммуникативный подход. Отличие в преподавании английского (да и любого иностранного) языка в средней школе и в школе с углубленным изучением заключается в интенсивности обучения языку и отображено в рабочей программе обучения иностранному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_tvorcheskoy_pismennoy_rechi._5_klass.docx | 48.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава II. Методика обучения творческой письменной речи учащихся 5 классов школ с углублённым изучением английского языка
Методика обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением английского языка по сути своей мало отличается от методик, используемых в средних школах. Здесь можно увидеть и фундаментальную (классическую) методику, и классический подход к изучению иностранных языков, и лингвосоциокультурный метод, и коммуникативный подход. Отличие в преподавании английского (да и любого иностранного) языка в средней школе и в школе с углубленным изучением заключается в интенсивности обучения языку и отображено в рабочей программе обучения иностранному языку.
II.1. - Анализ программы (ФГОС, рабочая программа)
В соответствии с требованиями ФГОС составляются рабочие программы обучения, проводится непосредственно весь процесс обучения.
Какие предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования регламентирует нам ФГОС по обучению иностранному языку. (пункт 11 ФГОС)
Иностранный язык. Второй иностранный язык:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Пункт 18 ФГОС определяет требования к разделам основной образовательной программы основного общего образования. Программа должна содержать:
цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта;
описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;
типовые задачи применения универсальных учебных действий;
описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;
планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;
виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;
описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;
систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;
методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В IV разделе ФГОС излагаются требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Всего перечислены пять условий реализации образовательной программы. Мы рассмотрим требования к этим условиям применительно к школам с углубленным изучением иностранных языков.
Кадровые условия:
- укомплектованность педагогическими работниками;
- уровень квалификациипедагогических работников;
Повышение квалификации учителей осуществляется не только традиционной курсовой подготовкой один раз в пять лет, но и проведением модульных курсов, семинаров, круглых столов, мастер-классов. Что может выбрать для себя учитель английского языка для повышения квалификации: очные курсы на базе ИПК, очно-заочные курсы, курсы по модульно-накопительной системе, дистанционные курсы, сетевые сообщества, учебно-методические семинары, мастер-классы учителей-практиков.
Материально-технические условия и психолого-педагогические условия:
- учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории;
- помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью;
- лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков;
- информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
- полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), носители цифровой информации;
- размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
- проведение массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
- выпуск школьных печатных изданий, работа школьного телевидения;
Психолого-педагогические условия:
- преемственность содержания и форм по отношению к начальной ступени общего образования;
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
Информационно-методические условия:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
- информационно-методическая поддержка образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
II.1.2 - Анализ УМК ("EnglishV" Верещагина И. Н., Афанасьева О. В., 5 класс)
В качестве материала для анализа реализации рабочей программы обучения английскому языку в школах с углубленным изучением иностранных языков была выбрана рабочая программа, разработанная И.Н. Верещагиной и О.В. Афанасьевой «EnglishV» для 5 класса. Данная рабочая программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., ФГОС основного общего образования, примерной образовательной программы основного (среднего) общего образования (Примерные программы основного общего образования.. Иностранный язык. 5-9 классы: проект. – 4-е изд., испр.- М.: Просвещение, 2011. – 144с. – (Серия «Стандарты второго поколения»), с учетом авторской программы В.В. Сафоновой для школ с углубленным изучением иностранных языков 2-11 классы (Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений : Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II – XI классы . // АСТ. Астрель. Хранитель. Москва, 2007. – 5 – 7 классы. – с.59 – 85.
Верещагина И.Н. Английский язык. V класс: учебник для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Н.И. Верещагина, О.В. Афанасьева. – М. : Просвещение, 2012. – 174 с.
Верещагина И.Н. Английский язык. V класс: учебник для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Н.И. Верещагина, О.В. Афанасьева. – М.: Просвещение, 2012. – 172 с. а также методических пособий для учителя и учащихся:
И.Н. Верещагина. Английский язык: Кн. для учителя к учеб. для V класса для общеобразоват. учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с.
И.Н.Верещагина, О.В. Афанасьева. Английский язык: Рабочая тетрадь к учебнику V кл. для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Задания и упражнения с ключами // - М.: Просвещение, 2012. –160 с.
И.Н.Верещагина, О.В. Афанасьева. Английский язык: Книга для чтения к учебнику V кл. для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Задания и упражнения с ключами // - М.: Просвещение, 2012. –96 с.
Рабочая программа рассчитана на 175 учебных часов (5 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение контрольных работ – 16.
В процессе изучения английского языка реализуются следующие цели:
Предметные:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции
(речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной)
Метапредметные
Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языкав современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры.
Формирование уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки.
Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предметана ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы профессиональной деятельности.
В 5 классе углубленного изучения английского языка предусмотрены следующие виды контроля:
входящий с целью определения остаточных знаний (сентябрь) – сочинение;
всех видов речевой деятельности в виде текстов по чтению, аудированию, тематический контроль устной речи, диктанты или творческие задания по письму – каждую четверть;
итоговый контроль в виде контроля говорения за курс 5 класса
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: рассказ, сообщение, просмотр видео, подготовка к представлению, тренировка, участие в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольной работы.
Обязательный минимум обеспечивает преемственностьступеней общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.
Данная рабочая программа + УМК обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык». Так как целью нашей работы является анализ реализации методики обучения творческой письменной речи, то более подробно остановимся на предметных результатах в письменной речи.
Предметными результатами в коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения) являются:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Коммуникативные умения в письменной речи
- писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30—40 слов, включая адрес);
- заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма — около 100—110 слов, включая адрес;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
Учебно-методический комплект для 5-го класса состоит из следующих компонентов:
Учебник по своему содержанию ориентирован на государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету «Иностранный язык». Следует, однако, заметить, что материал, предназначенный для усвоения, по глубине и общему содержанию выше требований образовательного стандарта.
Итак, следует перейти к календарно-тематическому планированию по рабочей программе «EnglshV» для учащихся 5 класса. За один учебный год планируется изучить 18 циклов. Если рассматривать данную программу с целью анализа развития творческой письменной речи у учащихся 5 класса, то стоит останавливаться только на заданиях, которые направлены на приобретение письменных навыков.
В цикле 1 «Все о себе» учащимся предлагаются следующие упражнения:
Написать свой адрес на конверте по образцу.
Напиши все профессии, которые ты знаешь.
Запиши вопросы, которые ты должен задать, если хочешь узнать персональные данные собеседника.
Напиши адрес своего друга по указанным данным.
Опиши кого-нибудь из своих одноклассников, чтобы остальные могли догадаться, кого ты описал.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова (профессии людей), подготовься к проверке правильности написания под диктовку.
В качестве учебного действия по КТП в письме указано: уметь написать адрес с опорой на образец.
Цикл 2 «Повседневная жизнь»:
Учебные действия по КТП: уметь написать сообщение о школе без опоры на образец.
Упражнения:
Преобразуй простые вопросительные предложения в предложения с вопросительным словом по образцу.
Поставьглаголвправильнойформе Present indefinite or present continuous.
Вставь указанные в скобках слова правильно в предложении.
Переведи предложения с русского на английский язык.
Выбери когда ставиться в предложении on а когда off.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 3 «Досуг и увлечения»
Учебные действия по данной теме в КТП не указаны.
Упражнения:
Ответь на вопросы.
Напиши по плану сочинение на тему «Мой последний визит в музей (картинную галерею, выставку и т.п.).
Вставь слова в предложения по смыслу.
Задай вопросы, чтобы получить больше информации на предложение Hevisitedit.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 4 «Путешествия»
Учебные действия по данной теме в КТП не указаны.
Упражнения:
Ответь на вопросы.
Прослушай еще раз диалог, запиши его и разыграй по ролям.
Напиши предложения, опираясь на указанные слова.
Напиши о своем последнем путешествии, поездке. Не забудь использовать новые слова о погоде. Попроси родителей помочь тебе с идеями.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 5 «Разные страны и обычаи»
Учебные действия по КТП: уметь написать небольшое сообщение о традициях Британии с опорой на план.
Контроль письменной речи: мини сочинение.
Упражнения:
Ответь на вопросы, качающиеся исторических фактов о России, США и Великобритании.
Напиши эти предложения, но в другой форме по образцу.
У твоего друга день рождения и он будет устраивать вечеринку. Задай ему минимум 5 вопросов, опираясь на указанные ниже вопросы.
Дай вежливые ответы на заданные вопросы используя willorwon’t .
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 6 «Страны и континенты»
Учебные действия по данной теме в КТП не указаны.
Упражнения:
Скопируй таблицу и заполни ее используя свои знания по странам и континентам.
Расшифруй названия стран (буквы переставлены местами)
Напиши столицы государств.
Переведи на английский предложения.
Поставь слова в скобках в правильную форму.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 7 «Англоязычные страны»
Учебные действия по данной теме в КТП не указаны.
Упражнения:
Выражай свое сомнение по образцу.
Закончи предложения.
Переведи предложения на английский.
Выбери правильный ответ, дополни им предложения.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 8 «Животные в опасности»
Учебные действия по данной теме в КТП не указаны.
Упражнения:
Напиши 6 предложений, используй указанные слова.
Ты знаешь какие-нибудь истории или факты о животных, которые находятся в опасности? Напиши 5-6 предложений об этом.
Дополни диалог.
Переведи предложения на английский.
Подставь правильное слово в предложения.
Поставь слова в правильную форму.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 9 «Цветы года»
Учебные действия по данной теме в КТП не указаны.
Контроль письменной речи: мини-сочинение «Мой любимый щенок»
Упражнения:
Напиши диалоги по картинкам.
Поставь слова в правильную форму.
Напиши предложения с указанными словосочетаниями.
Напиши синонимы к словам.
Переведи предложения на английский.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 10 «Земля в опасности»
Учебные действия по данной теме в КТП не указаны.
Упражнения:
Напиши предложения, используя passivevoice.
Посмотри на картинки и скажи, когда это было сделано.
Переведи предложения на английский.
Задай 10 вопросов к тексту.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 11 «Земля и жители Великобритании»
Учебные действия по КТП: заполнить таблицу по содержанию текста.
Контроль письменной речи по данной теме
Упражнения:
Поставь слова в предложениях в правильную форму: thepresentorthepastpassive.
Переведи предложения на английский.
Посмотри на Бетти и напиши, что она сказала, используя косвенную речь.
Скопируй и заполни таблицу.
Напиши транскрипцию подчеркнутых слов.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 12 «Королева и парламент»
Учебные действия по КТП : лексические единицы по теме «Соединенное Королевство Великобритании»
Упражнения:
Переведи предложения на английский.
Посмотри на картинки и скажи, что студенты сказали г-ну Джонсу.
Скажи, что люди хотели узнать.
Выдели основные идеи в тексте и выпиши их (не менее 10 предложений)
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 13 «Британский образ жизни»
Учебные действия по КТП:написать письмо другу и перечислить правила поведения за столом без опоры на образец.
Упражнения:
Напиши предложения, используя указанные слова.
Задай дополнительно вопросы, чтобы получить больше информации.
Выбериправильно should or shouldn’t.
Переведи предложения на английский.
Составь правильно предложения.
Напиши, опираясь на текст, о Британском образе жизни.
Напиши, какие хорошие манеры ты знаешь, попроси родителей помочь тебе с идеями.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 14 «У врача»
Учебные действия по данной теме в КТП не указаны.
Упражнения:
Напиши предложения в прошедшем времени.
Дополни предложения с eitherandneither.
Напиши, что сказали ученики (в прошедшем времени)
Дополни предложения, используя предыдущие диалоги.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 15 «Визит к врачу»
Учебные действия по данной теме в КТП не указаны.
Упражнения:
Напиши все части тела, которые ты знаешь.
Напиши, что доктор сказал Пете (преобразуй прямую речь в косвенную).
Переспроси, что было сказано в первом предложении и ответь в виде косвенной речи.
Переведи предложения на английский.
Образуй новые слова по образцу (V + -able&Adj + -ness). Проверь написание новых слов по словарю.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 16 «Будь в форме»
Учебные действия по КТП: лексические единицы по теме.
Упражнения:
Заполни таблицу.
Напиши не менее 10 предложений о здоровом образе жизни.
Переведи прямую речь в косвенную.
Поставь правильный артикль.
Вспомни, когда ты последний раз болел. Напиши об этом не менее 10 предложений.
Дополни текст правильными формами глаголов.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Цикл 17 «Спорт»
Учебные действия по КТП: сделать выписки из текста и перевести их, написать другу письмо, переписать предложения, вставляя пропущенные слова, лексические единицы по теме.
Контроль: письменный опрос
Упражнения:
Переведи предложения на английский.
Используй правильное местоимение.
Определи части речи.
Дополни предложения.
Подтверди или опровергни высказывание.
Употреби правильно артикль.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Определи, к какой части речи относятся эти слова.
Составь вопросительные предложения с вопросительными словами.
Напиши рассказ о своей любимой спортивной игре.
Цикл 18 «Покупки»
Учебные действия по КТП: лексические единицы по теме, создать письменное высказывание, составить план пересказа, составить список вещей, написать мини- сочинение
Контроль навыков письма по теме «Покупки» - личное письмо
Упражнения:
Закончи предложения.
Напиши по картинкам о том, что получается г-жа Грин каждый день.
Напиши, какие действия люди всегда / никогда выполняют сами.
Напиши, что ты (твои друзья) тоже любите делать.
Напиши предложения, используя слово neither.
Переведи предложения на английский.
Опиши свой последний поход в магазин сладостей. Используй свое воображение.
Выучи, как правильно пишутся следующие слова, подготовься к проверке правильности написания под диктовку. Проверь себя, сколько слов ты написал правильно.
Итак, была рассмотрена пояснительная записка к рабочей программе, календарно-тематическое планирование (КТП), были проанализированы учебные пособия с целью ознакомления и анализа упражнений по обучению творческой письменной речи.
II.2 - Комплекс упражнений по обучению творческой письменной речи
Если суммировать все рассмотренные ранее упражнения, можно представить следующий комплекс упражнений, направленный на обучение творческой письменной речи.
Творческие задания - это такие задания, которые направлены не только на развитие речевых умений, но и на реализацию личностно-ориентированного подхода, который, в свою очередь, предполагает развитие у учащихся самостоятельности, мотивированности и творческих способностей.
При обучении письменной речи на иностранном языке выделяют три основных вида письменной речевой деятельности:
- контролируемое письмо,
- направляемое письмо,
- свободное письмо.
В УМК «EnglishV» Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В. можно выделить следующие упражнения для обучения творческой письменной речи.
Данный комплекс упражнений организован по тематическому принципу, в котором используются следующие темы: «Всё о себе», «Досуг и увлечения», «Путешествия», «Разные страны и обычаи», «Англоязычные страны», «Визит к врачу».
Представленный комплекс содержит задания, позволяющие обучить учащихся различным видам творческой письменной речи.
Этот комплекс упражнений демонстрирует возможность организации обучения творческой письменной речи с учётом двух подходов (сверху-вниз и снизу-вверх).
К циклу «Все о себе» можно предложить следующее упражнение. Используется подход снизу-вверх.
Задание 1. Choose the appropriate variant for the second line.Выберитеверныйвариантответа.
I see a car mechanic changing tires.
I see a fire fighter fighting ___. – a) fires b) pirates c) drivers
Задание 2. Find the appropriate word for the first line. Подберите подходящее слово для первой строчки.
I see a postman with the___.
I see the police putting folk in jail.
Задание 3. Find the appropriate word for the first line and choose the correct answer for the second line. Подберите подходящее слово для первой строчки и выберите верный вариант ответа для второй строки.
I see a pilot flying through the ___.
I see a barber cutting people's ___. a) share b) hair c) square
I see the people in my town and I say Hey, brother, what's going down?
Задание 4. Findappropriatewords. Подберитеподходящиеслова.
I see a lifeguard at the___ ___.
I see the teachers in the ___ ___.
I see the people in my town and I say Hey, brother, what's going down?
Doctors, nurses, astronauts, judges, lawyers in the courts.
Задание 5. Find the right words for each line. Prompt– V + where?Подберите нужные слова для каждой строчки. Подсказка – глагол+место.
I see an actor ___.
I see a writer ___.
I see a chef working in a restaurant
And a waiter askingwhat you want.
I see the people in my town and I say Hey, brother, what's going down?
Doctors, nurses, astronauts, judges, lawyers in the courts.
I see the people in my town and I say Hey, brother, what's going down?
I say, Hey, brother, what's going down?
В цикл «Досуг и увлечения» можно добавить упражнение для развития творческой письменной речи с использованием рекламы. Используетсяподходсверху-вниз.
Задание 1. Read these paragraphs and put them in right order. Прочитайте параграфы и поставьте их в правильном порядке.
Задание 2. What’s the aim of every paragraph? Какая цель у каждого параграфа?
Задание 3. Answer the following questions. Ответьтенаследующиевопросы.
- What does the word “Hermitage” mean?Чтоозначаетслово «Эрмитаж»?
- How many departments are there in the Hermitage? Whatarethey? Сколько частей у Эрмитажа? Какие?
- Whatdoyoulikethere? Что Вам нравится в этом музее?
Задание 4. Write down your own advertisement of your favourite museum.НапишитерекламуВашеголюбимогомузея.
The main building of the complex is the Winter Palace. The first thing that catches one’s eye is the splendor and solemnity of the outer shape of the Winter Palace. Along the perimeter of the building above the cornice there are sculptures and vases, which give the building a gorgeous and elegant look.
The history of the museum begins in 1764 during the reign of Catherine II, who began to acquire art collection for her. Today, the Hermitage is a complex museum. Its main exhibition is located in five buildings situated in the center of St. Petersburg along the Neva River.
Attention! If you visit St.-Petersburg, don’t forget to visit The State Hermitage Museum! The word “Hermitage” means “a place of solitude”. It is one of the largest museums in the world.
В цикле «Путешествия» есть много упражнений для развития письменной речи. Разнообразить их можно таким заданием (подход сверху-вниз).
Задание.
ReadthetextaboutJohn’sholidayinSochi. Imaginethat you'rethe seafarer, who returned from atrip around the worldandwantto write a bookabout your adventures. Make a short story for planning your futurebook.
ПрочитайтетекстоканикулахДжонавСочи. Представьте, что Вы моряк, который вернулся из кругосветного путешествия и хочет написать книгу о своих приключениях. Напишите короткую историю.
I would like to tell you about my going to Sochi. This summer we’ve decided to go to the beach. My mother, my father and a small brother and I were so happy because it was a great rest at the seaside. We travelled by train. I can say that with a train you have speed, comfort and pleasure combined. I like this kind oftravelling. If you want to eat you can have a meal in the dining-car; if you want to sleep you can have a wonderful bed in a sleeper. In Sochi we lived in an excellent hotel. Every day we went to the beach, lie in the sun, swim. In the evenings when the sun was setting I was fond of looking at the waves and the sea-gulls flying over the sea. Sunbathing, jogging, boating, fishing and surfing are the most popular activities. Beach cities are the centres for easygoing life of styles.
There are many places of entertainment in Sochi. We had a lot of excursions. We saw different kinds of trees, flowers and plants. When I spend my holiday travelling I always take a camera with me and take pictures: the sights of a city, views of mountains, lakes, valleys. After such a nice holiday we were glad to return home. East or West, home is best!
Поокончанииизученияцикла «Разныестраныиобычаи» учащиесядолжнызнатьнаизустьследующиеслова: caviar, custom, honey, hope, pancake, sour cream, science, scientific, scientist, village, space, spaceship. Можно предложить учащимся составить предложения со словами, которые рифмуются.
Задание. Make the sentences with follow pairs of words these make the rhymes.
Составьте предложения с последующими парами слов, чтобы получилась рифма.
Example: Jack wants to become a scientist – Fred is a professional cyclist.
Honey – bunny, (money, sunny)
Space – place
Science- lions
Hope – soap
Цикл «Англоязычные страны» знакомит учащихся с обычаями, порядком, культурой стран. В данном цикле можно познакомить детей с английским народным шуточным стишком, который знаком нашим детям в переводе Чуковского К.И.
Прочитайте английский стишок и попытайтесь перевести его на русский язык так, чтобы получилась рифма.
Задание 1. Let’s read and translate words which will help you to understand the poem.Давайте прочитаем и переведём слова, которые помогут понять, о чём стих.
Задание 2. Try to translate the poem line by line but do it from the end of each line.Попробуйтеперевестистишокпострочкам, переводитесконца.
Задание 3. Compare the variant of your translation with the translation of K.I. Chukovsky. СравнитеВашвариантпереводаипереводК.И. Чуковского.
Robin the Bobbin
| БАРАБЕК Робин Бобин Барабек |
big-bellied - с большим брюхом
heatemoremeat - он съел больше мяса
fourscore - устар. восемьдесят
calf - теленок
butcher - мясник
half - половина
church - церковь
steeple - колокольня
priest - священник
ox - бык
andyethecomplained - и он еще жаловался
stomach - желудок; живот
В рамках цикла «Визит к врачу»можно предложить учащимся для начала составить диалог, а затем разыграть сценку.
Make the dialog. You can use follows word combination. Составьте диалог. Вы можете использовать следующие комбинации слов:
To listen to the chest and lungs, to take the blood pressure, to take the temperature, to feel the pulse, to take the medicines regularly, to tell how many times a day to take the medicines, to have a headache / toothache / pain in the heart , to go to bed, to drink warm milk with honey and butter.
Задание 1. Answer the question: why do people go to a doctor?Ответьтенавопрос: почемулюдипосещаютврача?
They go to a doctor because: a) someone has a toothache, b) someone can’t sleep well, c) someone catches a cold
Задание 2. Continue the phrase.Продолжитефразу.
What do we say when we come to see a doctor?
Hello, _____.
Good _____. Welcome. What’s the _____?
I have a _____.
Let’s see.
Задание 3. Act out the dialogue. Usethepuppets. Разыграйте сценку, используя марионеток.
Вывод по главе II
Во второй главе были рассмотрены требования ФГОС к образовательным программам, рабочим программам при обучении иностранному языку. Также был проанализирован УМК “English V” Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В. и описано и проанализировано обучение творческой письменной речи на уроках английского языка в 5 классе школы с углубленным изучением иностранного языка.
Были рассмотрены все виды творческой письменной речи, упражнения, которые были использованы в УМК, на что они направлены, и какие умения вырабатываются при их выполнении.
Таким образом, следует сделать вывод, что для того, чтобы повысить мотивацию учащихся к обучению письму, нужно разнообразить задания и использовать их систематически. Данные задания должны содержать материал конкретного методического комплекса, а также соответствовать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся.
Несмотря на то, что письмо, согласно государственному образовательному стандарту является целью обучения, фактически оно часто все еще рассматривается как средство, а в теории обучения остаются неразработанными вопросы подходов к обучению письму в школе, что неизбежно приводит к недостаточным практическим результатам.
Творческая письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
Наиболее же эффективными в процессе обучения являются творческие задания, т.к. они помогают сделать процесс обучения иноязычной письменной речи более интересным и простым для учащихся, помогают более эффективно обучать письменной речи.
В качестве вывода можно сказать следующее: творческие задания позволяют учащимся интереснее и легче учиться письменно выражать свои мысли на иностранном языке. Творческие задания позволяют развивать механизмы творчества, что в свою очередь благоприятно влияет на учебно- познавательный процесс.
Заключение
В данной работе был рассмотрен компетентностный и системно-деятельный подходы при обучении иностранным языкам, теоретические основы формирования коммуникативной компетенции учащихся, виды речевой деятельности, виды письменных речевых высказываний, проанализировали условия обучения творческой письменной речи у учащихся 5 классов, разработали комплекс упражнений на развитие творческой письменной речи у учащихся 5 классов.
Взаимодействие практической, общеобразовательной и воспитательной целей обучения иностранному языку обеспечивает комплексную реализацию овладения языком как средством общения. Обучение иностранным языкам организуется комплексно, единицы всех уровней обучения взаимосвязаны и вкупе позволяют воплотить в жизнь основной принцип обучения – коммуникативную направленность. Отбор содержания обучения осуществляется с учетом комплексного подхода к процессу обучения.Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся. Основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.
На начальном образовательном этапе идет интенсивное формирование навыков и закладывается основа для языковой компетенции. Рецептивные навыки общения формируются в тесной связи с продуктивными, поскольку для того, чтобы научиться говорить или писать необходимо воспринимать речь на слух (аудирование) и уметь читать. Таким образом, для достижения главной цели обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции – следует развивать лексико-грамматические навыки в тесном единстве и последовательности. Свободное владение иностранным языком невозможно без развития и совершенствования лексико-грамматических навыков как единого целого, поскольку именно лексико-грамматические навыки лежат в основе коммуникативного высказывания и составляют коммуникативную компетенцию говорящего.
Контроль государства за качеством образования в школах осуществляется посредством нормативных документов, регламентирующих обязательные аспекты преподавания предметов в школах. В частности федеральные государственные образовательные стандарты, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г., четко определяют требования к основной образовательной программе, к предметным результатам, к условиям реализации образовательной программы. На основании и в соответствии с требованиями ФГОС составляются рабочие программы преподавания иностранного языка в школах и разрабатываются учебно-методические комплекты.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Несмотря на то, что письмо, согласно государственному образовательному стандарту является целью обучения, фактически оно часто все еще рассматривается как средство, а в теории обучения остаются неразработанными вопросы подходов к обучению письму в школе, что неизбежно приводит к недостаточным практическим результатам
Творческая письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
Творческие задания позволяют учащимся интереснее и легче учиться письменно выражать свои мысли на иностранном языке, развивать механизмы творчества, что в свою очередь благоприятно влияет на учебно - познавательный процесс.
Библиографический список
Абрамова Г.И. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1999.- 672 с.;
Андреев В.И. Педагогика. – Казань - Центр инновационных технологий – 2000. 608 с.;
Андронкина Н. М. Когнитивно-деятельностный подход к формированию лингвосоциокультурной компетенции в обучении немецкому языку студентов языкового вуза: автореферат дис. доктора педагогических наук : 13.00.02 / Андронкина Наталья Михайловна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 49 с.;
Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. М., 2002, 384 с.;
Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение. – 1965. 227 с.;
Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. М., Русский язык. 1977. 288 с. ;
Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиций иерархии целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. -М.: Русский язык;
Бим И.Л Иностранные языки в школе. - 2005. статья «Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования»;
Богоявленская Д.Б. – Новые технологии/ Под редакцией Н.Е. Щурковой;
Верещагина И.Н. Английский язык. V класс: учебник для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Н.И. Верещагина, О.В. Афанасьева. – М. : Просвещение, 2012. – 174 с.;
Верещагина И.Н. Английский язык. V класс: учебник для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Н.И. Верещагина, О.В. Афанасьева. – М.: Просвещение, 2012. – 172 с. ;
Верещагина. И.Н. Английский язык: Кн. для учителя к учеб. для V класса для общеобразоват. учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с.;
Верещагина И.Н., О.В. Афанасьева. Английский язык: Рабочая тетрадь к учебнику V кл. для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Задания и упражнения с ключами // - М.: Просвещение, 2012. –160 с.;
Верещагина И.Н., О.В. Афанасьева. Английский язык: Книга для чтения к учебнику V кл. для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Задания и упражнения с ключами // - М.: Просвещение, 2012. –96 с;
Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М., «Высшая школа», 1985. – 243 с.;
Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Владимир: Владимирский государственный институт, 1980.-104 с. ;
Дьяченко М.И., Кандыбович J1.A. Психология высшей школы. -Минск: Изд-во Белорусск. гос. ун-та им. В. И. Ленина, 1981. 384с. ;
Елизарова Г.В. Языковая картина мира как компонент ситуативного обучения // Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам: Межвузовский сборник. СПб: СпбГУ, 2001. - С.3-10.
Иванова Т.Н. Вербальное взаимодействие преподавателя и студента как проблема межличностной коммуникации // Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам: Межвузовский сборник. СПб: СпбГУ, 2001. С.44-56.)
Колесникова И. Долгина О. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков // Дрофа, 2008 г.
Колшанский Г. В. Контекстная семантика. – М., 1980- 154с.;
Колшанский Г. В. Логика и структура языка. – М., 1965, 240 с.
Кувшинова, Е.С. Отражение взаимосвязанного обучения чтению и устной речи в пособии по домашнему чтению [Текст] / Е.С. Кувшинова // Взаимодействие рецепции и репродукции в обучении иностранным языкам. – М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1980. – С. 177-190.
Кэтфорд Дж. К. Обучение английскому как иностранному: Перевод с английского Росляковой В.А. / Кэтфорд Дж.К.; Ред. Гак В.Г. // Новое в зарубежной лингвистике М, 1989. - Вып. XXV. - С. 366 - 385.
Лич Дж., Свартвик Я. Коммуникативная грамматика английского языка: Пособие для учителя. На англ. яз. М.: Просвещение, 1983. - 304с.
Рогова Г.В. статья "Цели и задачи обучения иностранным языкам"
Смирнова Н.И. Некоторые методы и приемы обучения иноязычному общению, речи, речевым аспектам коммуникации. М., 1976. -55с.
Соловов Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М. Просвещение, 2005
Харламова Мария Витальевна. Диссертационная работа: Методика обучения учащихся старших классов средней школы аутентичности высказываний (на материале немецкого языка) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Харламова Мария Витальевна; [Место защиты: Нижегородский государственный лингвистический университет].- Нижний Новгород, 2010.- 197 с.:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)
Byram M., Zamte G., Neuner G. Studies towards a common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching. Education Committee. Council for Cultural Co-operation. Council of Europe, 1997. -123 p.
Byrd Patricia. Grammar from Context: Re-thinking the Teaching of Grammar at Various Proficiency Levels. Georgia State University, Atlanta, Georgia USA, Copyright December 19, 1997. .
Canale M., Swain M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. // Applied Linguistics, 1980. Vol. 1, No.l.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК для 2 класса к учебнику " Английский язык. Учебник для 2 класса школ с углублённым изучением английского языка" И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной
Презентации,правила , упражнения дляуспешного обучения учащихся 2 класса...
УМК для 3 класса к учебнику " Английский язык. Учебник для 3 класса школ с углублённым изучением английского языка" И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной.
Презентации,правила , упражнения дляуспешного обучения учащихся 3 класса...
УМК для 4 класса к учебнику " Английский язык. Учебник для 4 класса школ с углублённым изучением английского языка" И.Н.. Верещагиной, О.В. Афанасьевой.
Презентации,правила , упражнения дляуспешного обучения учащихся 4 класса...
УМК для 5 класса к учебнику " Английский язык. Учебник для 5 класса школ с углублённым изучением английского языка" И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой
Презентации,правила , упражнения дляуспешного обучения учащихся 5 класса...
УМК для 6 класса к учебнику " Английский язык. Учебник для 6 класса школ с углублённым изучением английского языка" О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой.
Презентации,правила , упражнения дляуспешного обучения учащихся 6 класса...
УМК для 7 класса к учебнику " Английский язык. Учебник для 7 класса школ с углублённым изучением английского языка" О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой.
Презентации, правилаи упражнения для успешного обучения учащихся 7 класса...
УМК для 8 класса к учебнику " Английский язык. Учебник для 8 класса школ с углублённым изучением английского языка" О.В. Афанасьевой , И.В. Михеевой
Презентации, правилаи упражнения для успешного обучения учащихся 8класса...