Сентябрь 2015г. Консультация для педагогического сообщества и родителей воспитанников ДОО.Тема:"Развитие слухового восприятия"
консультация по теме
Консультация проведена в рамках повышения качества подготовки дошкольников к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluhovoe_vospriyatie_15-16.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 1476
Консультация для воспитателей массовых групп,
педагогов ДОО, родителей воспитанников
Тема: Развитие слухового восприятия
Учитель-логопед
Карпухина И.В.
Структурное
подразделение № 2
29 сентября
2015-2016 уч.г.
Цель:
Рекомендовать слушателям комплекс упражнений, направленных на формирование слухового восприятия.
Содержание консультации:
Очень часто мы говорим своим детям: «Почему я должна несколько раз повторять одно и то же ?», «Ты слышишь, что я тебе говорю?», «О чем ты думаешь, когда с тобой разговаривают?» и т.п. Физиологи утверждают, что у 75 % людей преобладает зрительное восприятие. Поэтому трое из четырёх затрудняются в использовании устной информации. Им необходимо более длительное время, чтобы преобразовать её в некоторый зрительный образ (услышанное необходимо представить).
У детей дошкольного возраста переработка устной информации происходит медленно, так как все анализаторы (зрительные, сенсорные, тактильные и др.) в том числе и слуховые развиты ещё очень слабо. Очень важно не перегружать детей информацией, так как существует индивидуальный защитный порог для получения, переработки и усвоения определенного объема речевого материала. В определенный момент ребенок отказывается воспринимать информацию, а все усилия взрослых дать «побольше знаний» оказываются тщетными. Многое из услышанного дети понимают не полностью или совершенно неверно. Одна и та же информация, сказанная родителями, воспитателем, учителем воспринимается ими иначе. Дети домысливают неусвоенную услышанную информацию, превращая её в забавные детские фантазии, образы.
Определить преобладание зрительного восприятия у ребенка нетрудно, следует обратить внимание на некоторые особенности его поведения. Обычно такой ребенок с удовольствием рассматривает иллюстрации, предметы, обстановку в помещении и др.Он быстро собирает пазлы, мозаику, находит различия между похожими картинками, определяет отсутствие предметов в наборе игрушек, инструментов и др.Дети с преобладанием зрительного восприятия хорошо ориентируются в пространстве: запоминают дорогу, с большой охотой описывают привлекательный для них объект. В школе такие дети делают мало ошибок при списывании текста, успешно справляется с решением графических задач, быстро усваивает письменные инструкции, раньше всех справляется с математическими задачами, легко запоминает конкретное место расположения заучиваемого материала и др.Однако, если учесть, что 80% учебной информации на уроке передается в устной форме, то можно понять, как тяжело таким детям понимать смысл длинной(многоступенчатой) инструкции учителя, его комментариев, текста зачитываемого вслух. В связи со сниженным фонематическим слухом они испытывают сложности при выполнении звуко-буквенного анализа. Для них вызывают определенные трудности устный математический счет, фронтальный опрос учителя.
У детей с нарушениями речи фонематический слух снижен значительно сильнее, чем у детей без речевой патологии. Им гораздо труднее справиться с заданиями, которые легко выполняют дети -«визуалы».В таком случае квалифицированную помощь вам и вашему ребенку окажет специалист –логопед.
В домашних условиях, вы можете помочь своему малышу научиться слышать и перерабатывать устную информацию, выполняя следующие рекомендации:
- Излагать инструкции подробно. Например, вместо фразы «Принеси карандаш» скажите «Принеси карандаш из детской комнаты. Карандаш зеленого цвета лежит в пенале»;
- Не забывайте - ребенок мыслит конкретными образами. Если ему говорят «собачка», он представит себе ту, которую знает или видит, если говорят шарф, то в памяти возникает именно его шарф;
- Развитию навыка слушать способствует прослушивание аудиодисков с детскими текстовыми произведениями, настольные игры, чтение взрослыми вслух художественной и образовательной литературы;
- Расширять лексический запас ребенка, объяснять ему смысл похожих слов: существительных (стол-парта- …), прилагательных (красивый -прекрасный- чудесный-…),глаголов (отрезать-нарезать-порезать- вырезать…) и т.п.;
- Стараться сопровождать просьбы к ребенку совместными действиями. Например, в комнате раскиданы игрушки и их над убрать. Можно скучное занятие превратить в игру. Взрослый и ребенок поочередно отдают друг другу команды - что куда и как положить. Каждый контролирует, действие другого. Намеренная промашка взрослого активизирует работу слухового анализатора ребенка, т.к. выигрыш стимулирует ребенка к дальнейшим победам. Слушать –так здорово!;
- Следует быть уверенным в том, что дети хорошо понимают то, о чем их просят, поощряйте их за то, что они все правильно усвоили. Почаще проявляйте удивление и радость от, того что ваша просьба выполнена быстро и правильно.
- Когда вы поставите перед ребенком задачу, попросите его рассказать, что ему предстоит сделать и в каком порядке.
- Очень эффективны сюрпризные моменты (подарки). Следует создать интригу, например:
-«Тебя ждет подарок, он находится на нижней полке в твоем шкафчике между желтым и зеленым альбомами».
Развитие слухового восприятия – процесс очень длительный и трудный. Иногда придется вспомнить поговорку «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе по развитию слухового восприятия сурдопедагога и родителей (практические рекомендации для родителей).
В данном материале материале описывается взаимосвязь таких понятий, как "слух" и "речь", приводятся конкретные упражнения по развитию слухового восприятия ребенка в домашних условиях....
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...
Тема (развитие слухового восприятия) "Отправляемся в путешествие"
Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия. Расширение представления учащихся об окружающем мире, создание условиядля развития творческого мышления. Разв...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...
Коррекционное – развивающее занятие Тема: «Развитие слухового восприятия и памяти» 3 класс.
Тема: Развитие слухового восприятия и памяти.Цель: обучающая – совершенствование слухового восприятия; чувства ритма; слухоречевой памяти.развивающая – развитие фонематич...
Открытое занятие педагога-психолога на тему развития слухового восприятия обучающихся с ОВЗ
Развитие слуха, памяти, воображения....