Использование ИКТ в обучении слабослышащих обучающихся
статья по теме
В статье раскрыты особенности использования информационных технологий в образовании обучающихся, воспитанников с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_obuchenii__slaboslyshashchih_obuchayushchihsya.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучении слабослышащих обучающихся – один из путей адаптации в современном мире
Доступность к информационным технологиям приобретает особенно большое значение в системе обучения и социальной реабилитации глухих и слабослышащих детей со свойственными ими коммуникативными ограничениями. Этот фактор усиливается и тем, что в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохраненных органов чувств у слабослышащих детей зрительное восприятие информации приобретает ведущую роль, а в системе информационных технологий визуальный канал передачи информации занимает центральное место.
В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах следующие явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации неслышащего ребенка.
Каковы особенности использования информационных технологий в образовании детей с нарушением слуха?
Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к глухим и слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей. Важную обучающую функцию выполняют компьютерные модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум.
Существенное внимание уделяется развитию художественных способностей учащихся. Основные навыки работы с мышкой ребята приобретают в графическом редакторе Paint на уроках информатики, на занятиях кружка по информатике и закрепляют в при работе с обработкой изображений и фотографий в программе Adobe Photoshop.
При обучении детей используются специальные учебные программы, которые носят коррекционно – развивающий характер. Так для овладения коммуникативной культурой, социально- эмоционального развития учащихся в обучении используются такие программные средства как «мир за твоим окном», «Видимая речь», «Лента времени», «Городской двор», «Моя жизнь». Программы носят исследовательский характер, развивают широкий спектр навыков и представлений, способствуют преодолению однозначности, ограниченности и стереотипности представлений детей о мире.
Использование глобальной компьютерной сети Интернет в образовании глухих и слабослышащих детей тоже играет немаловажную роль, способствуя расширению их коммуникативных возможностей, создавая благоприятный эмоциональный фон и тем самым развивает уровень мотивации к обучению. Важно, что дети с нарушениями слуха, в отличие от слепых и слабовидящих детей, обращаясь к Интернету, могут использовать в учебных целях практически любую образовательную среду.
В нашей школе компьютерный класс многофункционален и обеспечивает решение следующих задач:
1.Изучение основ компьютерной техники, знакомство с персональным компьютером, освоение работы с мышкой и клавиатурой на примере специализированных обучающих игровых программ.
2.Использование игровых программ, позволяющих развивать реакцию, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче, получить начальные знания по географии, природоведению, биологии («Дракоша и география», «Дракоша и биология» ит.д.).
3.Поддержка всех учебных курсов (математики, истории и т.д.), использование обучающих и информационных программ для подготовки и проведения уроков по предметам естественнонаучного, гумманитарного и общественно-политического циклов.
4.Изучение английского языка с использованием обучающих компьютерных программ на платформе Mac OS X.
5.Специализация с целью получения профессий, связанных с использованием персональных компьютеров (выполнение компьютерных разработок по учебным предметам, изучение основ программирования).
6.Выполнение творческих работ по компьютерной графике (в т.ч. и в ресурсном центре дополнительного образования).
7.Включение школы в сеть Интернет, обеспечение системы обучения «на расстоянии», переход на новую платформу LINUX.
8.Решение деловых и организационных задач деятельности школы.
Учитель должен анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте.
Достижение высокого качества образования в сочетании с высоким уровнем коррекции недостатков в развитии каждого ребенка – важное условие для наиболее полной социальной адаптации учащихся с нарушениями слуха к реальностям современного мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение химии глухих и слабослышащих обучающихся
В доклате представлен личный опыт работы по обучению химии глухих и слабослышащих обучающихся...
МЕТОДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Это статья об особенностях словарной работы на уроках истории в коррекционной школе для глухих и слабослышащих обучающихся....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...
Конспект урока по физической культуре для слабослышащих обучающихся 4 класса на тему "Подвижные игры с элементами баскетбола"
Конспект урока по физической культуре для слабослышащих обучающихся 4 класса на тему "Подвижные игры с элементами баскетбола"...
Методическая разработка на тему "Модель построения предложения как средство формирования коммуникативной компетентности глухих и слабослышащих обучающихся"
В методической разработке представлен комплекс средств обучения для формирования коммуникативной компетентности обучающихся:карточки-модели построения предложений, в основе которых лежит глагол как ба...
Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.3.
Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) (индивидуальные занятия) составлен...
Использование игровой деятельности при обучении слабослышащих детей
Доклад на заданную тему...