Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»
консультация на тему
Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitiya_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 53.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГОУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
г. Черемхово»
Согласовано: __________Н.Ф. Клименко | Утверждаю: Директор детского дома _________Н.В. Морозова |
Круглый стол для учителей-дефектологов
Консультация:
«Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»
Дата выступления: 15.04.2015 г.
Подготовил: учитель-дефектолог
Васильева Н.Ю.
Черемхово - 2015
«Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении разнообразных звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то только в словах служат целям общения со сверстниками, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает ЧТО, или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит. Наконец, КАК говорят, с каким эмоциональным отношением.В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего мира, им обладают все живые существа. Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Восприятие и понимание речи осуществляется с помощью речевого слуха. Речевой слух начинает развиваться с самого рождения ребенка. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш еще не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Вначале это реакции на звуковые сигналы, затем различение интонации и ритма. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, начинает слышать и различать звуки родного языка. А к концу третьего года жизни ребенок различает все звуки речи. По мнению многих исследователей, фонематический слух оказывается достаточно сформированным к двум - трем годам, однако его совершенствование продолжается и у взрослых.Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия, направленные на различение фонем родного языка, фонематические представления это умение подбирать слова с заданным звуком, и фонематического анализа и синтез – это
способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, чувства ритма.Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений.
I. Подготовительный этап
Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.
1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ
Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребѐнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках». Логопед может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду. Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках». Подводя итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).
Игра «Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)
Описание игры: логопед знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему
«Развитие слухового восприятия».
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.Эту игру также можно предложить на индивидуальном занятии на тему
«Развитие слухового восприятия».
Игра «Поставь по порядку»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.
Описание игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с еѐ изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.Эта игра довольно сложная, поэтому ее лучше предложить в основной части индивидуального занятия.
Игра «Угадай, кто кричит».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребѐнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.
Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придѐт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребѐнок угадывает, кто это. Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать и угадать, кто пришел к нам в гости вместе с Машей.
Игра «Встречайте гостей».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.
Оборудование: шапочки с ушками разных животных.
Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерѐдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Знакомство со словом», попросив детей угадать, какие животные к ним пришли. В начале игры логопед просит детей показать, как подают голос те животные, появление которых он запланировал.
Дифференциация по способу воспроизведения:
Игра «Солнце или дождик».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: бубен.
Описание игры: логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошѐл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».Это задание можно предложить на фронтальном или индивидуальном занятии во время динамической паузы.
Игра «Что делала Маша?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: кукла.
Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет еѐ имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Мы топаем ногами – топ, топ, топ.
Мы чмокаем губами (почмокать три раза).
Мы носиком сопим (посопеть три раза).)
Логопед предлагает детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Логопед выполняет действия и каждый раз спрашивает, что делала Маша.Это задание можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему «Развитие речевого слуха. У нас в гостях Маша и ее друзья».
Игра «Льет или капает»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма.
Описание игры: логопед говорит детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (логопед сильно нажимает воду на грушу с водой), то капает (логопед капает воду из груши). Логопед за ширмой чередует эти действия, а д ети говорят, льет дождь или капает. Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия». Логопед может показать изображение лягушонка и сказать, что он поможет найти похищенного теленка, если ребенок поиграет с ним в эту игру.
Дифференциация звучания по темпу:
Игра «Угадай, кто идѐт».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.Эту игру можно предложить детям во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Слова – действия».
Игра «На поляне»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Оборудование: шапочки с изображениями зайцев и волков по числу детей, барабан.
Описание игры: логопед делит детей на две группы: зайцы и волки. Логопед объясняет детям, что когда он будет медленно стучать в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро – будут прыгать зайцы. Логопед чередует быстрое и медленное звучание.Эту игру можно предложить детям на фронтальном занятии на тему «Знакомство с предложением» во время динамической паузы.
Игра «Дождик»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.
Оборудование: картинка с изображением дождя.
Описание игры: логопед предлагает рассмотреть картинку, повторить рифмовку.Дождик капнул на ладошку: Кап – кап! (медленно)
На цветы, на Мурку – кошку: Кап – кап! (медленно)
А потом он разыгрался. Лил да лил,
Во всю старался: Кап – кап – кап –кап! (быстро)
Логопед предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап – кап!».) Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!».)Затем предложить ребенку поиграть в эхо: «Повторяй, как я». Из – за экрана произнести звукоподражание, попросить повторить.
1) кап – кап- кап; 2) кап; 3) кап – кап; 4) кап – кап – кап – кап.
Эту игру можно предложить детям в основной части занятия на тему «Слова-признаки» после проведения психогимнастики, во время которой дети «превращаются» в овощи. Логопед может попросить детей превратиться в дождь и полить растения так, как он покажет. Можно предложить такую игру во время артикулиционной гимнастики на индивидуальном занятии, предложив ребенку выполнить упражнение столько раз, сколько капель упадет (например, столько же раз пощелкать языком при пыполнении упражнения “Лошадка”).
Дифференциация по ритму:
Игра «Кто стучится?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки «п», «пь». У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Логопед может попросить детей научить Пика определять по стуку, кто к нему пришел.
Игра «Звенит капель»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...Эту игру можно предложить в начале фронтального занятия, предложив детям внимательно послушать песенки весны и повторить их так же. Тот, кто повторит правильно, садится на место. Таким образом, все дети примут участие в игре.
Игра «Капельки»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.
Описание игры: логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.Эту игру первый раз лучше предложить в основной части индивидуального занятия. Когда дети усвоят правила игры, можно предложить в организационном моменте фронтального занятия для деления детей на команды, если запланировано проведение соревнования. Логопед может положить на столы команд карточки с изображением ритмов. Затем для каждого ребенка логопед отхлопывает ритм. Ребенок должен определить, где карточка с его ритмом и занять свое место.
Дифференциация по силе звучания:
Игра «Тихо - громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.
Игра «Иди-беги».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребѐнок выполняет движения: под тихий звук идѐт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: небольшая игрушка.
Описание игры: один ребѐнок выходит из комнаты. Другой ребенок прячет в комнате игрушку. Когда первый ребѐнок возвращается в комнату, логопед объясняет ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подойдѐт близко к спрятанной игрушке, дети будут громко хлопать в ладоши. Когда он отойдѐт от неѐ, хлопать будут тише.Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия на тему «Слова - действия».
2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребѐнок поворачивается спиной к остальным детям. Один изних (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Игра «Лягушки».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребѐнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Знакомство со словом», затем провести психогимнастику, предложив изобразить лягушек, которые охотятся за комарами: они притаились и замерли, поймали комара, довольны.
Игра «Улиточка».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Игра «Угадай, кто я».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаѐт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Дифференциация по силе голоса:
Игра «В лесу»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.
Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.
Игра «Бум»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.
Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького
Описание игры: логопед объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия.
Игра «Ветер или ветерок?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.
Оборудование: картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).
Описание игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.Эту игру можно предложить после сообщения темы на фронтальном занятии «Звук [у ] и буква “ У”» или в основной части идущего после него индивидуального занятия.
Дифференциация голоса по интонации:
Игра «Хорошо»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.
Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку.Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Если игра проводится на фронтальном занятии, то лучше дать каждому ребенку по набору картинок-схем, для показа.
Игра «Узнай по интонации»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации. Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.
Описание игры: логопед предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Слова-признаки», проведя затем психогимнастику (изобразить усталого, веселого, грустного человека).
Игра «Кто сказал?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.
Оборудование: картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и удивленного человека.
Описание игры: логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать веселого, грустного, удивленного человека. Затем показывает, как каждый из них произносит по-разному слово «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах. (печально). Затем логопед просит ребенка внимательно послушать, кто говорит, и показать картинку с изображением этого человека.Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [а ], буква “А”», проведя после этого психогимнастику (изобразить человека в разных эмоциональных состояниях).
Дифференциация по высоте:
Игра «Угадай, кто сказал».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».
Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [мь]».
Игра «Малыши»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.
Описание игры: логопед показывает картинки, читает рифмовку.
Наш малыш кричит с утра.
Уа – уа – уа –
Вот и все его слова.
Логопед объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия.
Игра «В больнице»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.
Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.Логопед предлагает внимательно послушать и определить, кто вздохнул.Эту игру можно предложить в начале индивидуального занятия после изучения темы «Звук [о ], буква “О”».
Игра «Медведица и медвежонок»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.
Оборудование: две игрушки – большой и маленький медведи, ширма.
Описание игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и
показывает игрушки. Затем читает рифмовку:Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы. (произносит звук низким голосом)Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.(произносит звук высоким голосом)Логопед убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия «Звук [ы] и буква “ы” » или в организационном моменте индивидуального занятия, идущего после него. Если игра проводится на фронтальном занятии, ребенок после правильного ответа садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.
Развитие речевого внимания:
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие речевого внимания.
Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребѐнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.Это задание можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Слова-действия».
Игра «Слушай и выполняй»
Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.
Логопед называет действия, которые должен выполнить ребѐнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).Это задание можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему «Слова-действия».
Игра «Кто внимательнее?»
Цель: развитие устойчивого речевого внимания.
Ход: логопед называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно логопед выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее предупреждены о том, что иногда логопед будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда. Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или
индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».
Игра «Ригу-рагу»
Цель: развитие речевого внимания.
Описание игры: дети встают полукругом перед логопедом. Он трясет перед собой кулаками, приговаривая: «Ригу-рагу, ригу-рагу», дети повторяют его движения. Внезапно логопед выставляет пред собой указательные пальцы и мизинцы, быстро произнося: «Коза с рогами!», или, например, «Конь с рогами!». Если у названного животного есть рога, дети должны повторить движение логопеда (показать рога). Если у животного нет рогов, повторять движение не надо.Эту игру можно использовать во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».
II. Основной этап работы
Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию:
Игра «Игрушка ошибается»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: любимая игрушка ребѐнка.
Описание игры: логопед объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребѐнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребѐнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия по развитию фонематического восприятия.
Игра «Внимательные ушки».
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: предметная картинка с изображением вагона.
Описание игры: логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...Такое задание можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия, например, при изучении темы «Слова-действия».
Игра «Запомни слова».
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).
Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Например, при изучении темы «Знакомство с предложением», можно предложить картинки: лиса, свекла, лук, дуб, слива, роза, сук. В конце игры можно попросить ребят разделить картинки на три группы: что можно увидеть в лесу, в саду, в огороде.
Игра «Слушай, смотри»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: предметные картинки медвежонок, медведь, девочка.
Описание игры: логопед ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка». Логопед называет пары слов: медведь- лететь, Машенька- вишенка, Мишутка –решетка.Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [м×]». Потом можно провести психогимнастику, попросив изобразить сердитого медведя Михаила Потаповича; показать, как испугалась Машенька, увидев Мишутку; как обрадовались возвращению Машеньки еѐ родители.
Игра «Гонки слонов»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и
мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном занятии.
Игра «Запретное слово»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: мяч.
Описание игры: дети встают полукругом, логопед предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.
Дифференциация слогов:
Игра «Эхо»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Описание игры: логопед предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Логопед четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу Ребенок повторяет.Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).
Игра «Бабочка»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек»
(скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки»), но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии.
Игра «Медвежонок»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Оборудование: две игрушки медведица и медвежонок.
Описание игры: логопед показывает медвежонка и говорит, что он потерялся. Медвежонок еще маленький и не может громко позвать свою маму. Логопед просит детей помочь медвежонку и громко повторить его слова: Ам-ма! Ом-мо! Ум-му! Затем появляется медведица и благодарит детей за помощь.Можно предложить обратные и прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Игра «Малыш»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Оборудование: кукла-мальчик
Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Логопед тонким голоском произносит слоги, а дети повторяют: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...».Можно предложить прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Игра «Повтори за мной»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с
оппозиционными согласными.
Оборудование: игрушечный медведь.
Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па – ба, по –бо, пу –бу, па –па- па, ба- ба –ба.Можно предложить слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Можно использовать эту игру в организационном моменте занятия, попросив повторить слоги за сказочным героем. На фронтальном занятии ребенок, правильно повторив слоги, садится на свое место. Это позволит каждому ребенку принять участие в игре.
Игра «Какой слог лишний?»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Описание игры: логопед произносит ряд повторяющихся слогов, например, на –на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)Эту игру можно использовать в основной части фронтального или индивидуального занятия, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.
Игра «Телефон»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Описание игры: логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются.Эту игру можно использовать в основной части фронтального занятия, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.
Игра «Веселый мяч»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Оборудование: мяч.
Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает мяч детям,произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.Эту игру можно использовать во время динамической паузы, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.
Дифференциация фонем:
Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами.
Игра «Медведица и медвежонок»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).
Ход: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед за ширмой произносит звуки «и», «ы».)Эту игру можно провести в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [ы], буква “Ы”». Затем можно провести психогимнастику, предложив изобразить маленького медвежонка па прогулке в лесу.
Игра «Успокой Таню»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: мяч, ширма, кукла.
Описание игры: логопед показывает ребенку куклу и читает отрывок стихотворения: Наша Таня громко плачет: А-А-А! Уронила в речку мячик. Логопед предлагает успокоить Таню, когда она заплачет: поднять над головой мяч, когда услышит звук «а». логопед четко произносит звуки за ширмой: «а», «о», «а», «у», «а», «а», «о», «и», «а».Эту игру можно провести в основной части индивидуального занятия после изучения темы «Звуки «а», «у», «и», «э», «о», «ы». Лесная школа». Можно предложить эту игру во время динамической паузы, предложив бросить мяч логопеду, услышав звук «а», затем логопед возвращает мяч ребенку и продолжает называть звуки.
Игра «Охотники»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков. Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия знакомства со звуками. Особенно полезна она на фронтальном занятии, т.к. позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом.
Игра «Песни леса»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик.
Описание игры: логопед предлагает ребенку отправиться в путешествие по лесу. Ребенок называет известных ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у-у». Ребенок «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется.Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии. Можно, в зависимости от темы занятия, менять выделяемый звук, его окружение.
Игры со звуковыми символами:
Для этих игр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10*10 см. Символы рисуются красным фломастером. Звук «а» обозначается большим полым кругом, звук «у» – маленьким полым кругом, звук «о» –полым овалом , звук «ы» - широким красным прямоугольником и звук «и» – узким красным прямоугольником. Дети предварительно знакомятся с каждым звуком и его обозначением.
Игра «Кто внимательный?».
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.
Оборудование: один символ звука или несколько.
Описание игры: логопед называет гласные звуки. Ребѐнок должен поднять соответствующие символы. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более.Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Набор звуков и их символов зависит от темы занятия и возможностей детей.
Игра «Телевизор».
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.
Оборудование: символы звуков, плоский картонный экран телевизора, с вырезанным окошком.
Описание игры: логопед произносит гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующие символы. Затем кто-то из детей может «поработать диктором».Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия. Набор звуков и их символов зависит от темы занятия и возможностей детей.
Игра «Полѐт птицы»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед учит ребенка показывать летящую птицу (ладонь одной руки накладывается тыльной стороной на другую, большие пальцы перекрещиваются, остальные пальцы одновременно прогибаются назад и сгибаются вперѐд). Птица «летит», пока логопед произносит звуки и замирает, когда произносится заданный звук.Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии знакомства со звуком или его дифференциации с другими звуками. В зависимости от темы занятия меняется выделяемый звук и его окружение.
Игра «Лошадка»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед учит ребенка показывать лошадку (повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот). Затем предлагает поиграть: «Когда услышишь изучаемый звук, лошадка будет открывать и закрывать рот» .Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии знакомства со звуком или его дифференциации с другими звуками. В зависимости от темы занятия меняется выделяемый звук и его окружение.
В целом, реализация данных направлений должна идти на фронтальных и индивидуальных занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий. Работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков), формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"
В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...
Круглый - стол для родителей на тему: "Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения"
В данной статье вниманию родителей предлагаются игры и упражнения для детей, имеющих нарушения зрительного восприятия, которые можно использовать в домашних условиях....
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе
Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...
Круглый стол «Вариативность направление деятельности ППМС-центров как фактор успешности каждого ребенка»
Круглый стол «Вариативность направление деятельности ППМС-центров как фактор успешности каждого ребенка»...
Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.
Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...
Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 4 классе школы слабослышащих по теме :Дифференциация звуков [с -з].
Подробный конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению глухих детей после кохлеарной имплантиции....