"Цикл занятий по обучению детей пересказу"
методическая разработка на тему

конспект из авторского методического пособия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_detey_a_narusheniyami_rechi_k_sheole.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка .Конспект занятия

по пересказу рассказа адаптированный материал «Лягушка Квака» А.Бусуйок с опорой на серию сюжетных картинок.

Цель занятия: Формирование у детей навыков составления связных высказываний на основе пересказа текста .задачи:

  1. Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста.
  2. Обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе предварительного анализа содержания и языкового оформления текста.
  3. Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания.
  4. Активизация и обогащение словарного запаса.

Оборудование: 6 цветных картинок – иллюстраций (размером 18х25см), отображающих основные фрагменты-события сказки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Чтение «Лягушка Квака» А.Бусуйок (адаптированный вариант).

Жила-была лягушка Квака. Она появилась на свет, как все лягушки, из головастика. Головастик сбросил с себя кожу вместе с хвостом, а на его месте появилась Квака во всей своей необыкновенной красоте.

Квака смотрела на родителей большими зелеными глазами, а шкура на ней была гладкая, мягкая. Родители подумали, что она лучше всех. А когда Квака впервые запела, ее высокий крикливый голос очаровал родителей.

«Милая Квака! - закричали они. – Мы решили, что ты не просто лягушонок, а  заколдованная царевна. Когда-нибудь прекрасный принц пригласит тебя петь в театр».

С той поры Квака целые дни с утра до вечера проводила на зеленом листке, без конца хвастливо выкрикивала разные песенки. Со всех сторон на нее смотрели подружки и завидовали ей. Однажды, когда Квака сидела и пела на своем листе, опустился на землю Аист. Квакины подружки разлетелись, как мухи, с перепугу попрыгали в воду. Только певица – ни с мета!

«Мне ли бояться Аиста, - хвастливо подумала она, - если я заколдованная! А он, может быть, и есть тот принц!». Квака продолжала петь, как ни в чем не бывало. Аист выслушал ее пение без всякого удовольствия, потом широко, как ворота, распахнул свой клюв, и проглотил певицу и песню.  Болото умолкло! Ну и Квака! Если бы знала, что он не заколдованная царевна.

3. Разбор содержания рассказа по вопросам логопеда.

Предполагаемые вопросы:

  1. Как называется этот рассказ?
  2. Из чего на свет появилась лягушка?
  3. Что сбросил головастик?
  4. В какой красоте появилась Квака?
  5. Какими глазами смотрела Квака?
  6. Что сделала Квака?
  7. Что закричали родители?
  8. Кого она ждала?
  9. Кому пела Квака?
  10. Кто спустился на землю?
  11. Что сделали подружки?
  12. Что хвастливо сказала Квака?
  13. Что сделал аист?
  14. Что наступило на болоте?

Ответы детей:

-«Лягушка Квака»

-Из головастика.

-Головастик сбросил кожу с хвостом.

-В необыкновенной красоте.

-Зелеными.

-Запела.

-Ты не просто лягушонок, а заколдованная царевна.

- Принца.

-Подружки.

-Аист.

-Попрыгали в воду.

-Мне ли бояться аиста.

-Выслушал пение и проглотил певицу.

-Болото умолкло.

4. Игра на панно «Кто, что?», «Какой, какая, какие?», «Что делает(ют)?».

Условия игры: всем ребятам раздаются слова-полоски,

                         обозначающие предметы,

                                                   признаки,

                                                    действия.кто? Что?

  1. Что и кого вы видите на 1-й картине? (лягушку)
  2. Кто ее любил? (родители)
  3. Кого ждала Квака? (принца)
  4. Кто слушал целый день ее пение? (подружки)
  5. Что дарили ей подружки? (цветы)
  6. Кто однажды опустился на землю? (аист)

Какой? Какая? Какие?

  1. В какой красе появилась Квака? (необыкновенной)
  2. Какими глазами она смотрела? (зелеными)
  3. А какая у нее была шкура? (гладкая, мягкая)
  4. Каким у нее был голос? (крикливым, высоким)
  5. Какая она царевна, подумали родители Кваки? (заколдованная)
  6. Какой принц должен был ее пригласить петь в театр? (прекрасный)
  7. На каком листе она целые дни проводила время? (зеленом)
  8. Как ой был рот у аиста? (широкий)

Что делает(ют)?

  1. Что произошло с лягушкой? (она появилась)
  2. Что сделал головастик? (сбросил)
  3. Что делала своими глазами Квака? (смотрела)
  4. Что впервые сделала Квака? (запела)
  5. Что сделали родители? (закричали)
  6. Что должен был сделать принц, по отношению к лягушке? (пригласить)
  7. Что она делала на зеленом листе? (выкрикивала)
  8. Что сделал аист? (опустился)
  9. Что делали подружки, увидя аиста? (разлетелись)
  10. Что сделал аист, распахнув клюв? (проглотил)
  11. Что произошло с болотом? (умолкло)

5. Массаж фаланг пальцев.

Раз – лягушка на пруду,

Два – а принц на берегу,

Три – она почти певица,

На четыре – мастерица,

Пять – ракита у пруда,

Шесть – концерты до темна,

Шесть – все прыгнули лягушки,

Восемь – бросили подружку,

Девять – тихо на болоте,

Десять – аист съел кого-то.

                          Сидорова Т.С

Указательный

Средний

Безымянный

Мизинец

Мизинец

Безымянный

Средний

Указательный

Большой палец лев.руки

Большой палец правой руки

6. Воспроизведение отрабатываемого языкового материала текста в ходе вопросно-ответной беседы.

Примерные вопросы:

  1. Как говорится в  сказке о лягушке?
  2. Из чего она появилась на свет?
  3. Что подумали о ней родители?
  4. О ком она мечтала?
  5. Кому она пела песни?
  6. Что делали подружки-лягушки?
  7. Что сделал аист?
  8. Что произошло на болоте?

7. Составление пересказа текста по фрагментам («по цепочке») с иллюстрированием рассказа с помощью предметных картинок  .8 итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...

Занятие «Путешествие по стране «Хорео - Графия»» из цикла занятий по истории хореографического искусства (программа «Мир танца»).

 Занятие построено в форме путешествия с использованием  ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании  существенно облегчает процесс преподавания учебного ма...

Цикл занятий для подростков "Я смогу", направленный на обучение здоровьесберегающим технологиям

Как правило, дети не в состоянии осмыслить то обстоятельство, что они переживают стресс. Об этом может сигнализировать их поведение, самочувствие, общий фон настроения. Взрослые часто не замечают подо...

Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 лет

Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 летАнализ запросов родителей, подростков, педагогов и психологов в...

Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 16 лет. Автор Осепян Анна Карленовна

ДООП «Треннинг общения»педагог Осепян Анна КарленовнаЦикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться»для подростков 10 – 16 ле...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...