Анализ воспитательной работы классного руководителя за год
учебно-методический материал
Анализ воспитательной работы классного руководителя за год для ШМО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vospit_raboty_22_9_kl.docx | 110.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Анализ воспитательной работы классного руководителя за год.
Классный руководитель____Лукьянцева М.А.________________________,
класс__9__, возраст ____15-17___(лет)
К-во детей ___11___, из них девочек____5____, мальчиков_____6_____.
2022
- Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
Приоритетными воспитательными задачами прошедшего года были:
1) Вовлечение каждого ученика класса в воспитательный процесс;
2) Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
3) Развитие физически здоровой личности;
4) Создание ситуации «успеха» для каждого ученика;
5) Раскрытие и развитие детского творческого потенциала через классные мероприятия;
6) Формирование и развитие гражданской позиции.
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.
За прошедший год было проведено 24 тематических классных часа по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданско-патриотическому воспитанию: «9 декабря – День Героя России», квест-игра «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации», «к 79-летию Курской битвы», «Она не могла поступить иначе ( о Зое Космодемьянской) «Битва под Москвой», «Блокадный Ленинград», « Крымская весна: хронология событий», «Без срока давности»; гражданско-правовому воспитанию «У района юбилей», «Современный мир и терроризм», «Правила ГАИ- правила твои»; экологическому воспитанию «От заботы о природе, от полезных добрых дел – к человеческой культуре и духовной красоте» ; духовно-нравственному воспитанию: «Новогодний квест», «Семь чудес России. Храм Христа Спасителя», «Рождество – любимый праздник на Руси»; занятия направленные на формирование здорового образа жизни «Моё здоровье в моих руках», «Добро и зло», «Предупрежден — значит, защищен», «С чего начинается деградация личности», «Я люблю тебя, жизнь». Много внимания уделялось культуре межнационального общения, в рамках которого воспитывалось толерантное отношение к людям других национальностей: «День народного единства», «Поделись своей добротой», «Что такое толерантность?».
Перед выпускниками основной ступени ставится важная задача – сделать ответственный выбор, т.е. предварительный выбор профиля обучения и, в перспективе, будущей профессии. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего специалиста. Поэтому в воспитательные задачи на этот учебный год были включены следующие пункты:
1. Помочь учащимся в их самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями, способностями.
Для реализации этих задач в течение года были проведены классные часы и беседы по соответствующей тематике: «Найди себя», «Типы профессий», «Дорога в завтра»; «Хороший человек не профессия».
Многие учащиеся 9 класса полностью осознают, как важно хорошо подготовиться к ГИА и с высокими баллами поступить в 10 класс или выбранное учебное заведение. Но не все ребята посещали консультации по предметам, по которым им предстояло сдавать экзамены. В I полугодии прошли I и II этапы Всероссийской олимпиады школьников, на которых приняли участие и учащиеся 9 «А» класса. Виктор Б. и Аня М. А по технологии. Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.
В результате поставленные перед коллективом в прошлом учебном году задачи, я считаю выполненными.
- Анализ развития коллектива класса:
Класс как учебная единица является основной формой первичного коллектива школьников. Особенностью классного коллектива является личный контакт в нём учащихся, постоянное деловое и товарищеское общение между ними, и именно классный коллектив, в первую очередь, влияет на формирование морального облика каждого ученика. Эффективность этого влияния во многом зависит от сплочённости класса, от организации в нём разнообразной коллективной деятельности.
Учащиеся по своему характеру, по своим интересам и склонностям не одинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни – смелые и решительные, другие - застенчивые и стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Как правило, их характер, интересы, настроения и желания, их мотивы поведения, навыки и привычки - различны.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года анкетирование показало, что явных лидеров в коллективе нет. Тем не менее есть ребята (Максим Г, Виктор Б.) которые очень близки к лидерским позициям. К отверженны можно отнести Лену П., общения с ней избегали все члены классного коллектива. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. Развились коммуникативные умения, появился дух товарищества и взаимопонимания. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе почти не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными, некоторые учащиеся класса испытывают к противоположному полу симпатию. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Актив класса работает на недостаточном уровне, хорошо к своим обязанностям относятся Витя Б и Коля Р., остальные дети пассивны
В классе сложились определённые традиции: фотографироваться на празднике 1-го звонка, ходить в поход по родному краю, проводить Уроки Мужества с приглашением ветеранов.
Большинство учащихся класса к учителям относятся с уважением, на уроках дисциплину не нарушают. Но некоторые учащиеся (Максим Г и Алексей Б.) могут разговаривать на уроках, играть в телефон, на замечания реагируют неадекватно. Учащиеся класса с любовью относятся к школе, с удовольствием участвуют в уборке территории, благоустройстве двора.
В жизни коллектива особых негативных явлений в этом учебном году не замечено. Правда, Алексей Б, Дарья Д,, Елена П. халатно относились к подготовке к экзаменам. могут пропускать уроки без уважительной причины. С ними регулярно проводилась беседа классным руководителем.
В этом году открытых конфликтов в классе не наблюдалось. Имели место небольшие конфликты, но как правило, они быстро решались иногда даже без участия классного руководителя.
Большинство учащихся пассивно вовлекались в жизнедеятельность класса. Участвовали во всех внеклассных мероприятиях не все учащиеся.
Отношения учащихся с окружающим их социумом адекватные. Отношения соперничества, которые характерны для детей данного возраста, стимулируют детей к борьбе за повышение своего рейтинга успешности в классе.
На данном этапе возрастного периода происходят изменения в занимаемой им социальной позиции, во взаимоотношениях с окружающими людьми, происходит формирование самостоятельной системы ценностей и взглядов на мир. Все это в полной мере наблюдается и в классе. Позиция многих детей в классе на учебный процесс, внеклассную деятельность частично пересекается с позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. Активны и самостоятельны в своих поступках и предпочтениях примерно 68% учащихся класса.
Преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе положительное, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса - умеренный.
На развитие личности учащихся, их способностей определенно большое влияние оказывают и педагогическая среда – высокий уровень профессионализма работающих в классе педагогов-предметников.
- Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
Кружки в этом учебном году посещали четверо учащихся: Витя Б (резьба по дереву), Аня М (Любимовский СДК), Коля Р (спортивный кружок), Денис Л (спортивный кружок)
Степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы: Средняя степень- 10%.
- Анализ работы органов самоуправления:
Цель классного самоуправления - организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должны стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием.
Задачи самоуправления:
1. развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование жизненной позиции.
2. развитие отношений заботы друг о друге, уважения к старшим.
3. развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива.
В нашем классе действует ученическое самоуправление. Его деятельность направлена на приобщение учащихся к участию в решении вопросов организации жизни коллектива класса, достижение учащимися соответствующего образовательного и культурного уровня; воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.
Деятельность органов самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся: поддержание порядка и дисциплины в классе, организация учебного процесса; организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся - экскурсий, вечеров, походов, выездов, отдыха и развлечений.
Ежегодно в сентябре мы выбираем актив класса. В этом учебном году в актив класса вошли следующие ученики: председатель – Витя Б , редколлегия - Аня М, учком – Лена П.., культ массовик – Максим Р., физорг – Бурнатов А , ст. дежурный – Аня И.
Направления деятельности ученического самоуправления в 9 «А» классе:
Наименование | Решаемые задачи |
Учеба | Проведение предметных недель и олимпиад, интеллектуальных конкурсов, организация взаимопомощи в учёбе и т.д. |
Культура | Организация вечеров, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми. |
Спорт | Спортивные соревнования, «Дни здоровья», походы по изучению родного края, экскурсии. |
Труд | Трудовые десанты по уборке и облагораживанию территории |
Дисциплина | Изучение устава школы и его соблюдение |
Пресс-центр | Выпуск газет |
Актив класса мы выбираем обычно на один год. В течение года многим ученикам даём временные поручения. Участие в органах самоуправления влияет на воспитание и развитие личности учащихся. Они учатся самостоятельно составлять сценарии, презентации к различным праздникам, учатся доводить начатое дело до конца, планировать работу, экономно использовать свободное время. В учащихся вырабатываются организаторские способности.
- Анализ развития учащихся класса:
В 2021-22 учебном году значительно повысились познавательные интересы и творческие способности некоторых учащихся в интеллектуальной, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности. Многие вовлечены в значимую для них деятельность, они серьёзно относятся к собственному саморазвитию и самовоспитанию, ответственны, на них всегда можно положиться. Они систематически готовятся к урокам, принимают активное участие в урочной и внеурочной деятельности, всегда доводят начатое дело до конца (Витя Б, Коля Р.). Однако следует отметить, что ещё не у всех учащихся класса сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Не все учащиеся в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. В нашем классе есть такие учащиеся, которые агрессивно воспринимают критику со стороны как учителей, так и своих сверстников, не признают своих ошибок (Максим Г).
В социально культурном развитии нельзя однозначно сказать, что уровень воспитанности повысился. Так как некоторые учащиеся или же не изменили показатель воспитанности, или же он стал ниже (Алексей Б). Отмечены положительные учащиеся у которых повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми(Денис Л.) Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений положительно влиять на своих сверстников. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения. Также имеется группа учащихся ,у которых уровень воспитанности остался по прежнему высоким(Витя Б, Аня М,Коля Р.). В классе можно выделить учащихся из «группы риска»: Алексей Б, Максим Г, Денис Л. Они вечерами подолгу гуляли на улице, не выполняли домашнюю работу по многим предметам. Эти учащиеся склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями, работниками правоохранительных органов.
Большинство учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями, учащимися из других классов. У них сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям.
Если взять учебную деятельность в 9 «А» классе, по итогам 2021-22 учебного года неуспевающих нет, но по-прежнему нет и отличников. Одна четверка у Вити Б., две «4» у Ани М.. Есть ученики у которых низкий уровень знаний по многим предметам. Это Аня И, Алексей Б, Дарья Д, Денис Л. Таким образом качество знаний – 18%, процент успеваемости – 100%. В прошедшем году не изменилась мотивационно - потребностная сфера школьников. Не произошла смена мотивов обучения, не проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.
Состав класса в течение года поменялся. В начале учебного года прибыла новая ученица Яна Г. Она успешно интегрировалась в классном коллективе. В 9 «А» классе обучается 11 учащихся: 5 девочек и 6 мальчиков.
- Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
В работе с классом основное внимание уделялось нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности и профилактике правонарушений. В воспитательном процессе были использованы различные формы работы. Внутри каждого вида деятельности отмечалось достаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм.
Все эти формы работы соответствовали возрастным особенностям, интересам, запросам и потребностям учащихся.
Чувствовалась удовлетворенность школьников проведенными воспитательными мероприятиями. С наибольшим удовольствием 9-классники участвовали в спортивных мероприятиях, в классных интеллектуальных конкурсах, на классных часах, к которым были составлены презентации. Классные мероприятия были разбиты на блоки, последовательность которых чередовалась. Таким образом в каждой четверти были мероприятия из каждого блока, что позволяло разнообразить мероприятия, а не зацикливаться на какой-то одной теме.
В 2021-2022 учебном году в классе были апробированы новые формы работы с использованием дистанционных технологий: проведение классных часов о профессиях; проведение классных часов с использованием платформ Учи.ру и РЭШ.
В этом учебном году было проведено много интересных мероприятий и коллективных творческих дел по плану. Они способствовали сплочению классного коллектива.
Особенности этого учебного гада внесли коррективы в проведение общешкольных мероприятий.
Много внимания уделялось учебной работе. На классном собрании обсуждали вопросы серьёзного отношения к учёбе, своевременного выполнения домашнего задания, добросовестного отношения к урокам, о подготовке к ГИА. После каждой четверти подводили итоги успеваемости, определяли кто нуждается в дополнительных консультациях.
В классе все охвачены поручениями с учетом их интересов, о проделанной работе рассказывают на классных собраниях, все это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Результат: чувствуется, что учащиеся меняются в лучшую сторону, стараются стать добрее, поведение их становится осознанным и сознательным.
В этом учебном проводились родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями. Но на эти собрания ходят одни и те же родители. Этих родителей волнуют школьные проблемы, интересы класса.
- Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
В течение года велась работа с одаренными детьми (Аня М, Витя Б). Готовили их к участию в олимпиадах.
Велась работа и со слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе (Денис Л Алексей Б). Дополнительные занятия проводили учителя-предметники.
Детей, стоящих на учете в классе не было и нет.
- Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:
Воспитательное взаимодействие класса осуществлялось при помощи классного руководителя, учителей предметников, администрации школы, медицинского работника, психолога школы.
Поддерживалась тесная связь с учителями-предметниками. Классным руководителем постоянно сотрудничал с учителями с целью выяснения уровня подготовки учащихся по различным предметам, а также выяснял отношения учащихся и состояние микроклимата в классе на уроках. Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий.
Учителя-предметники не раз присутствовали на родительском собрании, с целью ознакомления родителей со своими требованиями по предмету и ГИА,а также решения проблемных ситуаций с некоторыми учащимися (индивидуальные беседы).
Эффективно на воспитательный процесс в классе влияет демократический стиль общения классного руководителя: дети охотно идут на контакт.
- Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
Воспитание происходит, прежде всего, в семье. Задача школы – поддерживать, сотрудничать и корректировать в случае необходимости становление личности. Работа с родителями проводилась с целью привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами, поэтому стараюсь активно вовлекать их в жизнь класса и школы.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы:
• сотрудничество родителей и классного руководителя;
• ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
• взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.
Это предусматривает следующие направления деятельности:
• изучение семей учащихся;
• педагогическое просвещение родителей;
• обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
• педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
• индивидуальная работа с родителями;
• информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Сотрудничество класса и семьи осуществляется в формах:
• родительских собраний
• родительских консультаций
• общешкольного родительского комитета
• общешкольных коллективно - творческих дел
• индивидуальных встреч
В течение года было проведено 3 родительских собрания
01.09. 2021 г. «Обсуждение прав и обязанностей учащихся и родителей. Режим питания; участие в кружках и секциях. Выбор родительского комитета.
15.12. 2021г «Знакомство с нормативно-правовыми актами и процедурой проведения ГИА», с графиком дополнительных занятий для подготовки к ГИА,. Итоги 1 и 2 четвертейи. Наши успехи и неудачи
05.04.2021 г. Итоги 3 четверти. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников IХ классов в новой форме на территории Курской области в 20122 году. Беседа: «Склонности и интересы подростка в выборе профессии».
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы, а также родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса.
Существует ряд проблем, связанных с взаимодействием с родителями. Хотя в этом году посещаемость родителями родительских собраний повысилась с 30% до 60-90%.. Личный контакт налажен со всеми родителями класса.
Учащиеся избегают проведения различных мероприятий совместно с родителями, что обусловлено особенностями подросткового возраста.
- Выводы:
В ходе воспитательной работы с учащимися 9 класса в 2021-2022 учебном году полностью выполнены цели и задачи, поставленные в работе с классом.
Проведён анализ:
- динамики социальной ситуации развития учащихся;
- развития коллектива класса;
- участия учащихся класса в жизнедеятельности школы;
- развития учащихся класса;
- организации воспитательного процесса в классе;
- успеваемости и качества обучения;
- работа с родителями.
Выполнены воспитательные задачи, которые были поставлены в начале учебного года:
- Это воспитание в ребятах ответственности и коллективизма при выполнении классных и школьных дел, развитие самоуправления в классе.
- Повышение ответственности ребят за свою учебу.
- Воспитание общей культуры поведения, тактичного отношения друг к другу также актуально для ребят класса.
- Развитие организаторских способностей и навыков самоуправления.
- Усиление работы по пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
- Профориентационная работа с учащимися, выбор профессии.
По ожидаемым результатам были достигнуты следующие показатели:
- Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
- Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.
- Творческая самореализация детей;
- Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
- Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
- Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;
- Формирование единого воспитывающего пространства;
- Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
- Использование потенциала открытого образовательного пространства.
Главное достижение классного коллектива за прошедший год- это повышение уровня самостоятельности, появление зачатков умений положительно влиять на своих сверстников, развитие культуры жизненного самоопределения, повышение качества знаний. Я считаю, что этого удалось добиться благодаря накопленному положительному опыту и тесной взаимосвязи с родителями,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы классного руководителя
Задача проблемного анализа состояния воспитательной работы-конкретизировать и структурировать прблему и определить пути решения. Анализ работы мною проводится ежегодно с тем, чтобы определить задачи н...
анализ воспитательной работы классного руководителя
Анализ воспитательной работы классного руководителя 6 класса за 2011 - 2012 учебный год...
Анализ воспитательной работы классного руководителя
В этом документе вы можете ознакомиться с анализом плана воспитательной работы классного руководителя на основе поставленных в начале года целей и задач, а также прочитать как проходила работа с класс...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 5 класса.
В анализе воспитательной работы попыталась в системе рассмотреть такие вопросы:- адаптация пятиклассников в основной школе,- какие задачи ставились на начало учебного года и чего удалось достичь (над ...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 6 класса
В материале представлен анализ воспитательной работы по критериям локального акта общеобразовательного учреждения...
Анализ воспитательной работы классного руководителя
В ____ уч.году ставила цель: сформировать в каждом ребёнке личность творческую, самостоятельную, гуманную. Способную ценить себя и уважать других. Для достижения поставленной цели ставила следую...
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6 КЛАССА ЗА I ПОЛУГОДИЕ
Вашему вниманию предлагаю анализ воспитательной работы с учащимися 6 класса за первое полугодие учебного года. Он включает в себя анализ реализации поставленных целей и задач, работы с родителями учащ...