Формирование связной монологической речи через театрализованную деятельность средствами интеграции в работе музыкального руководителя.
методическая разработка по теме
Предлагаются разнообразные способы организации в детском саду театрализованой деятельности как средства коррекции недоразвития связной речи, а именно монологической речи. Использвоание приемов театрализации в структуре НОД по музыкальномувоспитанию соответствует ФГТ, так как отражает принцип интеграции образовательных областей: ""Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" и т.д.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование связной монологической речи
через театрализованную деятельность средствами интеграции
в работе музыкального руководителя.
Успешному формированию связной монологической речи у детей с нарушениями речи способствует правильно организованная театрализованная деятельность. Здесь во многом большое значение принадлежит умению педагога правильно организовать эту работу.
Приемы театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал педагог.
Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную монологическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении — она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.
В практической работе рекомендую пользоваться следующими приемами театрализации:
- инсценировка-игра;
- театрализованное представление (выступление);
- кукольный театр.
В инсценировке-игре, в театрализованном выступлении, в кукольном театре дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители.
Инсценировка-игра — это:
1) дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель;
2) свободный пересказ текста детьми — сюжетно-ролевая игра детей.
Например, детям четвертого года жизни прочитана сказка А. Толстого «Бобовое зернышко». Дословный пересказ текста выполняют воспитатель (ведущий) и дети, которым поручены роли: петушка, курочки, речки, липки, девушки, гребенщиков (2—3 человека), калашников (2-3 человека), дровосеков (2—3 человека). Текст, который должен произносить каждый персонаж, воспитатель подсказывает детям: сначала произносит он, за ним повторяют дети.
Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа проходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям, например: «Красная Шапочка и серый волк», «Хаврошечка» и т. д. Такие игры дети часто проводят и без участия взрослого, но они могут быть организованы и по инициативе воспитателя.
Театрализованное представление отличается от инсценировки-игры тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей (выступают в более младшей группе, к которой они пришли в гости, на праздничном утреннике и т. д.); выступают дети в театральных костюмах (в шапочках-масках, с хвостиками и т. д.).
Кукольный театр — это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т. д.
Различают следующие формы кукольного театра:
- театр игрушек,
- театр петрушек, «пальчиковый» театр,
- теневой театр,
- настольный плоскостной театр,
- фланелеграф.
Детские издательства выпускают разнообразные наглядные пособия для театрализации художественных произведений:
1) Наборы силуэтов к народным сказкам («Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и др.),
2) Книжки-театры, со страниц которых вырезаются фигурки персонажей и элементы декорации,
3) Книжки - панорамы («Гуси-лебеди»), в которых при развороте двух страниц некоторые картинки оказываются выдвинутыми на первый план, некоторые детали картинки прикреплены подвижно, и стрелками указано, в какие стороны они могут двигаться.
Фланелеграф — это небольшой экран, покрытый простой пушистой тканью (фланелью), и фигурки персонажей сказки, рассказа, стихотворения, к которым с тыловой стороны подклеена та же ткань, что и на экране. Когда такую фигурку прикладывают к экрану, она хорошо держится, легко снимается.
Перечисленные виды кукольного театра используются в детском саду как методическое средство, активизирующее речь детей: с помощью воспитателя, а в старших группах и самостоятельно дети «режиссируют» кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым развивая навыки речи.
Инсценировка-игра, театрализованное выступление, кукольный театр во всем разнообразии приемов полезны детям любого дошкольного возраста для развития устной речи, а в частности, ее связности, образности, и выразительности.
Для организации соответствующих занятий рекомендую обратиться к литературе:
“Театрализованные игры в детском саду” Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. М: Школьная Пресса, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».
Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....
Конспект занятия по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР
Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно - графический план....
Формирование связной монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на воп...
Презентация «Использование данных психолингвистики по формированию связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (обучение пересказу)
В ней кратко изложена система работы по развитию связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: «Использование данных психолингвистики, при формировании связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (обучение пересказу)».
В ней подробно изложена система работы по развитию связной монологической речи у детей старшего возрвста с ОНР....
Методическая разработка «Развитие дошкольников средствами музыкальных занятий на основе интеграции деятельности воспитателя ДОУ и музыкального руководителя».
Актуальность. Проблема поиска новых подходов организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с введением ФГОС является актуальной. Системно - деятельностный подход дае...