Конспект логопедического занятия: Ударные и безударные гласные.
план-конспект по теме
Данный конспект может использоваться как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка при закреплении темы "Безударные гласные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.doc | 56 КБ |
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 2 классов.
Тема: Дифференциация согласных [С] - [Ш].
Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации согласных [С] - [Ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
- активизация лексического запаса по теме: «Игрушки».
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [С] - [Ш];
- закрепление связи звукового образа [С] - [Ш] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование: индивидуальные зеркала, макет «витрины», мягкие игрушки, паровоз, картинки, слова-карточки, фломастеры, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы С, Ш.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Аутотренинг:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
(дети повторяют вместе с логопедом слова)
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2.Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения. Для [С] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок». Для [Ш] - «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко». (Слайд №1).
Артикуляционный аппарат подготовили к работе.
3.Сообщение темы занятия.
(Через проблемную ситуацию).
- Тему сегодняшнего занятия вы определите сами, если выполните задание.
- Возьмите чистые листочки бумаги. На каждой полоске вы будете писать одно слово, которое я продиктую. Записываем слова: сушка, мишка, кошка, мошка, миска, шишка. (Работы детей вывешиваются на доску)
- Ребята, задание было у всех одно? Почему слова написаны по-разному? Почему ребята сделали ошибки?
(Выслушиваются версии учеников, приходят к выводу, что дети не слышат, не различают звуки на слух).
- Правильно ребята, поэтому тема сегодняшнего занятия «Различай [С] - [Ш]» (Слайд №2). Мы отправимся в магазин игрушек. Мы будем учиться слышать звуки [С] - [Ш], произносить, а также различать их.
4. Анализ артикуляции звуков.
- Но, чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно провести анализ артикуляции этих звуков.
- Ребята, посмотрите на меня и скажите какое положение, занимают губы, когда я произношу [С]?
- Губы занимают положение «улыбочки».
- Когда я произношу [Ш], что происходит с губами?
- Губы вытянуты вперед, занимают положение «хоботка».
- Ребята, посмотрите на артикуляционные профили и скажите, какое положение занимает язычок при произношении [С]?
- Язычок за нижними зубами, занимает положение «горочки».
- Что происходит с язычком, когда мы произносим [Ш]?
- Язычок находится вверху, в виде «чашечки».
- Давайте проверим характер воздушной струи.
- Воздушная струя теплая.
- Проверяем работу голосовых связок.
- Голосовые связки не работают. (Дети осуществляют кинестетический контроль).
- Чем отличаются артикуляции этих звуков*
- Положением губ, языка…
5. Произношение звуков в изолированном виде.
- Опираясь на артикуляционные схемы, потренируемся произносить [С] - [Ш], следите за правильным положением губ и языка, смотрите в зеркало.
- Ребята посмотрите на слайд (слайд №3). Что вы видите?
- Стрелочки.
- Высокая стрелочка, мы будем произносить звук громко, а низкая – тихо. Стрелочка (язычок) направлена вниз – значит, будем произносить [С], а если стрелочка направлена вверх – будем произносить [Ш]. Итак, внимательно следим за схемой, проверяем работу артикуляционных органов.
- Мы с вами подробно познакомились с артикуляцией звуков. Это поможет нам, верно, дать анализ характеристики этих звуков.
6. Анализ характеристики звуков.
- Что мы можем сказать о [С], [Ш]? Какие они, гласные или согласные? Почему?
- Эти звуки согласные, потому что когда мы их произносим, воздушная струя встречает на своем пути преграду: зубы, язык.
- Ребята, [С], [Ш] звонкие или глухие?
- Глухие, т.к. когда мы произносим эти звуки, голосовые связки не работают.
- Ребята, что вы еще знаете об этих звуках?
- [С] твердый, но имеет мягкую пару, а [Ш] всегда твердый.
- Чем отличаются характеристики этих звуков?
- Тем, что [С] может быть твердый и мягкий, а [Ш] всегда твердый.
- Правильно ребята. Мы научились четко и правильно произносить звуки [С], [Ш]. А сейчас мы будем учиться слышать эти звуки.
7. Развития фонематического слуха.
- Я буду произносить звуки. Если вы услышите [С] руки опустите вниз, если услышите [Ш], поднимите вверх. (Руки символизируют положение языка).
- Итак, слушаем внимательно С, М, Н, Т, Ш, С, Ш…
8. Связь звука с буквой. (Слайд №4).
- Ребята, что вы знаете о звуках?
- Звуки мы слышим и произносим.
- Что вы знаете о буквах?
- Буквы мы видим, пишем и читаем.
- Ребята, какой буквой обозначается [С]?
- Буквой С.
- На что похожа эта буква?
- Луна, месяц, на бублик…(Слайд №5).
Перед вами картинка, на которой изображен месяц (из бархатной бумаги). Обведите месяц (букву С) каждым пальцем ведущей руки. (Слайд №6).
- Какой буквой обозначается [Ш]?
- Буквой Ш.
- На что похожа эта буква?
- На вилы, стул…
- Правильно, возьмите карточку, на которой нарисована вилка. Обведите букву Ш каждым пальцем ведущей руки.
- Мы вспомнили на что похожи буквы С,Ш, потренировались прописывать на бархатной бумаге, а теперь без труда найдем их на витрине магазина. (Дети находят в стилизованной витрине игрушек буквы С, Ш). (Слайд №7).
- Молодцы, но ведь мы с вами отправлялись в магазин игрушек. Посмотрите внимательно и скажите контуры, каких игрушек вы видите на витрине.
- Кошка, собака, мишка…
- Помогите продавцу упаковать все игрушки, подобрав коробки для подарков. Соедините контуры игрушек с их изображением. (У каждого ребенка индивидуальный набор карточек; ученики накладывают картинку на контурное изображение).
9. Развитие фонематического слуха в слогах.
- Ребята, вы научились слышать звуки в изолированном виде, вспомнили, какими буквами обозначаем эти звуки, а теперь попробуем услышать эти звуки в слогах. Я буду произносить слоги, а вы поднимите карточку с соответствующей буквой, если услышите [С], [Ш].
- АС, ОШ, СА, СУ, ЫС, ОСО, АШУ, ИС, ША, ЮС….
10. Физ. минутка.
Посмотрите, в магазине (Широко разводят руки в стороны)
Все игрушки на витрине. (Повороты вправо- влево)
Заводные зайчики, (Руки на поясе)
Куколки и мячики, (Приседают)
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
Вот солдатики стоят, (Шаги на месте)
Начинается парад.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы шагать.
Вот бегут машины (Бег на месте)
Шуршат своими шинами.
Желтые и красные –
Все такие разные.
Всех красивей паровоз: (Топают на месте)
Две трубы и сто колес.
Ну, а едут в нем игрушки –
Куклы, зайчики, петрушки.
11. Закрепление звуков в слогах.
- А наш паровоз пока еще стоит на месте, но для того, чтобы паровоз отправился в путь, мы прочитаем слоги. (Слайд №8)
- Ребята, скажите, с какой буквой не дружит буква Ш?
- С буквой Ы.
-Запишите слоги, которые вы запомнили. (Дети записывают слоги в тетрадях).
12. Закрепление звуков в словах.
- Мы подобрали ключик, прочитав слоги, и наш паровоз готов отправляться в путь. Но вот беда, пассажиры (игрушки) стоят на прилавках магазина. Билеты на паровоз получат лишь те игрушки, в названиях которых есть дежурные звуки [С], [Ш]. (Дети выбирают игрушки).
- Итак, кто может отправиться в путь?
- Слон, собака, мышка, лягушка, мишка, лошадка, кошка…
(Вывешиваются слова названия игрушек).
- Правильно. Пассажирам пора рассаживаться по своим местам. В первом вагоне – игрушки, в названии которых один слог, во втором вагоне игрушки, в названии которых, два слога, а в третьем – три слога.
- Давайте вспомним, как определить количество слогов в слове?
- Сколько в слове гласных, сколько и слогов.
(Дети распределяют игрушки по вагонам).
- Ребята, скажите, кто отправится в первом вагоне?
- Слон.
- Кто поедет во втором вагоне?
- Кошка, мишка, мышка.
- Кто в третьем вагоне?
- Машинка, лошадка, матрешка.
- Итак, ребята, какие игрушки отправятся в правом вагоне?
- Слон.
- А кто разместился в левом вагоне?
- Матрешка, лошадка, машинка.
- Правильно ребята! Послушайте внимательно слова: матрешка, машинка, лошадка, названия каких игрушек звучат ласково?
- Машинка, лошадка.
- Давайте произнесем слово матрешка ласково.
- Матрёшечка.
- Ребята, когда мы можем употреблять слово матрешка, а когда матрешечка?
- Матрешка большая, а матрешечка маленькая.
13. Закрепление звука в словосочетаниях. (Слайд №9).
-Правильно, ведь в большой матрешке хранится несколько игрушек-матрешек.
Давайте посчитаем, сколько всего у нас матрешек.
- Одна матрешка, две матрешки, три матрешки, четыре матрешки, пять матрешек.
- Ребята, скажите, а матрешка какая? Подберите слова признаки к слову матрешка. (Слайд №10)
- Красивая, деревянная, красочная…, русская.
14. Закрепление звуков в предложении.
- Используя словосочетание, русская матрешка закончите предложения:
У меня есть ….
У моего друга нет ….
Я подошел к ….
Я любуюсь…
Я писал сочинение о…(Слайд №11).
15. Закрепление звуков в тексте.
- Действительно ребята, матрешка - очень красивая кукла. Прочитайте, как описывают матрешку в рассказе. (Дети читают рассказ) (Слайд №12)
Русская матрешка.
Матрешка – это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрешку красотой. У матрешки синие глаза, алые губки. Нарядная шаль и яркое платье украшают игрушку. Русская матрешка – лучший подарок.
- Поставьте вопросы к тексту.
- Из чего сделана матрешка? Как выглядит эта игрушка?
16. Итог занятия.
- Наше путешествие в магазин игрушек подходит к концу. Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать [С], [Ш].
- Скажите, чем отличаются артикуляции [С], [Ш]?
- Чем отличаются характеристики этих звуков?
- Сможем мы теперь исправить ошибки учеников, допущенные в начале урока?
17. Рефлексия.
Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).
- Занятие окончено.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Тема: Ударение.
Ударные и безударные гласные.
Подготовила
учитель-логопед
БОУ «СОШ №21»
Лучина Маргарита
Геннадиевна.
Омск-2012.
Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.
Цель: Совершенствовать умения выделять ударный и безударный слог в слове. Совершенствовать умения проверять безударный гласный в слове, используя алгоритм.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить представление учащихся об ударении, ударной гласной и ударном слоге;
-закрепить представления детей о безударном гласном;
-закрепить знания о правописании слов с безударными гласными в корне слова;
- активизация лексического запаса по теме: «Птицы».
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование: зеркала, карточки,
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Каждый день, всегда везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
2. Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы верно, четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3. Сообщение темы занятия.
-Сегодня мы отправимся в зимний лес. Мы услышим голоса птиц, которые живут в зимнем лесу. Мы будем учиться определять ударный слог в слове, выделять безударный гласный, проверять его, пользуясь алгоритмом, составленным на прошлом занятии.
- Какое время года за окном? (Зима)
- Куда мы ходим гулять? (в парк, в сквер, в лес, на улицу….)
- Какие звуки мы можем услышать? (вой ветра, шум деревьев, пение птиц…)
4. Развитие фонематического слуха.
* Звучит фонограмма: пение птиц.
- Что услышали? (пение птиц)
- А как пели птицы? Какие звуки услышали? (синь, чик, щег, пел….д-д-д)
5. Закрепление в слогах:
(Чтение слогов на слайде)
Синь- синь, чик-чирик, щег-щег, пел-пел, д-д-д.
- Что из прочитанного лишнее? (д-д-д)
- Почему? (Потому, что это не слог)
- Разные птицы подают голоса по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано не мало слов. А какие птиц так щебечут? Как вы думаете, какие птицы сами себя называют? (Синица, воробей, щегол).
6. Закрепление в слогах.
Слайд: чтение слогов и слов. Соедини слог-слово.
Синь-синь синица
Чик-чирик воробей
Щег-щег щегол
Сви - сви свиристель
Кар-кар ворона
(Развитие зрительной памяти) Слайд
Итак: синичка, воробей, щегол, сорока, свиристель, ворона, снегирь.
- Кто прилетел? (сорока, снегирь).
- Поставьте ударение в каждом слове, выделите ударный слог.
Слайд:
Ворона
Сорока
Воробей
Снегирь
Щегол
Синичка
Слайд: алгоритм.
- Назовите гласные в безударных слогах. ( о, е, и)
- Какие это гласные?
- Вспомните, написание, каких гласных надо проверять? (а, о, е, и)
- Написание, каких гласных проверять не надо? (у, ы)
- Подберите проверочное слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
Синичка – синяя
Снегирь- снег
Щегол - щелкает
- Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.
- Запишите эти слова в соответствии со звуками, которые слышите под ударением.
- К каким словам не смогли подобрать проверочные слова?
- Эти слова являются словарными словами, написание которых проверяем по словарю. Написание этих слов необходимо запомнить.
Слайд: вОрОбей, вОрОна, сОрОка.
Слайд: Подберите к данным словам однокоренные слова.
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли Движения в соответствии с
За природой наблюдали. текстом.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на месте на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте.
Вот присела на минутку, Присели.
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево, вправо.
И с дорожки - на плетень, Прыжки на месте на левой ноге.
Тири-тири, Прыжки на месте на правой ноге.
Тень, тень, тень. Прыжки на месте на двух ногах.
7. Закрепление в словосочетаниях.
- На какие группы мы можем разделить эти слова? (слова предметы, слова действия)
- Подберите к словам-предметам, слова-действия.
СвИристели чИрикает
Воробей стрЕкочут
Щегол свИристят
Сороки щЕлкает
Ворона кАркает
- Назовите слова-предметы, в которых три слога. (воробей, сорока, ворона)
- Подберите к словам-предметам слова признаки.
Ворона проворный
Воробей вороватая
Сорока белобокая
Запишите полученные словосочетания.
- Посчитай: Один проворный воробей, три проворных воробья, пять проворных воробьёв….(Слайд)
8. Закрепление в предложениях.
-Зимой птицам холодно и голодно. А как люди могут помочь птицам? (Строят кормушки, подкармливают птиц.)
Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Работа с моделью кормушки. Логопед передвигает макет птицы, одновременно спрашивая учеников, где находится птица по отношению к кормушке.
- Где воробей? (За кормушкой, перед кормушкой, у кормушки, на кормушке).
- Из данных слов составьте предложение.
ПОЛЕ В СОРОКА СТРЕКОЧЕТ
(В пОле стрекОчет сОрОка.)
- Запишите предложение, отметьте безударные гласные словах.
- Повтори скороговорку:
ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА.
9. Закрепление в тексте.
Прочитайте рассказ. Вставьте пропущенные буквы.
В зимний морозный день иду я по тропинке. Вдруг откуда-то из далека до меня доносится тихий свиристящий звук. Чем дальше я иду, тем громче становится звук. Он будто льётся на меня с неба. Что это?
Я осматриваюсь. ТрОпинка. Кусты. Впереди – огромный тополь. На его ветках сИдят птицы. Каждая чуть больше вОрОбья, опЕренье рОзоватое, на гОлОве – хохолок. Так вот кто издАёт загадочные звуки: «Свири-свири-свири»! Кажется, что пОёт само дерЕво.
Это свИристели, которые в наши края прилЕтели только на зиму.
10. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".
Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....
Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных ».
1. Формирует умение дифференцировать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;2. развивает фонематическое восприятие; навыки ...
Конспект логопедического занятия "Слова с безударными гласными".
Представлен план-конспект занятия по логопедии с элементами сказкотерапии....
конспект урока "Ударные и безударные гласные".
Разработка урока для 4 класса коррекционной школы 8 вида....
конспект урока "Ударные и безударные гласные".
Разработка урока для 4 класса коррекционной школы 8 вида....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Произношение ударных и безударных гласных"
Многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Правописание подчиняется определенным законам языка...
Логопедическое занятие на тему: "Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"
quot;Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"...