Консультация для родителей "Фонематическое восприятие"
презентация к уроку
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи, что является основой для понимания смысла сказанного. Часто мы слышим фразу «нарушен фонематический слух». Так вот, при этом не значит, что у ребенка проблемы со слухом (хотя это может быть одной из причин проблемы с речевым развитием), просто он воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал.
Развитое фонематическое восприятие позволяет:
1. Правильно произносить звуки;
2. Четко произносить слова;
3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
5. Успешно освоить письмо и чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskoe_vospriyatie.ppt | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.
Непременным условием для развития речи является способность слышать. Даже незначительное снижение физического слуха в раннем детстве вызывает задержку речевого развития. Если ребенок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул машины, отличает шум ветра от шума дождя - то у него все в порядке с физиологическим слухом.
А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!).
Но в процессе развития речи очень важен фонематический слух , благодаря которому ребенок способен точно различать все звуки речи. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. К трем годам фонематический слух должен быть сформирован.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.
Отсюда — ошибки в речи и на письме: - он неправильно произносит звуки и слова: Сапка (шапка), столь (стол), типёнок (цыпленок), ыба (рыба) - он не «слышит», а потому пропускает предлоги: «Оля гуляла санками» - Оля гуляла с санками. «Дети купались озере» - Дети купались в озере «Цветы стояли вазе» - Цветы стояли в вазе
- укорачивает или переставляет слоги в словах: Секекомия (насекомое), скороводка, кобласа, субараска (черепашка) Веналяшка, виниляшка (неваляшка), нарисонова (нарисовано), маталок (молоток), мухором, хумахор ( мухомор), работает потором (топором), марашка (ромашка), фикалка (фиалка), лисивек (василек), гебемот, гигмимот, лигимот, нигемот (бегемот), каратан (таракан), ревевка(веревка) - неправильно употребляет окончания: «Катались на санкаф».«С коротками рукавами»
Русский язык очень сложен по своей структуре и поэтому, чем раньше выявлены недостатки устной и письменной речи у детей, и предприняты меры по их устранению, тем легче будет ребенку учиться в школе. Задача родителей не упустить время в дошкольном возрасте, увидеть и услышать в речи нарушения, которые являются предпосылками больших проблем в освоении письма и чтения (дисграфии и дислексии).
Предупредить возникновение специфических ошибок вам помогут тренировочные упражнения: Хлопни, когда услышишь правильное слово
Повтори: та-то-ту, мо-ма-мы, ва-ву-во, ку-ка-ко та-ка-па,фа-ка-ха, па-ка-та, ба-да-га па-пя-пя, пю-пю-пу, то-тё-тё па-тпа, ма-кма, на-кна, та-фта пта-пто-пту, кту-кто-кта, тпо-тпу-тпа, смо-смы-сма-сму, пта-тпа, фпа-пфа, гдо-дго, шту-тшу, чко-кчо
Скажи правильное слово: - мотолок – …(молоток) - пинанино - …(пианино) - коринчевый - ….(коричневый) - барелина - …(балерина) - гебемот - …(бегемот) - ахтобус - …(автобус) - пугивица - …(пуговица) - ракивина - …(раковина) - палесос - …(пылесос)
Покажи розы. Покажи рожи.
Покажи рожки. Покажи ложки.
Покажи халат. Покажи салат.
Покажи дочку. Покажи бочку.
. Назови пары картинок и найди те, которые звучат похоже:
Найди слова, которые звучат в рифму:
Назови изображенные на картинках предметы и найди те, которые звучат похоже:
Из ряда слов выбери и назови то слово, которое отличается от остальных:
Договори рифмовку подходящей картинкой в рифму:
Назови эти предметы. Произнеси звуки, с которых начинаются их названия
Названия каких картинок начинаются одинаково?
Определи, какой слышится в словах звук Какой в слове слышится звук: твердый или мягкий?
Исправь предложение:
Жук с мишуткою играют – Шарик по полу катают Жук с мишуткою играют – Мячик по полу катают Найди картинку, про которую читаю стихотворение:
Определи количество слогов в словах (в какой вагончик поместить картинку)
Назови слова, которые начинаются с этих слогов?
Загадки-обманки: - Простой вопрос для малышей: «Кого боится кот?» … (собаки) - По сосне, как в барабан, Застучал в лесу… (дятел) - Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая… (белка) - В теплой лужице своей Громко квакал… (лягушонок)
Прочитай слова
Попробуй повторить: -Мало меду, мало каши, Мало ела наша Маша - Гном с утра ушел из дома, Мы искали долго гнома - Я пишу письмо Павлуше, Я пишу, а ты послушай - На болоте жабы жили, Булку с бубликом любили - Банты у Тани, Ленты у Ани
Родители, логопед, воспитатели – полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без помощи родителей результаты любой работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"
Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем его нужно развивать и чем опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игро...
Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»
Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....
Консультация для учителя "Развитие фонематического восприятия у младших школьников "
Основные понятия проблемы. Приёмы работы по развитию фонематического восприятия у младших школьников....
Сентябрь 2015г. Консультация для педагогического сообщества и родителей воспитанников ДОО.Тема:"Развитие слухового восприятия"
Консультация проведена в рамках повышения качества подготовки дошкольников к школе....
Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".
В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....
Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
Представленные игры и упражнения способствуют развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышению работоспособности и познавательной активности, а также...
Консультация "Активизация словаря через чувственное восприятие"
Здесь подобран материал по активизации словаря через чувственное восприятие. Приведены конкретные приемы и игры....