Формирование связной монологической речи через театрализованную деятельность средствами интеграции в работе музыкального руководителя.
методическая разработка по теме

Предлагаются разнообразные способы организации в детском саду театрализованой деятельности как средства коррекции недоразвития связной речи, а именно монологической речи. Использвоание приемов театрализации  в структуре НОД по музыкальномувоспитанию соответствует ФГТ, так как отражает принцип интеграции образовательных областей: ""Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" и т.д.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование связной монологической речи

через театрализованную деятельность средствами интеграции

 в работе музыкального руководителя.

          Успешному формированию связной монологической речи у детей с нарушениями речи способствует правильно организованная театрализованная деятельность. Здесь во многом большое значение принадлежит умению педагога правильно организовать эту работу.

        Приемы театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал педагог.

     Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную монологическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении — она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.
     В практической работе рекомендую пользоваться следующими приемами театрализации:

  1. инсценировка-игра;
  2. театрализованное представление (выступление);
  3.  кукольный театр.

        В инсценировке-игре, в театрализованном выступлении, в кукольном театре дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители.

      Инсценировка-игра — это:

1) дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель;

2) свободный пересказ текста детьми — сюжетно-ролевая игра детей.
Например, детям четвертого года жизни прочитана сказка А. Толстого «Бобовое зернышко». Дословный пересказ текста выполняют воспитатель (ведущий) и дети, которым поручены роли: петушка, курочки, речки, липки, девушки, гребенщиков (2—3 человека), калашников (2-3 человека), дровосеков (2—3 человека). Текст, который должен произносить каждый персонаж, воспитатель подсказывает детям: сначала произносит он, за ним повторяют дети.

     Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа проходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям, например: «Красная Шапочка и серый волк», «Хаврошечка» и т. д. Такие игры дети часто проводят и без участия взрослого, но они могут быть организованы и по инициативе воспитателя.

       Театрализованное представление отличается от инсценировки-игры тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей (выступают в более младшей группе, к которой они пришли в гости, на праздничном утреннике и т. д.); выступают дети в театральных костюмах (в шапочках-масках, с хвостиками и т. д.).

       Кукольный театр — это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т. д.

     Различают следующие формы кукольного театра:

  1. театр игрушек,
  2. театр петрушек, «пальчиковый» театр,
  3. теневой театр,
  4. настольный плоскостной театр,
  5. фланелеграф.

Детские издательства выпускают разнообразные наглядные пособия для театрализации художественных произведений:

1) Наборы силуэтов к народным сказкам («Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и др.),

2) Книжки-театры, со страниц которых вырезаются фигурки персонажей и элементы декорации,

3) Книжки - панорамы («Гуси-лебеди»), в которых при развороте двух страниц некоторые картинки оказываются выдвинутыми на первый план, некоторые детали картинки прикреплены подвижно, и стрелками указано, в какие стороны они могут двигаться.

      Фланелеграф — это небольшой экран, покрытый простой пушистой тканью (фланелью), и фигурки персонажей сказки, рассказа, стихотворения, к которым с тыловой стороны подклеена та же ткань, что и на экране. Когда такую фигурку прикладывают к экрану, она хорошо держится, легко снимается.

Перечисленные виды кукольного театра используются в детском саду как методическое средство, активизирующее речь детей: с помощью воспитателя, а в старших группах и самостоятельно дети «режиссируют» кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым развивая навыки речи.

        Инсценировка-игра, театрализованное выступление, кукольный театр во всем разнообразии приемов полезны детям любого дошкольного возраста для развития устной речи, а в частности, ее связности, образности, и выразительности.

     Для организации соответствующих занятий рекомендую обратиться к литературе:

“Театрализованные игры в детском саду” Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. М: Школьная Пресса, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».

Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....

Конспект занятия по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно - графический план....

Формирование связной монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на воп...

Презентация «Использование данных психолингвистики по формированию связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (обучение пересказу)

В ней кратко  изложена система работы по развитию связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка «Развитие дошкольников средствами музыкальных занятий на основе интеграции деятельности воспитателя ДОУ и музыкального руководителя».

Актуальность. Проблема поиска новых подходов организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с введением ФГОС является актуальной. Системно - деятельностный подход дае...