Специфические ошибки при письме.
методическая разработка
Материал будет полезен логопедам и учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsificheskie_oshibki.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфические ошибки письма
Ошибки на уровне буквы и слога.
1. Ошибки звукового анализа:
· а) пропуски букв и слогов - «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс);
· б) перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «корвом» (ковром), «натуспила» (наступила), «плюшегово» (плюшевого), «то школы» (от школы);
· в) вставки букв и слогов – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «ноябарь» (ноябрь), «бабабушка» (бабушка), «Рручей» (ручей);
· г) искажение слова – «хабаб» (храбрый), «наотух» (на охоту), «спеки» (с пенька);
2. Ошибки фонематического восприятия.
Смешение (замены) букв по акустико-артикуляционному сходству:
· а) звонкие и глухие парные согласные в сильной позиции:
o д-т - «тавно», «сыдый», «блетный»; ж-ш – «жумно», «шдёт»;
o з-с – «кослик», «вазилёк», «привосит»; г-к – «досга», «клавный»;
o б-п – «попеда», «бодарил», «просают»; в-ф – «портвель», «фьюга»;
· б) лабиализованные гласные:
o о-у – «по хрупкуму льду», «сизый голобь»;
o ё-ю – «клёква», «замюрзли», «самолют», «салёт»;
· в) заднеязычные:
o г-к-х – «черёмука», «колгоз», «за голмом»;
· г) сонорные:
o р-л – «хородный», «лабота»;
o й-л’- «тут бывалет и солька» (тут бывает и сойка…);
· д) свистящие и шипящие:
o с - ш – «пушиштый», «шиски», «восли», «шажали»;
o з-ж – «скажал», «прузына», «привежли», «зелезо»;
o с’-щ - «нещёт», «сенок», «сётка»;
· е) аффрикаты:
o ч-щ – «стущал», «роча»; ц-т – «пцицы», «цвецёт»;
o ч-ц – «сквореч», «граци»; ц-с – «рельцы», «куриса»;
o ч-т’- «утитель», «Жутька»;
· ж) нарушение обозначения мягкости согласных: «василок», «тулпан», «кон» (конь), «лутик», «тесомка», «палто».
3. Смешение букв по оптическому и кинетическому сходству.
Смешение букв по кинетическому сходству:
о-а - (в ударной позиции)- «бонт», «куполся», «лондыш», «страйка»…
б-д - «людит», «дольшой», «убача», «сабы»…
и-у – «прурода», «на береги», «дедишка», «села миха»…
т-п – «спанция», «стасли», «стисывать», «пемнеет»…
х-ж – «дорохки», «можнатые», «вехливый», «ледожот»…
л-я – «весеяо», «февраяь», «из серых ская»…
Г-Р – «Ролова», «Гечка», «Ролод», «Гастаял»…
В указанных заменах имеется совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребёнок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м, п-т, и-ш…), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у-и, б-д, Г-Р…). Буквы оптически сходные имеют разные отправные точки при их начертании и в письме школьников смешиваются редко.
Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство | |
оптическое | кинетическое |
с-е | о-а |
о-с | б-д |
у-д-з | и-у, У-Ч |
л-м | п-т, П-Т |
м-ш | л-м, Л-М |
в-д | х-ж |
| ч-ъ, Г-Р |
| н-ю, и-ш |
| л-я, Н-К |
| а-д |
II.Ошибки на уровне слова.
1. Раздельное написание частей слова:
«и дут», «с мотри», «б рат», «на чались», «поп росил», «при шла».
2. Слитное написание слов, в т. ч. служебных слов (предлогов, союзов) с последующим или предыдущим словом:
«быличудные дни», «кругомтихо», «кдому», «ветки елии сосны», «подороге».
3.Смешение границ слов:
«у дедмо Роза» - у деда Мороза, «врекепе тя» - в реке Петя поймал…
4. Контаминации слов (грубые нарушения звукового анализа):
«блзм» - была зима, «мишкпаркилрит» - в мешке подарки для ребят…
5. Морфемный аграмматизм: цветок, растущий в поле – «поленой цветок», хвост лисы – «лисичий хвост», «взмахнул лопатый», «сильнеет греет солнышко», «лосиха присторожилась» - вместо насторожилась…
III. Ошибки на уровне словосочетания и предложения.
1. Отсутствие обозначения границ предолжения: «гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».
2. Аграмматизмы – нарушения связи слов (согласования и управления):
«большая белая пятно», «уже зеленеет всходы», «Девушка была румяной, гладко причёсана», «на ветки деревьях», «по дорожках сада», «сквозь деревьев», «упал с санкох», «показались на лесных полянок».
3. Трудности употребления предлогов (их пропуски, замены, удвоения):
«вызвал доске», «играю из девочкой Леной», «в прохладную воду в светлой реки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфические ошибки письма
по лекциям В.К.Воробьевой, 2004 г....
Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"
Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"....
Специфические ошибки письма у детей- логопатов
Основными симптомами дисграфии являются специфические ( т.е. не связанные с применением орфографических правил ) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениям...
Специфические ошибки на письме и чтении. Памятка для учителей.
В данной памятке для учителей начальных классов и русского языка, для начинающих учителей-логопедов и родителей представлен перечень специфических ошибок, допускаемых обучающимися в письменной речи....
Специфические (логопатические) ошибки на письме. ПАМЯТКА учителю.
В виде таблицы представлена памятка для учителей о том, какие ошибки можно считать специфическими (логопатическими, дисграфическими), требующими помощи логопеда....
Логопед советует родителям. Специфические ошибки письма школьников и упражнения для возможности их преодоления.
Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом:» Почему не получается? Почему мой ребенок делает так...
Специфические ошибки на письме.
Данная консультация может быть полезна для учителей начальной школы и русского языка и литературы....