семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»
методическая разработка по теме
Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semenar_praktikum.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида №1 г. Курганинска учитель - логопед Шлянина Ольга Петровна семинар - практикум
Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»
Цель: Познакомить педагогов с психолого - педагогическими аспектами развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней. Использовать творческий потенциал педагогов при осуществлении работы по организации и проведения театрализованных игр.
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедической работы весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.
На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу конкретно образного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Участвуя в театрализованных играх, они отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют какой ни будь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные педагогом вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Поэтому – театральная деятельность, как к средство всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитывает у него активность, коллективизм, уверенность в своих силах. В коррекционно – образовательной работе можно использовать следующие виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности
•Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
•Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
•Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром.
Виды театрализованных игр.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сами дети испытывают при этом удовольствие, радость.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
• игры драматизации и
• режиссерские игры.
В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются
• игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
• настольный,
• плоскостной и объемный,
• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
• катушечный;
• ложковый;
• баночный;
• кулачковый и т.д.
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой
Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.
В театрализованных играх решаются следующие задачи:
1. Воспитательно - образовательные:
обогащение знаниями, умениями, навыками;
развитие интереса к литературе и театру;
развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
формирование норм поведения;
воспитание морально - волевых качеств личности.
2. Коррекционные:
закрепление навыков правильной, речи;
усвоение богатства родного языка;
усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
активизация и пополнение словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
развитие общей и тонкой моторики рук.
Принципы организации театрализованной игры.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми имеющими речевое нарушение требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты
2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль образ выбранного героя.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами.
Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Все эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа. Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом, развивая и активизируя свою речь. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и дети также обращались друг с другом.
Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речевого творчества детей достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребенка.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные(интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в коррекционной работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка рвзных видов театрализованных игр.
Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Деловая игра
Тема: «Развитие речевого творчества через театрализованную деятельность»
(оценка конкурса проводится по пятибалльной системе)
1. Распределение по командам.
2. Придумать названия командам.
Теоретические вопросы
1.Какое влияние оказывает театрализованная деятельность на речевое творчество детей? Ответ педагогов: В процессе обыгрывания ролей активизируется словарь, речевые высказывания сопровождаются мимикой, жестами. Формируется монологическая и диалогическая эмоционально окрашенная речь. Во время обыгрывания роли ребенок импровизирует, самостоятельно строит высказывания. )
2.Назавите разновидность театров используемых в детском саду?
Ответ педагогов: - настольный, - плоскостной и объемный, - кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. - катушечный; - ложковый; - баночный; - кулачковый; - теневой и т.д. 3.Назовите основные направления логопедической работы в театрально – игровой деятельности.
Ответ педагогов: - Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
4.Какие задачи решаются в театрализованных играх, представлениях?
Ответ педагогов: В театрализованных играх решаются следующие задачи: 1. Воспитательно образовательные: - обогащение знаниями, умениями, навыками; - развитие интереса к литературе и театру; - развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления); - развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение; - формирование норм поведения;
2. Коррекционные: - закрепление навыков правильной, речи; - развитие монологической и диалогической речи; - усвоение богатства родного языка; - усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации); - активизация и пополнение словаря; - совершенствование грамматического строя речи; - развитие общей и тонкой моторики рук.
Практические задания
1.Сочини считалку.
Раз, два, три, четыре, пять. Тук-тук, кто – то стучит, … … … … играть. Тук – тук, … …, Кто играет - посмотри, Тук – тук, … ..., … … - води!
Тук – тук, … …!
Ежик, ежик, чудачек, Вышли мыши как – то раз Сшил … … . … … … час. Встал ... … - Раз, два, три, четыре, … … выбирать! … … … гири.
Вдруг раздался страшный звон –
… … … вон!
2.Придумай окончание сказки .
Ежик и медвежонок.
Ежик с яблоками бежал по лесной дорожке, увидел ежа медвежонок. Подбежал к ежу, хотел отнять добычу. Схватил спелое яблоко да промахнулся….
Умная рыбка.
Рыбка быстро плавала среди водорослей. Вдруг впереди она заметила жирного червяка. Сначала рыбка решила им позавтракать. Но пригляделась и увидела, что червяк висит на рыболовном крючке. Поняла рыбка, что это приманка рыбака. « Посмотрим, кто кого перехитрит….
3.Составить новую сказку, используя предложенных персонажей.
4.Составить диалог двух героев и обыграть его. 1 команда: Волк и лиса. 2 команда: Два поросенка. (в тексте диалога, должна прослеживаться работа по автоматизации любого выбранного звука)
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ» ...
Разработка семинара заместителей директоров на тему "Развитие ученического самоуправления через проектную деятельность в условиях сельской школы"
В разработке :1. Доклад заместителя директора по ВР2. Визитная карточка музея школы3. Визитная карточка ШУС "Земляне"4. Проектная деятельность в начальной школе...
Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...
Развитие речи детей через театрализованную деятельность
Развитие речи детей через театрализованную деятельность...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Упражнения и игры для развития речи детей 3-5 лет»
На семинаре-практикуме рассматривались теоритические и практические аспекты, способствующие развитию речи детей: артикуляционная гимнастика,дыхательный упражнения и фонетическая ритмика...
Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....
Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп «Счастливый случай»
Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп«Счастливый случай»...