Методическая разработка .Конспект занятия по пересказу рассказа адаптированный материал «Лягушка Квака» А.Бусуйок с опорой на серию сюжетных картинок. Цель занятия: Формирование у детей навыков составления связных высказываний на основе пересказа текста .задачи: - Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста.
- Обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе предварительного анализа содержания и языкового оформления текста.
- Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания.
- Активизация и обогащение словарного запаса.
Оборудование: 6 цветных картинок – иллюстраций (размером 18х25см), отображающих основные фрагменты-события сказки. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Чтение «Лягушка Квака» А.Бусуйок (адаптированный вариант). Жила-была лягушка Квака. Она появилась на свет, как все лягушки, из головастика. Головастик сбросил с себя кожу вместе с хвостом, а на его месте появилась Квака во всей своей необыкновенной красоте. Квака смотрела на родителей большими зелеными глазами, а шкура на ней была гладкая, мягкая. Родители подумали, что она лучше всех. А когда Квака впервые запела, ее высокий крикливый голос очаровал родителей. «Милая Квака! - закричали они. – Мы решили, что ты не просто лягушонок, а заколдованная царевна. Когда-нибудь прекрасный принц пригласит тебя петь в театр». С той поры Квака целые дни с утра до вечера проводила на зеленом листке, без конца хвастливо выкрикивала разные песенки. Со всех сторон на нее смотрели подружки и завидовали ей. Однажды, когда Квака сидела и пела на своем листе, опустился на землю Аист. Квакины подружки разлетелись, как мухи, с перепугу попрыгали в воду. Только певица – ни с мета! «Мне ли бояться Аиста, - хвастливо подумала она, - если я заколдованная! А он, может быть, и есть тот принц!». Квака продолжала петь, как ни в чем не бывало. Аист выслушал ее пение без всякого удовольствия, потом широко, как ворота, распахнул свой клюв, и проглотил певицу и песню. Болото умолкло! Ну и Квака! Если бы знала, что он не заколдованная царевна. 3. Разбор содержания рассказа по вопросам логопеда. Предполагаемые вопросы: - Как называется этот рассказ?
- Из чего на свет появилась лягушка?
- Что сбросил головастик?
- В какой красоте появилась Квака?
- Какими глазами смотрела Квака?
- Что сделала Квака?
- Что закричали родители?
- Кого она ждала?
- Кому пела Квака?
- Кто спустился на землю?
- Что сделали подружки?
- Что хвастливо сказала Квака?
- Что сделал аист?
- Что наступило на болоте?
Ответы детей: -«Лягушка Квака» -Из головастика. -Головастик сбросил кожу с хвостом. -В необыкновенной красоте. -Зелеными. -Запела. | -Ты не просто лягушонок, а заколдованная царевна. - Принца. -Подружки. -Аист. -Попрыгали в воду. -Мне ли бояться аиста. -Выслушал пение и проглотил певицу. -Болото умолкло. 4. Игра на панно «Кто, что?», «Какой, какая, какие?», «Что делает(ют)?». Условия игры: всем ребятам раздаются слова-полоски, обозначающие предметы, признаки, действия.кто? Что? - Что и кого вы видите на 1-й картине? (лягушку)
- Кто ее любил? (родители)
- Кого ждала Квака? (принца)
- Кто слушал целый день ее пение? (подружки)
- Что дарили ей подружки? (цветы)
- Кто однажды опустился на землю? (аист)
Какой? Какая? Какие? - В какой красе появилась Квака? (необыкновенной)
- Какими глазами она смотрела? (зелеными)
- А какая у нее была шкура? (гладкая, мягкая)
- Каким у нее был голос? (крикливым, высоким)
- Какая она царевна, подумали родители Кваки? (заколдованная)
- Какой принц должен был ее пригласить петь в театр? (прекрасный)
- На каком листе она целые дни проводила время? (зеленом)
- Как ой был рот у аиста? (широкий)
Что делает(ют)? - Что произошло с лягушкой? (она появилась)
- Что сделал головастик? (сбросил)
- Что делала своими глазами Квака? (смотрела)
- Что впервые сделала Квака? (запела)
- Что сделали родители? (закричали)
- Что должен был сделать принц, по отношению к лягушке? (пригласить)
- Что она делала на зеленом листе? (выкрикивала)
- Что сделал аист? (опустился)
- Что делали подружки, увидя аиста? (разлетелись)
- Что сделал аист, распахнув клюв? (проглотил)
- Что произошло с болотом? (умолкло)
5. Массаж фаланг пальцев. Раз – лягушка на пруду, Два – а принц на берегу, Три – она почти певица, На четыре – мастерица, Пять – ракита у пруда, Шесть – концерты до темна, Шесть – все прыгнули лягушки, Восемь – бросили подружку, Девять – тихо на болоте, Десять – аист съел кого-то. Сидорова Т.С | Указательный Средний Безымянный Мизинец Мизинец Безымянный Средний Указательный Большой палец лев.руки Большой палец правой руки |
6. Воспроизведение отрабатываемого языкового материала текста в ходе вопросно-ответной беседы. Примерные вопросы: - Как говорится в сказке о лягушке?
- Из чего она появилась на свет?
- Что подумали о ней родители?
- О ком она мечтала?
- Кому она пела песни?
- Что делали подружки-лягушки?
- Что сделал аист?
- Что произошло на болоте?
7. Составление пересказа текста по фрагментам («по цепочке») с иллюстрированием рассказа с помощью предметных картинок .8 итог занятия |