Специфические ошибки письма
методическая разработка по теме
по лекциям В.К.Воробьевой, 2004 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablica_oshibok_pisma_ih_klassif.prichiny.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица классификации ошибок на письме и их причины
(по лекциям В.К.Воробьевой, 2004 г.)
№п/п | Уровни ошибок | Виды ошибок | Типы ошибок | Ошибки у детей с ОНР | Причины | |
1 | Ошибки на уровне записи буквы | Срисовывание буквы с образца, а не написание по образцу | Буква отсутствует в представлении как определенный графический образ; ребенок не перешел от устной речи к письменной, которая предполагает усвоение системы графических знаков; нет соотнесения звука с графическим образом, т. е с буквой. | |||
Неусвоение пространственного расположения отдельных элементов буквы | При написании вопросы типа: В какую сторону рожки у К писать? | Нарушение пространственной ориентировки | ||||
Неправильное расположение буквы на строке | зеркальное написание буквы | |||||
2 | Ошибки на уровне записи слова | Ошибки фонетико-фонематического плана | Пропуски букв | Пропуски гласных: Кша(каша) Человк (человек), гнздо (гнездо) Брт (брат), овщ (овощи), овц (овцы) | Нарушение дифференциации названий буквы и произнесения звука (буква К (название «ка»), а звук [к]); Несформированность слоговой структуры слова – произнесение переносится на письмо ([человк] при произнесении происходит звуковая элизия); Н.П.Карпенко, П.Я.Гальперин – невнимание, отсутствие контроля → формирование внимания в виде контроля | |
Замены букв | Нушна (нужна), шурчат (журчат), доварищ (товарищ), дожтя (дождя), щелые (целые) Щелые (целые), истугался (испугался), пишу (пищу), вдриг (вдруг) Черёмука (черемуха) | Акустическое сходство соответствующих звуков; Оптическое сходство букв при написании (количество элементов различно, а способы соединения одинаковы; сходство написания 1-го элемента (Садовникова квалифицирует данную ошибку как кинестетическую и считает ее наиболее частотной)); Артикуляционное сходство звуков ([к] и [х] – заднеязычные, но различаются по способу образования: [к] – смычный, а [х] – щелевой – место образования преграды одинаково); | ||||
Наиболее частотной является фонематическая дисграфия / акустическая дисграфия; Левина – самые частотные ошибки – это ошибки фонематического характера; причина фонематической / акустической дисграфии – несформированность фонематического слуха; Корнев: ошибок фонематического плана выделяется около 30%, из них 16% обусловлено несформированностью фонемного анализа. | ||||||
Лурия, Токарева: если у ребенка обнаруживается оптическая дисграфия, когда наиболее частотными ошибками оказываются замены букв на основе оптического сходства → серьезное мозговое заболевание → нарушен не только речеслуховой и рече-двигательный анализатор, но и самый молодой, зрительный анализатор. | ||||||
Чаще всего замены по артикуляционному сходству будут отмечаться у алаликов. Дизартрики, как правило, не допускают замены артикуляционного характера, т.к. (Н.И.Жинкин) фонетический слух у них сохранен → сохранность контроля за собственным произнесением. | ||||||
Добавление букв | Девочика (девочка) | Из-за несформированности и трудности произнесения в стечения согласных добавляются гласные; согласные добавляются крайне редко (случайно). | ||||
Перестановка букв | Бегер (берег) | Нарушение фонемной программы слова → Несформированность упреждающего синтеза (Н.И.Жинкин) – запомнить то, что написал и предвосхитить в нужной последовательности элементы → упор в работе на пофонемный / побуквенный анализ | ||||
Уподобление | В комнуту (в комнату), настутило (наступило), фабкика (фабрика), скздь (сквозь), мисьмо (письмо), пятьня (пятна), тетлые (теплые), родмыми (родными), приграсили (пригласили) | |||||
Ошибки записи слоговой структуры слова | Пропуски слогов | Работут (работаю); светр (светлый); деж (дежурный); весе (весело), кряка (крякает), таващи (товарищи), дере (дереве) | Нарушение слоговой структуры слова | |||
Добавление слогов | Напопополам (напополам) | |||||
Послоговой повтор не обеспечивает правильного письма. | ||||||
Раздельное написание частей слов | Насту пил (наступил); чере муха (черемуха), смо три (смотри) | Незнание семантики слова – из нового слова выделяются тот кусочек, который наиболее знаком | ||||
На ступил (наступил); за мерзла (замерзла) | Нарушение дифференциации между предлогом и приставкой | |||||
Ошибки комбинированного характера | Сасыжана (засыпанный) | |||||
3 | Ошибки на уровне записи предложений | Слитной написание слов или их частей | Уелушитсий (У елки пушистый зайчик.), Ушклыгроп (У школы сугроб.) | Несформированность лексико-семантического анализа | ||
Слитное написание слов (контаминация) | Красими (красивый мишка) | |||||
Слитное написание целых слов | Теплые лучи (теплые лучи) | |||||
Несоблюдение графических знаков | В начале предложения не пишется заглавная буква, а в конце предложения не ставится точка | Не вычленение смысловых частей (предложений) – трудности смыслового декодирования в процессе воспроизведения диктанта. | ||||
Пропуск значимый для понимания предложения слов | Лена и Вова стирают с парт. (Лена и Вова стирают пяль с парт); Мамай свой труд (любит); Звонко жук (гудел); Кот полез (гнездо) | |||||
Повторение слов в предложении | Вот упал снежный снежный ком. | |||||
Ошибки грамматического характера (грамматика соединяет слова в предложении) | Нарушение глагольного управления | У друзев (в друзей); на деревьев растут (на деревьях растут) | Несформированность зависимости предлога от глагола и падежа от предлога: глагол требует определенного падежа от зависимого слова – глагол управляет выбором предлога, а предлог управляет выбором падежа → двойная зависимость → сложность → частые нарушения данной зависимости; на уроках отрабатывается лексическая сочетаемость глагола с последующим предлогом + предлог с окончанием | |||
Нарушение отношений согласования | Много птица (много птиц) | |||||
До революции существовало 7 падежей: существующие ныне и изъяснительный (во лбу, на дому), после революции данный падеж объединили с предложным → наиболее труден для усвоения | ||||||
Ошибки морфологического характера | Апельсячий сок | Несформированность морфемного анализа | ||||
4 | Ошибки на уровне записи текста | Ошибки смыслового плана | Большие смысловые пробелы (Н.И.Жинкин) | Пропуск целых смысловых отрезков | Нарушение фактологической программы | |
Малые смысловые пробелы (Н.И.Жинкин) | Пропуск отдельных предложений или их отрезков | |||||
Смысловая персеверация | Инертное застревание на одном и том же смысловом отрезке | |||||
Ошибки речевого плана (дизорфографические) | ||||||
Стилистические ошибки | Из изложения по «Му-му» Тургенева: Герасим пригласил Му-му в трактир. Му-му съела полтарелки, а потом отказалась и т.д. | Несформированность лексико-семантического анализа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Специфические ошибки в письменной речи учащихся младших классов"
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематическо...
Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"
Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"....
Специфические ошибки письма у детей- логопатов
Основными симптомами дисграфии являются специфические ( т.е. не связанные с применением орфографических правил ) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениям...
Специфические ошибки на письме и чтении. Памятка для учителей.
В данной памятке для учителей начальных классов и русского языка, для начинающих учителей-логопедов и родителей представлен перечень специфических ошибок, допускаемых обучающимися в письменной речи....
Логопед советует родителям. Специфические ошибки письма школьников и упражнения для возможности их преодоления.
Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом:» Почему не получается? Почему мой ребенок делает так...
Специфические ошибки на письме.
Данная консультация может быть полезна для учителей начальной школы и русского языка и литературы....
Специфические ошибки при письме.
Материал будет полезен логопедам и учителям начальных классов....