Обучение химии глухих и слабослышащих обучающихся
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
В доклате представлен личный опыт работы по обучению химии глухих и слабослышащих обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimizatsiya_obucheniya_na_vechernem_otdelenii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЦЕНТР ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО, НАДОМНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СТУПЕНИ» КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД:
«Вопросы оптимизации обучения химии глухих и слабослышащих обучающихся вечернего отделения ОКУ «Центр «СТУПЕНИ»
ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
ЗУБРИЛОВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
ГОРОД КУРСК – 2014 ГОД
Обучение химии глухих и слабослышащих обучающихся вечернего отделения ОКУ «Центр «СТУПЕНИ»
Параллельно с основными задачами обучения химии в коррекционных школах I и II вида дополнительно существуют еще две взаимосвязанные проблемы, без решения которых невозможен процесс оптимизации обучения химии — развитие логического мышления и речи на основе словесного выражения учебного материала.
Недостаточный уровень развития словесной речи приводит к тому, что мышление глухого основывается преимущественно на тех образах и представлениях о предметах и явлениях окружающего мира, которые у него складываются в результате зрительного восприятия. Остаточный слух, осязание, обоняние и вкус играют в данном процессе вспомогательную роль. Жестовая речь глухих обучающихся не может служить достаточной базой для достижения той степени обобщения, которая возможна при владении словесной речью. Поэтому глухой ребенок в некотором смысле отстает в своем умственном развитии от слышащих сверстников. Усвоение словесной речи открывает возможности формирования отвлеченного мышления в понятиях, без которых невозможно обучение химии.
Возникает необходимость выполнения двух условий: замедленность темпа прохождения учебного материала и некоторая его адаптированность, так как с самого начала обучения ведется большая работа по овладению необходимой химической лексикой и терминологией.
Наиболее распространенным и в целом эффективным средством изложения материала является устная речь, которую учитель химии должен всемерно использовать на уроке. Однако на вечернем отделении Центра для установления лучшего контакта между обучающимися и учителем используются особые вспомогательные средства: жестовая речь, дактилология, четкая артикуляция учителя, обеспечивающая чтение с губ, использование звукоусиливающей аппаратуры.
Учебники, предназначенные для общеобразовательных школ, не всегда в полной мере пригодны для обучения глухих, поскольку словарный запас и понимание многих словосочетаний глухими весьма ограничены. Поэтому основную часть времени учитель тратит на объяснение неслышащих слов и понятий.
В процессе освоения нового словаря учитель прививает обучающимся:
1) считывание новых слов с губ учителя;
2) правильное их произнесение;
3) прослушивание этих слов через звукоусиливающую аппаратуру;
4) правильное и активное использование терминов в предложениях.
Такая работа проводится на каждом уроке химии, отводя ей 5—7 минут. Словарный минимум повторяется из урока в урок с последующим добавлением новых слов. Кроме того, проводятся слухо-зрительные и слуховые диктанты, которые способствуют закреплению словаря обучающихся и проверке их знаний по химии.
Для правильной словесной передачи учебного материала необходимо научиться логически мыслить. Наблюдения показали, что обучающиеся легче и правильнее отвечают на вопросы с места, чем у доски. Очевидно, что устный пересказ рассматриваемого материала начинается с подражания учителю, поэтому рассказ учителя должен быть простым и небольшим по объему, лучше всего в форме эвристической беседы. Не обязательно каждый раз добиваться самостоятельного ответа обучающегося. На первых порах учителю достаточно при объяснении раскрывать ход своих рассуждений в форме вопроса — ответа.
Для развития устной речи глухого необходимо научить его составлять сначала самые простые предложения по теме уроков, а затем короткие описания приборов и опытов.
Обучение обычно начинается с составления однотипных предложений и использования типичных глаголов, которые являются опорными. Опорные глаголы, наиболее употребляемые в рассказе, даются в виде плаката или выписываются на доске, например: взаимодействует с..., образуется, выпадает в осадок, выделяется газ..., диссоциирует и т. д. Такой прием способствует лучшему считыванию с губ и запоминанию новых слов и терминов. Отдельные характерные обороты и фразы полезно заучивать, например: «Формула... выражает состав одной молекулы...» Вместо многоточия вставляется название любого вещества, которое изучается на данном уроке. Постепенно обучающийся накапливает определенные стереотипные словесные выражения, характерные для изученных тем по химии.
Специфика преподавания в коррекционной школе не должна препятствовать применению современных методов обучения, характерных для общеобразовательной школы. При изложении материала используются, например, исследовательский метод, проблемное изложение отдельных тем, применение технических средств, составление обобщающих таблиц и схем по разделам. Учитель химии должен применять все возможные средства и методы, обеспечивающие прочное знание предмета.
Список используемых источников.
- Волкова Л.С., Граш Н.Е., Волков А.М. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе /журнал Дефектология. 2002. №3
- Дорофеева И.И., Гиндина Е.А. Из опыта работы по интеграции детей с нарушением слуха./ Материалы международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России».
- Малофеев Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями. /журнал Дефектология 2001. №5.
- Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами / Дефектология. – 1997, №6.
- Сборник нормативных документов/Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. M.: ACADEMIA. АПК и ПРО, 2002
- Сурдология на рубеже столетий/ журнал «В едином строю», №7-8, 2001
- Сурдопедагогика / Учебник для ВУЗов под ред. Речицкой Е.Г.. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. М.: 2004.
- Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в обучении слабослышащих обучающихся
В статье раскрыты особенности использования информационных технологий в образовании обучающихся, воспитанников с нарушением слуха....
Особенности организации и проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.
Методика проведения экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися. ...
Таблицы в помощь глухим и слабослышащим учащимся по теме "Склонение имён существительных"
Материал представлен в виде таблиц, в которых отражены закономерности словоизменения по трём типам склонения имён существительных, а также примеры словоформ существительных во множественном числе. Кро...
МЕТОДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Это статья об особенностях словарной работы на уроках истории в коррекционной школе для глухих и слабослышащих обучающихся....
Методическая разработка на тему "Модель построения предложения как средство формирования коммуникативной компетентности глухих и слабослышащих обучающихся"
В методической разработке представлен комплекс средств обучения для формирования коммуникативной компетентности обучающихся:карточки-модели построения предложений, в основе которых лежит глагол как ба...
Личностно–ориентированный подход в обучении глухих и слабослышащих школьников.
В работе представлены теоретические основы личностно-ориентированного обучения и практическое их применение при обучении детей с нарушением слуха....
Статья по теме: "Ассистивные средства коммуникации глухих и слабослышащих обучающихся"
В статье раскрываются виды, устройство и особенности основных технических ассистивных средств коммуникации, используемых детьми с нарушением слуха....