Консультация для родителей "Фонематическое восприятие"
презентация к уроку

Сорокина Елена Николаевна

Фонематическое восприятие -  это способность различать звуки речи, что является основой для понимания смысла сказанного. Часто мы слышим фразу «нарушен фонематический слух». Так вот, при этом не значит, что у ребенка проблемы со слухом (хотя это может быть одной из причин проблемы с речевым развитием), просто он воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитое фонематическое восприятие позволяет:

1. Правильно произносить звуки;

2. Четко произносить слова;

3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

5. Успешно освоить письмо и чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fonematicheskoe_vospriyatie.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» Составила Учитель-логопед Сорокина Е.Н.

Слайд 2

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.

Слайд 3

Непременным условием для развития речи является способность слышать. Даже незначительное снижение физического слуха в раннем детстве вызывает задержку речевого развития. Если ребенок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул машины, отличает шум ветра от шума дождя - то у него все в порядке с физиологическим слухом.

Слайд 4

А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!).

Слайд 5

Но в процессе развития речи очень важен фонематический слух , благодаря которому ребенок способен точно различать все звуки речи. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Слайд 6

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. К трем годам фонематический слух должен быть сформирован.

Слайд 7

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.

Слайд 8

Отсюда — ошибки в речи и на письме: - он неправильно произносит звуки и слова: Сапка (шапка), столь (стол), типёнок (цыпленок), ыба (рыба) - он не «слышит», а потому пропускает предлоги: «Оля гуляла санками» - Оля гуляла с санками. «Дети купались озере» - Дети купались в озере «Цветы стояли вазе» - Цветы стояли в вазе

Слайд 9

- укорачивает или переставляет слоги в словах: Секекомия (насекомое), скороводка, кобласа, субараска (черепашка) Веналяшка, виниляшка (неваляшка), нарисонова (нарисовано), маталок (молоток), мухором, хумахор ( мухомор), работает потором (топором), марашка (ромашка), фикалка (фиалка), лисивек (василек), гебемот, гигмимот, лигимот, нигемот (бегемот), каратан (таракан), ревевка(веревка) - неправильно употребляет окончания: «Катались на санкаф».«С коротками рукавами»

Слайд 10

Русский язык очень сложен по своей структуре и поэтому, чем раньше выявлены недостатки устной и письменной речи у детей, и предприняты меры по их устранению, тем легче будет ребенку учиться в школе. Задача родителей не упустить время в дошкольном возрасте, увидеть и услышать в речи нарушения, которые являются предпосылками больших проблем в освоении письма и чтения (дисграфии и дислексии).

Слайд 11

Предупредить возникновение специфических ошибок вам помогут тренировочные упражнения: Хлопни, когда услышишь правильное слово

Слайд 12

Повтори: та-то-ту, мо-ма-мы, ва-ву-во, ку-ка-ко та-ка-па,фа-ка-ха, па-ка-та, ба-да-га па-пя-пя, пю-пю-пу, то-тё-тё па-тпа, ма-кма, на-кна, та-фта пта-пто-пту, кту-кто-кта, тпо-тпу-тпа, смо-смы-сма-сму, пта-тпа, фпа-пфа, гдо-дго, шту-тшу, чко-кчо

Слайд 13

Скажи правильное слово: - мотолок – …(молоток) - пинанино - …(пианино) - коринчевый - ….(коричневый) - барелина - …(балерина) - гебемот - …(бегемот) - ахтобус - …(автобус) - пугивица - …(пуговица) - ракивина - …(раковина) - палесос - …(пылесос)

Слайд 14

Покажи розы. Покажи рожи.

Слайд 15

Покажи рожки. Покажи ложки.

Слайд 16

Покажи халат. Покажи салат.

Слайд 17

Покажи дочку. Покажи бочку.

Слайд 18

. Назови пары картинок и найди те, которые звучат похоже:

Слайд 19

Найди слова, которые звучат в рифму:

Слайд 20

Назови изображенные на картинках предметы и найди те, которые звучат похоже:

Слайд 21

Из ряда слов выбери и назови то слово, которое отличается от остальных:

Слайд 22

Договори рифмовку подходящей картинкой в рифму:

Слайд 23

Назови эти предметы. Произнеси звуки, с которых начинаются их названия

Слайд 25

Названия каких картинок начинаются одинаково?

Слайд 26

Определи, какой слышится в словах звук Какой в слове слышится звук: твердый или мягкий?

Слайд 27

Исправь предложение:

Слайд 28

Жук с мишуткою играют – Шарик по полу катают Жук с мишуткою играют – Мячик по полу катают Найди картинку, про которую читаю стихотворение:

Слайд 29

Определи количество слогов в словах (в какой вагончик поместить картинку)

Слайд 30

Назови слова, которые начинаются с этих слогов?

Слайд 32

Загадки-обманки: - Простой вопрос для малышей: «Кого боится кот?» … (собаки) - По сосне, как в барабан, Застучал в лесу… (дятел) - Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая… (белка) - В теплой лужице своей Громко квакал… (лягушонок)

Слайд 34

Прочитай слова

Слайд 35

Попробуй повторить: -Мало меду, мало каши, Мало ела наша Маша - Гном с утра ушел из дома, Мы искали долго гнома - Я пишу письмо Павлуше, Я пишу, а ты послушай - На болоте жабы жили, Булку с бубликом любили - Банты у Тани, Ленты у Ани

Слайд 36

Родители, логопед, воспитатели – полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без помощи родителей результаты любой работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"

Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем  его нужно развивать и чем  опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игро...

Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»

Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....

Консультация для учителя "Развитие фонематического восприятия у младших школьников "

Основные понятия проблемы. Приёмы работы по развитию фонематического восприятия у младших школьников....

Сентябрь 2015г. Консультация для педагогического сообщества и родителей воспитанников ДОО.Тема:"Развитие слухового восприятия"

Консультация проведена в рамках повышения качества подготовки дошкольников к школе....

Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Представленные игры и упражнения способствуют развитию и поддержанию интереса детей,  активизации внимания и памяти, повышению работоспособности и познавательной активности, а также...

Консультация "Активизация словаря через чувственное восприятие"

Здесь подобран материал по активизации словаря через чувственное восприятие. Приведены конкретные приемы и игры....