Цикл занятий для подростков "Я смогу", направленный на обучение здоровьесберегающим технологиям
методическая разработка по психологии (7 класс) на тему

Белкина Марина Львовна
Как правило, дети не в состоянии осмыслить то обстоятельство, что они переживают стресс. Об этом может сигнализировать их поведение, самочувствие, общий фон настроения. Взрослые часто не замечают подобных «мелочей». Однако повседневный детский стресс со временем превращается в настоящую проблему и грозит разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. В предлагаемом цикле тренинговых занятий учитываются особенности младшего подросткового возраста, соотносимого с обучением в 7 классах. Опыт, который подростки приобретут на предлагаемых занятиях, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими. В занятиях в интерактивной форме дается доступный теоретический материал и прорабатываются типичные ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями подростков этого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_ya_smogu.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  КАДЕТСКИЙ ВОЕННЫЙ КОРПУС

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Цикл занятий «Я СМОГУ»,

 направленный на обучение кадет здоровьесберегающим технологиям

 

Составитель:

педагог-психолог Белкина М.Л.,

Санкт-Петербург

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как правило, дети не в состоянии осмыслить то обстоятельство, что они переживают стресс. Об этом может сигнализировать их поведение, самочувствие, общий фон настроения. Взрослые часто не замечают подобных «мелочей». Однако повседневный детский стресс со временем превращается в настоящую проблему и грозит разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. Сегодня мы располагаем возможностью и необходимостью вести профилактическую антистрессовую работу.

В предлагаемом цикле тренинговых занятий  учитываются особенности младшего подросткового возраста, соотносимого  с обучением в 7 классах. Центральным новообразованием этого возраста (11 —13 лет) становится возникновение представления о себе как «не о ребенке».

Важнейшей задачей этого жизненного этапа является поиск себя, узнавание своего Я. Подросток словно заново знакомится с самим собой, делает открытие, что Я — это не только внешние характеристики, но и неповторимый внутренний мир с уникальными мыслями, чувствами, надеждами и желаниями. Основной задачей и главным интересом человека в этот период

Седьмой класс — это особый этап развития, «середина пути» от младшего подростка к почти взрослому девятикласснику. Это период активного осмысления границ своих возможностей, как физических, так и психических.

Воспитанники кадетского корпуса, вступившие в пору серьезного возрастного кризиса, сталкивающиеся при этом, не только с валом школьных и внешкольных обязанностей, а с порядком жизни закрытого учреждения военного типа, с острой нехваткой времени, часто конфликтующие друг с другом, воспитателями, педагогами, не имеющие достаточного жизненного опыта, чтобы владеть своими эмоциями и предвидеть последствия собственного поведения, являются мишенью сильнейшего стресса. Этот стресс, незаметный не первый взгляд, является постоянным фоном их жизни и разрушает их здоровье. Результатом плохой адаптации к стрессу являются физические и психологические осложнения. Они могут носить весьма серьезный характер и преследовать детей до взрослого возраста.

Опыт, который подростки приобретут на предлагаемых занятиях, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими. В занятиях в интерактивной форме дается доступный теоретический материал и прорабатываются типичные ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями подростков этого возраста.

Структура занятия:

Групповые занятия. Каждое занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная часть (разминка)
  2. Основная часть (рабочая)
  3. Завершение (обратная связь)

Цикл занятий рассчитан на 5 занятий по 1 часу.

Тематическое планирование:

Темы

Количество часов

теория

практика

1

Стресс: что это такое?

30 мин

30 мин

2

Стресс и эмоции: распознавание и принятие негативных эмоций

20 мин

40 мин

3

Стресс и эмоции: саморегуляция

20 мин

40 мин

4

Стресс и уверенное поведение

30 мин

30 мин

5

Эксперты по стрессу: завершающее занятие.

15 мин

45 мин

Всего:

2

3

Категория участников:

Занятия рассчитаны на подростков 6-7 классов.

Ожидаемые результаты:

- формирование представлений о стрессе

- формирование навыков саморегуляции

- актуализация стратегии поведения в стрессовых ситуациях

Занятие 1. Стресс: что это такое?

Цель: формирование представлений о стрессе, актуализация стратегии поведения в стрессовых ситуациях, формирование навыков саморегуляции.

Оборудование: бланки теста «Умеете ли вы справляться со стрессом», ручки по количеству участников.

Ход занятия

Вводная часть.

- ритуал, приветствия.

Все становятся в круг, левую руку поворачивают ладонью вверх, а правую ладонью вниз, каждый соединяет свои руки с руками соседей, хором произносят слово « ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ». При этом на последнем слоге руки разъединяют и хлопают в ладоши.

Ведущий предлагает выполнить следующее упражнение.

 Инструкция: «Сядьте удобней, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Теперь сосредоточьте все свое внимание на пальцах ног, напрягите их, а затем расслабьте. Сделайте то же самое еще два раза. Теперь сосредоточьтесь на лодыжках, напрягите их, а затем расслабьте. Теперь напрягите и расслабьте по очереди все остальные части туловища: ноги, живот, грудь, спишу, руки от кистей до локтя, от локтя до плеч, шею, нижнюю челюсть, щеки, лоб, а теперь потянитесь»

 Следует пояснить, что, если правильно выполнять это простое упражнение, оно поможет быстро сбросить напряжение и восстановить силы. Можно также предложить участника выполнять не все упражнение, а только его часть. Например, сжать пальцы в кулак, а потом расслабить и повторить так три раза.

Ведущий еще раз спрашивает о самочувствии участников, обращая внимание на его улучшение. Дети могут и не отметить улучшения настроения, в этом случае ведущий объясняет, что, хорошо освоив технику данного упражнения, участники научатся самостоятельно регулировать свое самочувствие и настроение.

Основная часть.

Ведущий задает участникам следующие вопросы:

- «Что такое стресс?

- Когда/из-за чем он возникает?

-Какими ощущениями сопровождается?

- Вреден ли он?»

Ведущий обобщает высказывании участников. После этого он предлагает им определение стресса: «Стресс — это такое изменение состояния человека, которое возникает в результате воздействия на него различных факторов (не только отрицательных, но и положительных), побуждающих его приспосабливаться к ним».

Ведущий приводит следующие примеры приспособления организма к изменениям в окружающей среде: замерзнув, человек дрожит, чтобы согреться; в жару человек потеет, чтобы при испарении влаги с поверхности тела снизилась температура. Делается вывод о том, что организм обладает способностью к физиологической адаптации.

Обсуждается вопрос

- «Нужна ли чел психологическая адаптация? Когда она необходима?»

 Обобщая высказывания участников, ведущий подчеркивает, что стресс и является реакцией пcuxологической адаптации человека.

Далее выполняется тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Инструкция. 

В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.

Ключ к тесту

0 - 3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.

4 - 7 очков. Ваша способность справляться со стрессом, где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.

8  и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Ведущему на заметку. Участники выполняют тест и самостоятельно подсчитывают полученные очки. Ведущий, не предлагая участникам называть полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Участники, основываясь на полученных суммах очков, выбирают соответствующий результат. Ведущий подчеркивает, что результаты психологических тестов всегда конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими.

После ознакомления с результатами ведущий говорит о том, что сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться им управлять.

Упражнение «Вверх по радуге» 

Ведущий говорит о том, что одним из условий управления стрессом является умение контролировать свое состояние. Для этого существуют различные упражнения. Одно из них выполнялось в начале занятия, другое сделают сейчас.

- Участникам предлагается встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить себе, что с этим вдохом они взбираются вверх по радуге и, выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохе должна быть небольшая пауза. Это повторяется три раза.

 После этого желающие рассказывают о своих ощущениях.

Затем упражнение выполняется еще раз с открытыми глазами.

Заключительная часть. 

Участникам предлагается рассказать о том, как они справляются со стрессом.

Желательно собрать как можно больше вариантов. Ведущий подчеркивает такие варианты, как: не паниковать, сосредоточиться на деле, давать себе время на отдых, обращаться за помощью. Важно обсудить и неэффективные способы борьбы со стрессом (если участники назовут их), такие, как употребление алкоголя или наркотиков, подчеркнуть их опасные последствия.

Домашнее задание. 

-Ведущий еще раз напоминает, что существуют определенные упражнения, позволяющие контролировать свое состояние и, следовательно, лучше справляться со стрессом. С двумя такими упражнениями участники познакомились на сегодняшнем занятии. Как и всякие другие упражнения, они нуждаются в тренировке, это и будет домашним заданием.

 Ритуал прощания.

Занятие 2. Стресс и эмоции: распознавание и принятие негативных эмоций

Цель: развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих при стрессе, о функциях негативных эмоций. Формирование навыка распознавания и принятия этих эмоций; обучение навыкам конструктивного выражения эмоции злости.

Оборудование: мяч или мягкая игрушка, бума-4 (8—10 листов), два ватмана, фломастер или маркер, 4 ручки.

Ход занятия

Вводная часть.

- ритуал приветствия

- ведущий спрашивает, делал ли кто-то упражнения, предложенные на прошлом занятии, и какой был эффект, предлагает повторить эти упражнения под руководством одного из участников.

Далее ведущий проводит упражнение «Цвет моего настроения»:

 - участники по кругу называют цвет, ассоциирующийся у них с их настроением в данный момент.

Ведущий кладет в центр круга листы, на которых написаны слова «радость», «грусть», «злость», «страх», «интерес». Ведущий спрашивает участников

- Что общего у всех этих понятий? (это эмоции).

Ведущий предлагает участникам попытаться дать определение понятию «эмоция». После того как все желающие выскажутся, ведущий обобщает их высказывания и приводит следующее определение: эмоция — это определенное отношение к какому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько oно для нас благоприятно.

Далее ведущий спрашивает участников

- по каким признакам человек узнает, что испытывает ту или иную эмоцию? Желающие высказываются, ведущий обобщает высказывания: под влиянием эмоций меняется наше самочувствие и настроение.

Затем участники обсуждают, по каким признакам можно догадаться какие эмоции испытывают другие, в т.ч. незнакомые люди. В высказываниях участников подчеркнуть, что эмоции других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется их настроением и самочувствием.

Основная часть. 

Ведущий говорит участникам том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что никому не нравиться переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна так же, как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод.

- зачем природа наделила человека этой способностью? (это сигналы об опасности, угрожающей жизни).

Далее участники делятся на четыре группы, каждая из которых получает задание обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния.

Первая обсуждает злость; вторая — страх; третья — грусть; четвертая — апатию.

По ходу обсуждения группы записывают свои выводы. На работу дается 3—5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы.

Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы записываются на ватман. Примерные варианты выводов:

  • злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
  • страх сигнализирует об опасности;
  •  грусть побуждает нас задуматься;
  • апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Далее участникам предлагается обсудить, что они делают, когда испытывают негативные эмоции. Необходимо обсудить вопрос о том, стоит ли подавлять негативные эмоции, можно ли осуждать других за испытываемые ими негативные эмоции. Важно показать, что негативные эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их проявлении.

Участники обсуждают приемлемые способы проявления негативных эмоций. При необходимости ведущий может привести примеры из книг или кинофильмов.

Для лучшего усвоения полученного опыта следует предложить конструктивные способы выражения злости, например, познакомить участников с техникой Я-высказывания. Ведущий предлагает участникам сравнить два высказывания: «Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний...» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна...». Ведущий показывает, что Я-высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создав конфликта. Важно подчеркнуть, что это высказывание должно относиться именно к поступку, а к оценке личности человека. Такие высказывай как «Я на тебя злюсь, потому что ты всегда...»  «Я на тебя злюсь, потому что ты такой-то...» могут обидеть человека.

Для тренировки выполняется следующее упражнение.

Ведущий передает мяч участникам по очереди предлагая типичные ситуации. Участники должны отреагировать, используя Я-высказывания:

- Твой друг опоздал на встречу с тобой...

- Сосед по парте положил свои вещи так, что они тебе мешают...

- Тебе надо успеть доделать уроки, а твой младший брат тебя отвлекает...

Заключительная часть.

 Упражнение «Вверх по радуге».

Домашнее задание. Попробовать использовать Я-высказывания в ситуациях, когда ребенок будет испытывать такую эмоцию, как злость.

Ритуал прощания.

Занятие 3. Стресс и эмоции: саморегуляция

Цель: закрепление представлений о функциях негативных эмоций, возникающих при стрессе. Формирование умения управлять негативными эмоциями, навыков саморегуляции в ситуации стресса.

Оборудование: ватман, на котором на прошлом занятии было записано, зачем человеку нужны злость, страх, грусть и апатия; листы бумаги форматом А4, цветные карандаши, фломастеры или краски; магнитофон.

Ход занятия

Вводная часть.

Модификация упражнения «Пересядьте те, кто».

 Участники получают карточку с одной из эмоций: радость, грусть, злость, страх. Таким образом, у нескольких участников на карточках будет написана одна и та же эмоция (если участников мало, количество карточек можно сократить, важно, чтобы каждая эмоция была, как минимум, у трех участников). Водящий встает в центр круга, его стул убирается; он должен, не называя свою эмоцию, каким-то образом ее продемонстрировать — позой, мимикой или фразой, интонацией. Те, кто узнают «свою» эмоцию, должны поменяться местами, при этом задача водящего — занять освободившийся стул.

Далее проводится упражнение «Вверх по радуге».

Обсуждение домашнего задания. 

Ведущий спрашивает участников, удалось ли кому-нибудь использовать. Я-высказывание в ситуации, когда он злился. Что при этом произошло, как отреагировал человек, по отношению к которому использовалось Я-высказывание, что чувствовал сам участник. Ведущий подчеркивает преимущества использования Я-высказывания. Если кто-то из участников имел негативный опыт использования Я-высказывания, следует это обсудить и попробовать понять, почему так произошло, предложить, какой-то другой способ поведения в этой ситуации. Подчеркнуть, что освоение любого нового психологического приема требует времени и упорства.

Основная часть. 

Ведущий напоминает участникам, о том, что негативные эмоции по-своему полезны, и показывает ватман, на котором на прошлом занятии было записано, зачем человеку нужны злость, страх, грусть и апатия. Далее ведущий говорит о том, что несмотря на это, бывают случаи, когда эти эмоции мешают человеку действовать адекватно: например, ты так сильно боишься отвечать у доски, что забываешь все, что знал; так сильно злишься, что не можешь сдержаться и говоришь человеку что-то обидное; испытывая апатию, не можешь заставить себя выполнять свои обязанности. Участникам предлагается привести собственные примеры. Делается вывод о том, что нужно уметь контролировать свои эмоции.

Ведущий напоминает участникам, что они уже знакомы с двумя упражнениями, позволяющими регулировать свое состояние. Далее можно предложить одно из известных релаксационных упражнений.

 Упражнение «Место покоя». 

Участникам предлагается сесть удобней, закрыть глаза. Ведущий говорит: «Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно... Представьте его себе во всех деталях... осмотрите вокруг. Что вы видите?.. Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие-то звуки...возможно, вы чувствуете дуновение ветра... Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в том месте... Это ваше место покоя... А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться».

Ведущему на заметку. Приведенный текст рекомендуется читать достаточно медленно, чтобы участники успевали выполнять инструкцию. Можно сопровождать упражнение музыкой.

 После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они представляли.

 Далее ведущий говорит о том, что это место называется «местом покоя». Участникам предлагается нарисовать свое «место покоя» или что-то, что напоминало бы им это место. После того как рисунки будут выполнены, желающие могут их показать.

 Ведущий говорит о том, что это упражнение, как и два предыдущих, позволяет регулировать свое состояние - успокоиться и восстановить силы. Все эти упражнения нуждаются в тренировке.

Ведущему на заметку. В группе могут оказаться участники, которые не отметят положительного эффекта от данного упражнения. В этом случае необходимо еще раз подчеркнуть, что только постоянная тренировка приведет к желаемому результату.

Заключительная часть.

Участники получают домашнее задание: выполнять упражнение «Место покоя» каждый день. Попробовать использовать известные участникам упражнения для регулирован своего состояния.

Занятие 4. Стресс и уверенное поведение

Цель: развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым, понимания, грубость не является признаком силы; развитие навыков уверенного поведения. Формирование представлений о связи стресса со способами поведения. Формирование умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей.

Оборудование: мяч, три мягкие игрушки ( см. текст занятия), ватманские листы, фломастеры «Сравнительная таблица» (см. текст занятия), мультфильм.

Ход занятия

Вводная часть.

После ритуала приветствия обсуждается домашнее задание.

- Ведущий спрашивает использовал ли кто-нибудь из участников ; упражнения «Напряжение-расслабление», «Вне радуге» или «Место покоя» для регулирования своего состояния, получилось ли это. Важно еще раз напомнить, что данные упражнения нуждаются в тренировке. Затем ведущий проводит упражнение «Напряжение-расслабление».

- Ведущий предлагает участникам представить, что они смотрят фильм, но звук выключен. Задается вопрос, по каким признакам они поймут, что герой ведет себя уверенно или неуверенно.

- Участники должны назвать признаки уверенного (открытый взгляд, раскованная поза, плавные жесты...) и неуверенного (скованность, взгляд в пол, постукивание пальцами по столу...) поведения.

- Далее ведущий просит их так же описать грубое поведение.

-Затем можно предложить представить, что они слушают радиопередачу на иностранном языке без перевода,  как понять, говорит человек уверенно, неуверенно или грубо?

В ходе обсуждения признаки уверенного поведения фиксируются на ватмане. Следует спросить участников, какие чувства вызвал бы у них уверенный герой, какие — неуверенный, а какие — грубый?

- С кем бы им было приятнее всего общаться?

 В форме свободной беседы обсуждается, кто  чаще всего ведет себя грубо. Необходимо подвести участников  к мысли, что грубость обычно прикрывает слабость и неуверенность. Кроме того, она неэффективна, на проявления грубой силы рано или поздно находиться  еще большая сила. С грубым человеком   стараются не иметь общих дел и т. п.

Ведущему на заметку. Часто подростки утверждают, что им нравятся грубые люди. Следует иметь в виду, что подобные утверждения чаще всего обусловлены подростковым негативизмом и носят демонстративный характер, а иногда прикрывают собственную уязвимость подростков. В этом случае следует спросить участников, доверили бы они грубому человеку заботу о свое младшей сестре или старой бабушке.

Основная часть.

 Ведущий представляет участникам трех персонажей (это могут быть мягкие игрушки с нагрудными визитными карточками «Уверенный», «Неуверенный», «Грубый»). От имени этих персонажей участникам предлагается продемонстрировав поведение в нескольких ситуациях.

1)        Тебя вызывают к доске, а ты не выучил ypoк  тогда ты учителю говоришь...

2)        Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, а родители хотят, чтобы ты садился уроки, тогда ты им говоришь...

3)        Твой приятель не возвратил тебе вовремя та вещь, которая тебе очень нужна, и вот ты говоришь...

Каждая ситуация обсуждается в такой последовательности:

- участник берет в руки игрушку (например персонаж «Грубый») и после описания первой ситуации произносит несколько реплик лица персонажа.

-  Ведущий высказывается от учителя.

- Затем следующий участник берет в другой персонаж, и данная ситуация повторяется.

 Задача ведущего — реакцией своего персонажа подвести участников к пониманию преимуществ уверенного поведения. После завершения необходимо обсудить, как ведут себя люди грубые, неуверенные и уверенные. После обсуждения ведущий предлагает участникам ознакомиться со сравнительной таблицей.

- Три участника по очереди зачитывают признаки неуверенного, грубого и уверенного поведения. Далее проводится сравнение «взгляд-поза-жесты-голос-речь» неуверенного, грубого, уверенного человека.

- Затем участники самостоятельно разыгрывают втору и третью ситуации, опираясь на таблицу.

По завершении упражнения обсуждается, какая тактика была самой эффективной

- почему грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха?

- неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению

- уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой.

Делается вывод о преимуществах уверенного поведения.

Участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу «Обычно я чувствую неуверенность, когда...» (в высказываниях подчеркнуть: наличие незнакомой обстановки, отсутствие поддержки окружающих, неопределенность перспективы развития событий; обсудить ощущения человека, испытывающего неуверенность, способы, которые используют участники, чтобы успокоиться и обрести уверенно как могут окружающие помочь неуверенному чело и т. п.).

Далее таким же образом участники называют ситуации, когда они чувствуют уверенность, завершая фразу «Я чувствую себя уверенно, когда...» (в высказываниях подчеркнуть: знакомая обстановка, поддержка окружающих, наличие информации о возможном развитии событий, успешного опыта собственных действий в схожих обстоятельствах или возможность получить помощь, необходимую информацию, понимание окружающих т.п.).

Необходимо подвести участи к пониманию, что уверенность приобретается расширением жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь другим, оказать поддержку тому, кто в ней нуждается, и т. п.

Заключительная часть.

Участники обсуждают, кто чаще переживает стресс — уверенный, неуверенный или грубый человек?

-Почему? (Неуверенный часто испытывает страх, грубый — злость или гнев.)

Ведущий напоминают участникам, что человек может сознательно контролировать свое состояние. Так, если попытаться вести себя уверенно, можно и почувствовать себя уверенно. Ведущий предлагает участникам еще раз посмотреть на ватман, на котором записаны признаки уверенного поведения, или в сравнительную таблицу и попытаться принять позу уверенного  человека, пройтись, как уверенный человек.

Ведущий также может предложить участникам различные ситуации, кидая им по очереди мяч, и попросить их высказаться уверенно. Ситуации:

- Тебе нужно попросить учительницу, чтобы она разрешила тебе переписать контрольную.

 - Тебе нужно отпроситься с урока.

 - В магазине ты хочешь попросить продавца заменить товар.

- Ты хочешь попросить старшего брата пустить тебя поиграть на компьютере и др.

Участники могут сами предложить типичные ситуации.

Домашнее задание.

 Попробовать сознательно вести себя уверенно в ситуациях, когда уверенности не чувствуешь.

Ритуал прощания.

Занятие 5. Эксперты по стрессу: завершающее занятие.

Цель: обобщение полученного в ходе тренинговых занятий опыта, отработка стратегий управления стрессом в типичных для подростков жизненных ситуациях.

Оборудование: листы ватмана, на которых в ходе предыдущих занятий были записаны различные определения. Письма от подростков (см. текст занятия), четыре листа бумаги А4, четыре ручки, карточки с надписью «Удостоверение эксперта по стрессу» по количеству участников.

Ход занятия.

Вводная часть. 

После выполнения ритуала приветствия выполняется упражнение «Нос-пол-потолок»:

- ведущий показывает на нос, пол или потолок и называет эти предметы, однако показывает и называет одновременно разные предметы, например, говорит «пол», а показывает на потолок. Участники должны глядя на ведущего, делать то, что говорит, а не то, что он показывает. По мере выполнения упражнения ведущий ускоряет темп.

- Менялись ли ваши ощущения по мере ускорения темпа?

Ведущий напоминает участникам, что это — последнее занятие цикла. Они уже многое знают о стрессе и ситуациях, в которых он может возникнуть. Сегодня им предстоит выступить в роли экспертов подростковому стрессу.

Основная часть. 

Далее ведущий сообщает участникам, что все они работают в организации под названием «Антистресс». Ежедневно на сайт их организации www.antisterss.ru приходят сотни писем от подростков с просьбами помочь справиться с трудными ситуациями. Далее участники делятся на несколько подгрупп (по 3 — 4 человека), каждая из которых получит по письму. Им нужно будет придумать ответ с соответствующими рекомендациями.

Варианты писем:

«Здравствуйте! Меня зовут Алина. Мне 13 лет.

 У меня проблема. В последнее время я не могу себя заставить ничего делать, и это ужасно!

Скоро конец четверти, а мне еще надо успеть закрыть две двойки. Да еще будет куча контрольных! Кроме школы, я еще занимаюсь английским два раза в неделю и хожу на секцию по фехтованию по субботам. Так что свободного времени у меня очень мало! Еще я должна гулять с собакой и поливать цветы, которых у нас полно! Но и когда выпадает пара свободных часов и я сажусь за компьютер, чтобы поиграть, расслабиться, то очень скоро понимаю, что не могу сосредоточиться даже на этом. Мне ничего не хочется делать: ни гулять, ни смотреть телевизор, ничего. Со мной что-то не так? Взрослые говорят, что я стала ленивой. Неужели это правда?»

«Здравствуйте! Меня зовут Инна. Мне 12 лет.

Я учусь в шестом классе. Раньше наш класс был очень дружным, а в последнее время мы все время ссоримся. То не можем договориться, кто будет дежурить, то девчонки сплетничают друг про друга, мальчишки обзываются. И главное, каждый считает, что он прав. Вот, например, на прошлой неделе Маринка должна была дежурить, а у нее в этот день было соревнование по теннису. Она надеялась занять первое место. Да и все мы хотели, чтобы она победила. Но когда выяснилось, что ее надо заменить на дежурстве и задержаться после уроков, никто не захотел пойти ей навстречу. Наша классная сказала, чтобы мы разбирались сами. А мы все переругались и разошлись. Марина опоздала на соревнование и теперь ни с кем не разговаривает. Мы все переживаем, но никто не решается заговорить об этом. Посоветуйте, что делать».

«Здравствуйте! Меня зовут Катя. Мне 13 лет.

У меня такая проблема. Я очень боюсь отвечать у доски или писать контрольные. Я учусь без троек и всегда делаю домашние задание, готовлюсь. Но всякий раз перед ответом я так волнуюсь, что, кажется все забываю. И ведь все равно все делаю правильно. Вот вчера была самостоятельная по географии. Я, как всегда, все выучила, а во время урока мне даже пришлось кое-кому помочь. Весь класс знает, что я всегда готовлюсь к урокам, все пользуются моей помощью, а за моей спиной они посмеиваются над моими страхами. Я и сама на себя злюсь. Что мне делать?»

Перед началом работы в группах ведущий обращает внимание участников на наглядные пособия. Ведущему также следует подсказать участникам, что в своих ответах на письма подростков они должны объяснить им, что с ними происходит, почему это происходит и что им делать.

По окончании работы подгрупп каждая из них зачитывает пришедшее к ним письмо и свой ответ на него. Проводится обсуждение предложенного решения. При необходимости вся группа вместе с ведущим вносит дополнения или исправляет допущенные ошибки. Если в классе возникали подобные ситуации, важно обсудить, как участники выходили из них.

После завершения обсуждения ведущий говорит участникам, что они отлично справились с работой, и дает им удостоверения «Экспертов по стрессу».

Завершающая часть

- Какие ситуации чаще всего являются причиной стресса?

- Что из материалов тренинга, с которыми они познакомились на занятиях, они уже используют или смогут использовать для управления стрессом?

Ритуал прощания.

Литература:

  1. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К.Р. «Прививка от стресса» Я. 2006
  2. Волкова Н.М. «Механизмы психического развития ребенка». М.2004
  3. Шадура А.Ф. «Тренинг жизненных навыков для подростков» СПб. 2005
  4. Жорж Ж. «Детский стресс и его причины» М. 2003

Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Фамилия, имя______________________________________класс_________

Утверждение

Часто

Редко

Никогда

1

Я чувствую себя счастливым

0

1

2

2

Я сам могу сделать себя счастливым

0

1

2

3

Меня охватывает чувство безнадежности

2

1

0

4

Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам

0

1

2

5

Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту

0

1

2

6

Я склонен к грусти

2

1

0

7

Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим

2

1

0

8

Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте

2

1

0

9

Я легко расстраиваюсь

2

1

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Уроки математики экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь – экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой,...

статья Занятия йогой как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении

Занятия йогой, которые можно использовать при работе с детьми и подростками....

Индивидуальное логопедическое занятие "Шипеть и рычать разрешается"с применением здоровьесберегающих технологий и материала регионального компонента.

Цель: обучающийся закрепит правильное произношение звуков [Р] , [Ш] в слогах, словах, предложениях при моделировании игровой ситуации «Путешествие в  Тайгу»....