Рекомендации учителю
консультация
Логопедические рекомендации учителю по работе
с детьми, обучающихся по АООП НОО вариант 7.1.
1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl_zpr.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические рекомендации учителю по работе
с детьми, обучающихся по АООП НОО вариант 7.1.
1 класс
Добукварный период.
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
- определять количество звуков в словах;
- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);
- определять количество гласных согласных звуков в слове;
- последовательно выделять звуки в слове;
- придумать слова на определенный звук
Дидактические игры
Игра «Хлоп-топ»
Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции. 1.Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.
Ход игры:
- Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком К, и топнуть, если он услышит слово со звуком Г.
- Упражнение лучше начинать в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
3.Учитель произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам, если он услышит слог ПА, и подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться, если он услышит слог БА.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Ход игры:
Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах работы, учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Учитель отмечает правильно определивших звук или тех, кто не смог его найти.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Ход игры:
Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Игра «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного звука из ряда других.
Ход игры:
У каждого ребенка в руках мяч. Учитель называет ряд звуков, дети подбрасывают мяч, если услышат заданный звук.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Ход игры:
Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…).
Игра «Внимательные ушки» (с использованием мячиков суджоку: красный-гласный, синий-твёрдый согласный, зелёный-мягкий согласный)
Цель: развитие фонематического анализа, синтеза.
- Учитель называет слова, дети выделяют 1 звук слове и поднимают нужный мячик. (Далее–последний звук слове, второй по счёту, третий, предпоследний звук в слове).
- Учитель показывает мяч определённого цвета – дети должны придумать слово, на данный звук.
- Работа в команде. Учитель раздаёт детям в группе мячики разного цвета. Каждый ребёнок - это определённый звук. Дети должны придумать слово, используя только эти звуки, выстроится в линию и назвать свой звук.
Букварный период.
Развитие языкового анализа и синтеза
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Увеличить количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения.
5. Придумать предложение, соответствующее схеме.
6. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).
7. Выделение из текста предложения с определенным количеством слов.
8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении.
Развитие слогового анализа и синтеза
1. Определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру;
2. Записать слова в два столбика (разложить картинки в две группы) в зависимости от количества слогов;
- Определить пропущенный слог, записать восстановленные слова (__буз, ут__, лод__, ка__даш);
- Найти в предложении слова с определенным количеством слогов;
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке (из изученных букв);
- Выделить в словах первый слог. Записать полученные слоги, объединив их в слова. Прочитать полученное предложение (улей, домик, машина, луна, жаба – У дома лужа);
- Выделить из слова и записать слог с заданным гласным.
Дидактические игры
Игра «Отгадайте, кого я называю?»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Ход игры: Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего встают Се-ре-жа, Ма-ри-на и т. д.
Игра «Перевертыши»
Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: карточки со слогами (4-6) каждому играющему.
Ход игры: учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое.
Примерный материал: слоги сос, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.
Игра «Часы»
Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: круги с передвигающимися стрелками и кармашками для слогов; наборы слогов (бан, тя, са, вет, тка, ош, ка, ни, ко; ба, мыш, ма, ка, ры, ран; за, но, ра, сос, ро, на, мок, ки).
Ход игры: К доске выходит один ученик и ставит «часовую» стрелку на любой слог. Второй ученик ставит «минутную» стрелку на другой слог так, чтобы вместе с первым они составили слово. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все слоги. Полученные слова можно записать в тетрадях по памяти, деля на слоги.
Игра «Цепочка»
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Ход игры: Водящий записывает на доске слово по слогам. Следующий ученик подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова (ок-но – но-ра – ра-ма – ма-ши-на – и т.д.).
Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры: Учитель бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.
Игра «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Цель: закрепление умения добавлять слог до слова, дифференцировать звуки, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры: Учитель бросает детям мяч, называя первый слог. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает слово.
При работе над темой «Парные звонкие и глухие согласные звуки и их буквы» работу простраивать по направлениям:
1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
3. Формирование умения определять наличие звуков в слове.
4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами.
5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
6. Дописывание недостающих букв (парных согласных).
Ежедневно работать над просодической стороной речи (интонацией, ударением).
Проводить психотерапевтическую работу:
а) воспитание уверенности в себе;
б) воспитание саморегуляции и самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей.
Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей....
Рекомендации учителю в случаях агрессивных проявлений учеников. Экстренное вмешательство учителя
Сегодня в школах среди учеников все чаще возникают агрессивные конфликты. Не всегда учитель может быстро и конструктвно сориентироваться в ситуации и принять грамотные меры. В данной статье описан алг...
Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"
В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....
«Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.
Особенности подросткового периода развития:ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;вступает в первые романтические отнош...
Рекомендации учителя-логопеда учителю по работе с учащимися c интеллектуальной недостаточностью
Опираясь на изученные данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы в кл...
Модель поведения учителя в общении с детьми – «клоунами» (рекомендации учителям)
Приемы общения с детьми - "клоунами"....
Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс
В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...