Конспект занятия на тему:"Человек. Части тела"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию и развитию лексико – грамматической стороны речи у ребенка подготовительной группы с ОНР - III уровня.
Тема: «Человек. Части тела»
Цель: развитие навыков словоизменения и словообразования на основе лексической темы «Человек. Части тела».
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать и активизировать словарь по теме «Человек. Части тела»;
-закрепить знания о частях тела, их предназначении и обобщающее слово «части тела»;
- закреплять навыки согласования существительных с числительными; образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; дифференциации однокоренных и не однокоренных слов; подбора глаголов к существительному;
- совершенствовать навыки в связной речи.
Коррекционно – развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать умение вслушиваться в свою речь и в речь логопеда;
- воспитывать интерес к занятиям, положительный эмоциональный отклик на занятие.
Словарный материал:
предметный — плечо, локоть, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, запястье, голень, голеностоп, бедро, грудь, шея, бровь, скула, висок, ухо;
признаков — костлявый, ручной, однорукий;
глагольный — глядеть, присматриваться, высматривать, читать, смотреть,
шить, мастерить, рисовать, двигать, шевелить, жевать, скрежетать, скрипеть.
Оборудование: кукла, предметные картинки с изображением глаза, руки, ноги, зубов; частей тела трех размеров для д.и. «Большой – маленький», ИКТ для упр.1 (связная речь), контурные изображения рыбок, плывущих вправо - влево на листе А4.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- У нас гость. Это кукла. Придумай ей имя. Посмотри, какая она большая. Кукла Майя тоже собирается в школу, и сегодня будет заниматься с нами. Послушай стихотворение и покажи на Майе ту часть тела, которую я назову.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но у всех она одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой.
- Сообщение темы занятия.
- О чем стихотворение? О частях нашего тела. Сегодня на занятии мы будем говорить о частях тела человека.
- Основная часть.
Фонематический слух
Д.и. «Какой звук потерялся?»
-лечо, -лаза, -олова, - пина, -ея.
- Назови первый звук в словах: спина, шея. Придумай слова, которые начинаются со звуков [с] и [ш].
Грамматические задания
а) Д.и. «Сколько у одного человека и у трех человек?» (изображение трех детей)
У одного человека одна голова, одно туловище, две ноги, две руки, два уха, два глаза.
У трех человек три головы … .
б) Д.и. «Какое слово не подходит?»
Кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ.
Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.
в) Д.и. «Что можно делать?» Динамическая пауза (игра с мячом)
глазами – глядеть, присматриваться, высматривать, читать, смотреть телевизор:
руками - … (шить, мастерить, рисовать …);
ногами -….(двигать, шевелить …);
зубами - …(жевать, скрежетать, скрипеть …)
г) Д.и. «Большой – маленький»
- Назови большой и маленький (ребенок выбирает картинки, раскладывает по – порядку и называет):
Зуб – зубик – зубище;
Глаз - …; нога - …; голос - … .
Развитие связной речи
Упр. «Что будет если…?» (презентация)
Как ты думаешь, что случиться, если человек перестанет:
- умываться;
-чистить зубы;
-есть;
-пить;
-гулять;
-расчесывать волосы.
Упр. «Объясни пословицу».
- Объясни пословицу
Глаза боятся, а руки делают
ВПФ (зрительное внимание)
- Вспомни, где у тебя правая рука? Раскрась рыбок, плывущих влево.
- Итог занятия
- О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Прощайся с Майей, ей понравилось играть с тобой, но пора возвращаться в свой кукольный мир.
САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по теме: «Человек. Части тела»
«____»___________________20___ г.
1.Занятие соответствует требованиям программы для детей подготовительной группы с ОНР - III уровня и календарно – тематическому планированию, является первым из двух, запланированных по данной теме занятий.
2 Цель занятия: развитие навыков словоизменения и словообразования на основе лексической темы «Человек. Части тела» достигается в единстве образовательных, коррекционно – развивающих и воспитательных задач при помощи наглядных, словесных, практических методов.
3. В ходе занятия ребенок ознакомлен с понятием «части тела», расположением и названием частей тела человека на материале дидактической куклы. Фонематический слух развивался при помощи упражнения в звуковом анализе (определении первого звука в словах), дифференциации звуков С-Ш и тренировке фонематических представлений. Закреплялись навыки словообразования существительных при помощи суффиксов, существительных с числительными, умение слышать однокоренные слова, выделять лишнее. Данные умения закреплялись в ходе заданий по развитию связной речи: «Что будет если…?», «Объясни пословицу». Осуществлялось обогащение словарного запаса глаголами, существительными и прилагательными по теме занятия. Отдельное внимание было уделено развитию высших психических функций у ребенка. Учет ведущей деятельности дошкольников при помощи наглядного игрового материала, дидактических игр и упражнений способствовал удержанию внимания логопата в течение всего занятия и эмоциональному подъему. Для предупреждения переутомления использовалась динамическая пауза с мячом.
4. Занятие индивидуальное, состоит из четырех частей. Организационный момент помогает привлечь внимание ребенка, настроить его на работу. Сообщение темы занятия использовалось для того, чтобы с ориентировать дошкольника на лексический материал. В основной части решались все задачи коррекционного обучения, а в заключительной оценивались результаты работы педагога по тому, на сколько ребенок запомнил основные моменты и его эмоциональному настрою. В ходе занятия дошкольник хорошо ориентировался в заданиях, т.к. они базировались на подобных в ранее изученных лексических темах и активно усваивал новый материал, т.к. он соответствовал его возрастным и интеллектуальным возможностям.
5. Индивидуальная форма помогает строить занятие в виде диалога, позволяет в полной мере проявлять речевую активность. Такая форма работы дает возможность вовремя вносить исправления в ответы, оказывать дозированную помощь, фиксировать, где происходят заминки, где имеются пробелы в знаниях и умениях дошкольника.
6. Смена видов деятельности помогала поддерживать интерес дошкольника, менять темп занятия для предотвращения переутомления, учитывать темп работы дошкольника.
7. Часть учебного материала было дано в виде «готовых знаний»: названия частей тела человека, часть опиралась на ранее приобретенные знания и навыки: словообразование различными способами.
8. Работа с использованием компьютера проводится фрагментарно: на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы). Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование презентации позволяет на лексических индивидуальных занятиях привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Она позволяет не только предельно реалистично продемонстрировать отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Применение презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.
9. На занятии использовались современные технологии обучения:
а) игровые – словесные, дидактические и игры с предметами (определяются ведущим видом деятельности, позволяют обучающую задачу вывести на второй план на фоне эмоционального подъема, повышенного познавательного интереса);
б) модульного обучения – распределение материала по лексическим темам;
в) арт –терапия (куклотерапия) – использование куклы, как промежуточный элемент в общении между взрослым и ребенком для комфортного взаимодействия.
10.Контроль знаний в ходе занятия осуществлялся в виде опоры на программные требования.
11.Самостоятельная работа продумывалась при закреплении правой и левой сторон (зрительное восприятие).
12.Ребенок на занятии был весел, активен, эмоционален, быстро включался в деятельность по заданию логопеда.
13.На основе проведенного самоанализа можно сделать вывод об успешном его проведении и продуманной организации. Цель занятия достигнута, задачи решены.
Приложение 3
План анализа посещенного магистрантом занятия
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
по теме: _________________________________________________________
проведенного преподавателем вуза_________________________________
«____»___________________20___ г.
выполнил магистрант _______________________________________________
1. Рассмотрение цели занятия, правильность ее выбора.
2. Определение типа занятия, его соответствие содержанию учебного материала и целям дисциплины.
3. Анализ организационного этапа.
4. Анализ фронтальной проверки задания, выполненного студентом в ходе самостоятельной работы.
5. Анализ этапа подготовки студентов к восприятию нового материала.
6. Анализ этапа усвоения новых знаний:
- устанавливается соответствие содержания обучения, умение выделять основные идеи, понятия, доступность объяснения материала;
- связь между содержанием учебного материала и методами обучения;
- связь между необходимыми и используемыми формами организации познавательной деятельности студентов;
- соответствие методов обучения требованиям активизации мыслительной деятельности студентов.
7. Анализ этапа закрепления изученного материала:
- формы закрепления, их разнообразие;
- в какой степени студенты усвоили материал занятия.
8. Анализ информации о задании для самостоятельной работы студентов - объем задания, соответствие его вида целям занятия.
9. Использование технических средств на занятии:
- цель использования ВТ (обучение, контроль, закрепление умений и навыков);
- целесообразность использования ВТ при изучении данной темы;
- итог работы студентов на ПК;
- использование других технических средств (каких именно).
10. Использование современных технологий обучения:
- целесообразность;
- новизна;
- эффективность.
11. Общие выводы:
- раскрыть достоинства и недостатки деятельности преподавателя и студентов;
- основные причины недостатков;
- влияние причин на конечный результат.
12. Общая оценка занятия.
13. Конкретные предложения по организации и проведению занятий.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки Специальное (дефектологическое) образование.
9. Список разработчиков, рецензентов программы практики
Разработчики:
Руководитель практики к.псх.н.,
доцент Н.В. Шкляр
Рецензенты:
МСКОУ «Специальная (коррекционная)
образовательная школа №12 директор Е.И. Книга
МДОУ «Детский сад №21» заведующая Н.В. Проскокова
Программа одобрена на заседании кафедры коррекционной педагогики, психологии и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема «Человек. Части тела»
Материалы для проведения занятия по лексической теме....
Презентация "Учимся говорить по-татарски" по теме "Человек, части тела"
Тема "Человек, части тела" для начальных классов, русскоязычных учащихся...
Конспект занятия по развитию речи "Части тела"
Занятие знакомит детей с частями тела человека; учит образовывать существительные множественного числа; учит составлять предложения на наглядном материале; учит различать правую и левую руку, но...
Конспект урока по теме "Человек - часть биосферы"
БИОСФЕРА, оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15-20 км) , верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2-...
Теме: "Человек. Части тела".
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушением интеллекта 6-7 лет по теме: "Человек. Части тела". Цель: систематизировать знания по теме «Человек. Части тела&ra...
Конспект урока немецкого языка в 4 классе по разделу: «Bald kommen die großen Ferien». Тема урока: «Формирование НЛЕ по теме «Внешность, части тела». Ответы на вопросы по теме «Внешность, части тела». Формирование навыков письма». (УМК И. Л. Бим)
Цель урока: научить обучающихся описывать внешность, используя новый лексический материал; создание условий для совершенствования навыков устной речи, чтения вслух, орфографических...