Конспект занятия по валеологии "Зачем человеку кости?"
план-конспект по теме

Занятие из цикла "Зоровым быть здорово" для воспитанников начальных классов VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 2.

Зачем человеку кости?

Задачи:

  1. Формировать элементарные знания о скелете  человека
  2. Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета.
  3. Корригировать навыки ориентации в пространстве в процессе работы с «Анатомическим атласом»

Оборудование:

  1. Плакат с изображение скелета человека
  2.  картины с эмоциональными состояниями, карандаши, Ход задания

Мама смастерила маленькой Люде куклу: сшила её из обрезков ткани, набила мягким поролоном. На голове косички из пряжи, лицо тоже сделано как надо: глаза и нос – пуговички, рот из красного суконного лоскутка.

- Ну вот теперь садись,- говорит ей Люда.

Но сама кукла никак не садится, ей нужно помочь, да ещё подушкой подпереть. А она всё валится то на один бок, то на другой, руки – ноги болтаются, голова свешивается. Словом, настоящая тряпичная кукла. Только вы не подумайте, что она Люде не нравится. Наоборот, это самая любимая кукла!

Примерно так же, как Людина кукла, выглядел бы человек если бы у него не было костей. И не просто выглядел! Он бы и сделать ничего не мог.

Ну разве смог бы он сесть на велосипед и носиться на нём с утра и до вечера? Или играть в классики, или прыгать через скакалку, или мяч гонять – без костей всё это невозможно. Вообще ничего не возможно.

И это ещё не всё. Сердце и все другие органы, расположенные в теле, оказались бы незащищёнными. Один орган давил бы на другой, они бы мешали, не давали работать друг другу. А это значит, что человек вообще не мог бы жить.

Работа с плакатом «Скелет человека».

В человеческом теле 206 костей, все вместе они образуют скелет. У каждой кости, от самой большой до самой маленькой, а она меньше горошины, есть своё место и свои обязанности.

Вот, например, позвоночник – основной стержень тела, проходящий посредине спины. Если бы у Людиной куклы был позвоночник, она держала бы спину прямо. Позвоночник состоит из маленьких косточек – позвонков. Посреди каждого позвонка имеется отверстие. Позвонок над позвонком, отверстие над отверстием – внутри позвоночника получается длинный канал. В этом канале хранится что-то очень важное, но к костям оно не относится, поэтому мы поговорим о нём попозже.

К позвоночнику присоединены рёбра. Их 12 пар, получается что-то вроде клетки, вот почему эту часть скелета так и называют: грудная клетка.

Грудная клетка хранит в себе очень важные органы: сердце и лёгкие. Без них человек не может жить, недаром они так надёжно спрятаны.

Органы, расположенные в животе человека, защищает таз. Пощупайте свои бока, и вы легко найдёте тазовые кости – они очень крупные. К тазу присоединяются кости ног или нижних конечностей. У тряпичной куклы их нет, поэтому она не может ни стоять, ни ходить, ни бегать, как мы.

Места соединения костей, там, где она как бы «составлены», называются суставами. Сгибать конечности, вращать ими мы можем только в суставах. Ну-ка, попробуйте: в каких местах можно согнуть ногу? Совершенно верно: в колене и в щиколотке; а еще сгибаются пальцы.

Верхние конечности ещё более подвижны. Руки могут дотянуться до любого места нашего тела. К тому же рука умеет делать буквально всё! Она берёт карандаш и рисует или пишет. Берёт иглу и пришивает пуговицу. Завязывает узлы, несёт тяжёлую сумку.

А теперь пощупайте свою голову. Что вы ощущаете? Это череп.

Чтобы наши косточки и суставы были здоровы, мы с вами делаем зарядку. Давайте и сейчас встанем и сделаем небольшую зарядку.

Физкультминутка.

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три – четыре

И на месте поскакать – пять.

Работа с анатомическим атласом.

Возьмите свои анатомические атласы. Сегодня в них у нас появится новая страничка «Скелет». Давайте нарисуем и подпишем основные части скелета человека.

На чистый лист накладываем первую страницу «Анатомического атласа» в отверстии рисуем: череп, позвоночник, ребра, таз, верхние и нижние конечности, суставы. Убираем верхний лист, на рисунке делаем надписи.

Наши косточки могут расти, но для этого им необходим кальций. Кальций содержится в молоке, твороге, рыбе и по этому, чтоб кости были крепкими необходимо кушать эти продукты.

 Что может случится с нашими костями если мы сильно стукнемся или упадём? (Ответы детей) Они могут сломаться.

Повторить правила поведения на улице.

Подведение итогов.

Что нового вы узнали сегодня на занятие?

Оставьте оценку на экране эмоций.

О худых людях говорят: "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет). Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать. Человеку нужны мышцы. Мышцы - главные силачи. Они прикрепляются сухожилиями к костям, не давая им смещаться. Сокращения мышц приводит к движению частей тела. Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку. (показ, дети повторяют). Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движение человека становится совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт). Правильно, физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку. Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?

встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться. у Ксюши хорошая осанка, а вот Насте надо поработать над своей осанкой. Что нужно делать, чтобы осанка была красивой? Правильно, выполнять упражнения по укреплению мышц туловища. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной, а если не будете, то появится нарушение осанки, искривление позвоночника. Это называется сколиозом. (показ рисунка). Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы. А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? (да). Тогда надо заниматься, чем? (физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры, обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни. Вы всегда можете контролировать работу своих мышц. Ваш мозг подает сигналы мышцам, а они их выполняют. А сейчас немного разомнем свои мышцы. Встали, сжали кулачки, согнули руки в локте, присели, встали, нагнулись, разогнулись, потянулись, хлопнули в ладоши, кивнули головой, потрогали себя за ушко и немного потрепали. Вот видите, вы улыбаетесь. И в это время работают мышцы вашего лица. С помощью мышц лица мы выражаем свои чувства. А какие? (удивление, грусть, страх, радость), а иначе это называют эмоциями. Возьмите листочки. Что у вас там нарисовано? (контур лица) рисунок не закончен и ваша задача дорисовать его, так, чтобы лицо выражало какую-либо эмоцию.

Оля, ты какую эмоцию хочешь изобразить? А ты, Даша?

Какая эмоция у тебя на рисунке, Сережа?

Вот по вашим рисункам я и вижу, что вы веселые ребята не хотите грустить и унывать. Ребята, с чем же мы с вами познакомились сегодня на занятии? (со строением и функциями скелета человека и его мышц) узнали о их роли в нашем организме. Познакомились с правилами поведения для формирования красивой фигуры и правильной осанки. Ведь не зря говорят, в красивом теле - здоровый дух. А так же вспомнили про эмоции. И я желаю, чтобы ваши лица светились радостью и улыбка не сходила с вашего лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с элементами тренинга "Влияние мыслей на человека"

Занятие направлено на обучение учащихся поиску выхода из трудной ситуации, дает понятие об элементах саморегуляции, знакомит с "позитивным формулированием" как способом изменения отношения к ситуации....

Конспект занятия "Забота человека о растениях и животных"

Конспект занятия для 1-2 классов. Знакомство с воздушной, водной средой, сушей...

Конспект занятия "Почему каждый человек должен трудиться"

Данное занятие для детей младшего школьного возраста  "Почему каждый человек должен трудиться" входит в программу "Я выбираю профессию"...

Конспект занятия на тему:"Человек. Части тела"

Конспект индивидуального занятия с дошкольником...

Конспект занятия "День пожилого человека" + ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Цель:  Познакомить с социальным праздником- День пожилого человека. Формировать уважительное отношение к пожилым людям.Задачи: -  расширить представление детей о воз...