Презентация. "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР".
презентация к уроку по теме
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 742.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно возникает в связи с развитием семантики речи ребёнка, которая перестраивает и восприятие звуков речи и артикуляцию и имеет свои особенности.
Особенности фонематического восприятия у детей с ЗПР Незаконченность процесса дифференциации как близких, так и фонетически далеких звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками; Нечеткость различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов. Затруднения при выполнении фонематического анализа, как при выделении звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звуков, так и при определении последовательности их в слове.
Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия проводилась в 5 этапов: 1.узнавание неречевых звуков; 2.различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3.различение слов, близких по звуковому составу; 4.дифференциация слогов; 5.дифференциация фонем.
1.Узнавание неречевых звуков 1.Игра «Что ты слышишь?» Ребенку предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их. 2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Ребенку демонстрируется звучание, шум:, каждого предмета,например , помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а ребенок отгадывает предмет, показывая на него рукой или называя его.
3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма. Ход игры: логопед показывает ребенку игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить, потом педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. Ребенок ,должен ответить ,что звучало.
2 .Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса. 1 Игра «Три медведя» Ход игры: логопед выставляет перед ребенком картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
2.Игра «Животные и их детеныши» Ход игры: Ребенку раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребенок должен, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
3.Различение слов, близких по звуковому составу 1. Игра «Хорошо послушай» Ход игры : Логопед дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный ( баман , паман , банан, банам , баван …) Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
2.Игра «Найди пару» Ход игры : Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
4.Дифференциация слогов 1.Игра «Звуковая лесенка» Ход игры: Ребенку демонстрируется игрушка и рисунок с изображением лестницы. Вместе с человечком сначала поднимись по лесенке вверх, а потом спустись вниз. Когда ты будешь наступать на ступеньки, произноси различные слоги. са-ша та-да га-ка ва-фа ра-ла
2.Игра « Повторяй за мишкой» Ход игры : К нам в гости пришел мишка, но он не умеет говорить как все звери. Давай попробуем говорить как он. Повторяй за мишкой. ба – па та-да на-ма га-ка пи – би ти-ди ни-ми ги-ки
5.Дифференциация фонем 1.Игра «Покажи картинку» Ход игры: Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у », «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Затем эта игра должна усложняться произносит эти звуки нужно кратко: а, и, у.
2.Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук. 3 . Игра « Скажи на оборот» Логопед называет по порядку звуки, а ребёнок должен повторить их в обратном порядке. Например : А,У - У,А И,О - О,И О,У,А - А,У,О П,А - А,П
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
В статье описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Использование символов в работе по формированию фонематического восприятия повышает эффективность коррекционной работы и интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-557806-1420351265.jpg)
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/23/picture-276965-1495488781.jpg)
Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
Представленные игры и упражнения способствуют развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышению работоспособности и познавательной активности, а также...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/14/picture-788066-1463210727.jpg)
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.
В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ....
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, страдающих ОНР.
Эта работа посвящена вопросу по формированию фонетико-фонемаматических представлений у дошкольников, с целью предупреждения нарушений письменной речи в школьном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/04/picture-1344512-1733301075.jpg)
Сборник игр по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста
Сборник игр по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – Красноуфимск, 2016В практическом пособии представлены серии игр, направленных на ...