Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".
консультация на тему
В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется - неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособнось. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.
Дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут Испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки ориентировочно - исследовательской деятельности касаются и тактильно — двигательного восприятия, которая обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура , фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь .
Борякова Н.Ю, Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-363973-1392619953.jpg)
Особенности познавательных процессов и учебной деятельности у детей с задержкой психического развития
В статье рассматривается проблема обучения детей с ЗПР. Рассмотрены вопросы о особенностях познавательных процессо учебной деятельности детей с ЗПР....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-500028-1413529299.jpg)
Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/07/picture-544630-1725738309.jpg)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"
Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного проекта «Профессиональная ориентация дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-537120-1416759303.jpg)
Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям
Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-675611-1449651930.jpg)
Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития.
Теория и практика дефектологической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы ребенка с особыми возможностям...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-251796-1442746944.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность по развитию фонематического восприятия для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Тема: Гласные и согласные звуки...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-622198-1642001609.jpg)
Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР.
Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать ...