Логопед советует родителям. Специфические ошибки письма школьников и упражнения для возможности их преодоления.
учебно-методический материал на тему

Горбунова Ирина Львовна

Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом:» Почему не получается? Почему мой ребенок делает такие ошибки?»

 Давайте разберемся в том, какие именно ошибки делает ваш ребенок. Чтобы родители могли сразу узнать ошибки своего ребенка « в лицо «, необходимо рассмотреть основные группы специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил. Также, внутри каждой группы даны рекомендации и примеры основных упражнений по исправлению характерных ошибок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_rodit_statya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специфические ошибки письма школьников и

упражнения для возможности

их преодоления.

Логопед советует родителям.

Автор: Горбунова И.Л., учитель – логопед ЦПМСС Курортного района г.Санкт-Петербурга

Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом:» Почему не получается? Почему мой ребенок делает такие ошибки?»

 Давайте разберемся в том, какие именно ошибки делает ваш ребенок. Чтобы родители могли сразу узнать ошибки своего ребенка « в лицо «, необходимо рассмотреть основные группы специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил. Также, внутри каждой группы даны рекомендации и примеры основных упражнений по исправлению характерных ошибок.

  1. Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.

В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребенком на слух соответствующих звуков, а нередко и замена их в устной речи. Например, ребенок пишет сапка вместо шапка (замены свистящих на щипящие и наоборот ), удюг вместо утюг ( замены звонких согласных глухими и наоборот ) и др.

Для занятий с детьми с такими специфическими ошибками родителям можно посоветовать выполнять следующие упражнения ( на примере звуков с и ш ):

- вставить вместо точек буквы с или ш:

Капу.та

Ко.ка

.тару.ка и т д.

- придумать и записать слова с буквой с, а затем - с буквой ш.

- записать диктуемые взрослым слова в соответствующую колонку ( в зависимости от того, какой звук есть в слове ):

С

Сумка

Снег

Весы

  1. Искажение слого-звуковой структуры слов и нарушение границ между словами и предложениями.

Например, ребенок пишет тол или стлол вместо стол, уокна вместо у окна, о зеро вместо озеро. Также часто встречаются:

- перестановка букв ( вебра вместо верба );

- пропуск слогов в словах (гова вместо голова);

-вставка лишних слогов (гололова) и многое др.

Упражнения в анализе предложения на слова:

- придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов;

- составление предложений из слов, данных вразбивку ( дети, мяч, в, играли);

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов:

- определить количество слогов в слове и их последовательность;

- придумывание слов с определенным количеством слогов;

- составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку (ро-во-на – ворона);

- образование новых слов путем добавления новых слогов к данному. ( Какой слог надо добавить к слову пол, чтобы получилось новое? Пол-ка, пол-зет, пол-ный и др.).

Благодаря этим упражнениям постепенно исчезнутперестановки и пропуски слогов на письме, а также затруднения при переносе слов.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов:

- определение количества звуков в слове и их последовательности;

- придумывание слов с определенным количеством звуков;

- образование новых слов путем замены в слове первого звука (дом – лом, том, сом, ком и т.д.);

- образование как можно большего количества слов из звуков данного слова (трактор – рак, рот, ток, кот, крот, кора, рота и т.д.).

Вся запись слов производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова. Ошибки письма, связанные с анализом речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова.

  1. Аграмматизмы в письме.

Если ребенок говорит ухи. деревы, много зеркалов, на деревьев и др., то он соответственно переносит эти ошибки и на письмо. Единственный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. В ходе работы нужно постараться воспитать прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком грамматическими нормами языка.

Регулярная работа с ребенком в предлагаемых направлениях поможет родителям и их детям в работе над исправлениями специфических ошибок в письменной речи школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические ошибки письма

по лекциям В.К.Воробьевой, 2004 г....

Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"

Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"....

Специфические ошибки письма у детей- логопатов

Основными симптомами дисграфии являются специфические ( т.е. не связанные с применением орфографических правил ) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениям...

Специфические ошибки на письме и чтении. Памятка для учителей.

В данной памятке для учителей начальных классов и русского языка, для начинающих учителей-логопедов и родителей представлен перечень специфических ошибок, допускаемых обучающимися в письменной речи....

10 советов родителям как сохранить зрение школьникам

Регулярная проверка у офтальмолога - 2 раза в год. Также важно знать, какое зрение было у родителей, была ли близорукость. Если в родне имеются люди с миопией, не дожидаясь появления тревожн...

Советы родителям выпускников . Как помочь школьнику сдать ЕГЭ (рекомендации психологов)

Советы родителям выпускников .Как помочь школьнику сдать ЕГЭ(рекомендации психологов)...

Советы родителям "Формирование здорового образа школьника"

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед школой и родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадле...