Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр
консультация на тему
Работа представляет собой разработку по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_fonem_vospr._vasileva_n.yu_._sayt.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГОУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
г. Черемхово»
Согласовано: Зам. директора по РВР __________Н.Ф. Клименко | Утверждаю: Директор детского дома _________Н.В. Морозова |
Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр.
Составила учитель-дефектолог:
Васильева Наталья Юрьевна
г.Черемхово
Актуальность выбранной темы.
Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения), у других - лексико-грамматические. Такие дети отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р. Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Условно Р.Е.Левина выделяет три уровня речевого развития:
1-й уровень – отсутствие общеупотребительной речи;
2-й уровень – начатки общеупотребительной речи;
3-й уровень – развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
На каждом уровне речевого развития происходит несформированность фонематического восприятия.
1-й уровень – фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо нарушен: ребенок не может отличить слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу; задания по звуковому анализу ребенку непонятны.
2-й уровень – выраженная недостаточность фонематического восприятия: ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.
3-й уровень – по-прежнему недостаточно, развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями должна включать в себя специальные занятия и игры для развития фонематического слуха, на этих занятиях нужно использовать дидактические игры. Но нигде в литературе не описывается, что должен делать педогог, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для осуществления более эффективной коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Обозначенные проблемы обусловили выбор данной темы: «Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома».
Роль дидактических игр в развитии фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной формой воздействия на детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья очень часто пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Большое значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает детям ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы, по голосу можно различать своих и чужих людей, и сразу становится понятным, какое значение имеет слуховое восприятие. У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование слухового внимания, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно скорригирована.
Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к восприятию, как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с речевым материалом. На первом этапе детям с ограниченными возможностями здоровья для различения неречевых звуков и речевого материала требуется зрительная или зрительно-двигательная, или просто двигательная опора. Там, где у детей уже появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ, дополнительная чувственная опора ему не нужна.
Таким образом, игры и упражнения по развитию фонематического восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация работы по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья .
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических игр, игровых приемов.
Таким образом, педагогу необходимо широко использовать игры в коррекционной работе (В.И.Селиверстов).
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс включает в себя следующие направления:
1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.
2. Игры на развитие речевого слуха.
3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.
4. Различение близких по звуковому составу слов.
5. Дифференциация слогов.
6. Дифференциация звуков.
7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
Я предлагаю подборку игр, которые можно использовать в различных видах деятельности поэтапно.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.
Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности.
Перспективный план работы, по развитию фонематического восприятия с использованием дидактических игр у детей с ограниченными возможностями здоровья по годам обучения.
Год обучения | Название игры | Цель игры |
I год обучения | « Отгадай на чём я играю» «Слушай внимательно» «Кто спрятался в домике?» «Подбери картинку» «Кто тебя позвал?» | Знакомство с музыкальными инструментами. Вырабатывать у детей по подражанию различные двигательные реакции. Учить соотносить игрушку, с соответствующим звукоподражанием. Различать на слух слова с опорой на картинку. Учить дифференцировать звукоподражания выбор из двух, трёх предметов или картинок (кошка, лягушка, собака). |
II год обучения | «Угадай, что звучит и подбери инструмент» «Послушай и возьми игрушку» «Кто пришёл первый?” «Кто в домике живёт ?” «Послушай и подними флажок» «Послушай и подбери картинку» | Учить дифференцировать звучание 3-4 музыкальных инструментов. Учить дифференцировать звукоподражания «би-би», «ту-ту». Учить решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором. Учить определять последовательность звучания звукоподражания. Выделять заданное слово из предложенной фразы. Учить дифференцировать слова, близкие по слоговому составу (машина, лягушка) |
III год обучения | «Что ты слышишь?» «Угадай по звуку» « Узнай по голосу» «Три медведя» «Нарисуй на чём, я играю» «Подбери картинку» | Познакомить с бытовыми шумами. Определение предмета по характеру звука. Учить различать высоту, силу и тембр голоса. Учить различать высоту, силу и тембр голоса. Формировать целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики. Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (дом-кот, мишка-книжка) |
IV год обучения | «Хорошо послушай » « Добавим и запомним» «Найди пару» «Цепочка» «Запомни и повтори» «Спой начало» «Назови конец» «Назови по порядку» | Научить различать слова, близкие по звуковому составу. Научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Учить различать слоги. Развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. |
Приложение
Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название
Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Игра «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.
Игра «Найди пару»
Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА.
Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С
Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица
Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
Игра «Назови по порядку» Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005г
- Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 1999г
- Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи. / Логопед № 2, 2004г
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991г
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001г
- Лалаева Р.И. нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. – СПб.,1998г
- Орфинская К.В. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. – Л., 1946г
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г
- Словарь «Термины и понятия логопедии» // «Логопедия» (Под ред. Л.С. Волковой)
- Тихеева Е.И. развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии воспитания экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.
Понятие «экологическая культура» или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты З...
Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...
Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...
Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУС.И.Манакова,...