Внеурочное занятие: Отчество - от слова «отец»
методическая разработка

Раднаева Раиса Геннадьевна

  Что такое для человека семья? Слово,  которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchestvo_ot_slova_otets.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Отчество - от слова «отец»

  Что такое для человека семья? Слово,  которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

Семьи бывают разные : веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так?  Разные семьи имеют разные характеры, как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

 Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

Основные семейные ценности

Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. Но каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

  • Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любя, ценят, в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для деятельности. Семья это то место, где можно собираться без «особых» случаев, праздников, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут, выслушают, поддержат, помогут.
  • Гибкость в решении семейных проблем – путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много правил и порядка может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
  • Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующий раз от вас скроют информацию, чтоб избежать неуважения к своей личности.
  • Необходимо научиться прощать людей, которые вас обидели. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать  выбор – принять, простить, отпустить и идти дальше.
  • Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения
  • Общение – отдельное искусство. Передача информации, чувств – важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
  • Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие – менее ответственные. Чувство ответственности не требует много «подталкиваний», чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
  • Традиции - это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов по теме

 «ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»

Цель занятия: развитие у школьников ценностного отношения к роли отца в семье на основе анализа и осмысления образов отца, представленных в литературных произведениях отечественных писателей.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 Часть 1. Мотивационная

Здравствуйте, ребята! Приближается один из самых молодых для нашей многонациональной России праздников – День отца.

Демонстрация видео (дикторский текст). Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина День отца признается официальным праздником в России с 2021 года и отмечается в третье воскресенье октября.

  День отца – ежегодный праздник, который отмечается во многих странах мира.

  Празднику всего один год. Но история его возникновения уходит в далекое прошлое нашего государства, становится культурным достоянием современной семьи и ее традиций.

   В сознании наших предков понятие отца связывалось с понятием рода.

   Что превращало род в семью? Внутренняя согласованность, единение – то, что называется «семейный лад». Порядок семейной жизни – домостроительство – определяла сильная «единодержавная» власть главы дома.

   В памятнике русской литературы и культуры XVI века «Домострой» такой статус отца объясняется его обязанностью – «обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно».

  Отец был призван нести за всех членов семьи великую нравственную ответственность.

Беседа.

1 факт: Ребята, памятник русской литературы XVI века «Домострой», о котором говорилось в видеосюжете, дает характеристику отца как главы рода в связи с историческими событиями, когда в это время на Руси формировалось единое национальное государство. России были всегда нужны крепкие духом воспитанные люди. Великий российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин говорил: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы». В связи с этим встает вопрос, можно ли говорить, что в этой книге представлен исторический образ отца? Или его исторический портрет? А что это за образ? Что его характеризует?

Ответ: Да, возможно. Это образ отца как главы семьи, который, управляя домашним хозяйством, несет ответственность за стабильное (экономическое, нравственное) существование семьи.

2 факт: А возможно ли говорить о литературном образе отца? Его литературном портрете?

Ответ: Да, возможно

На доске записаны строки из стихотворения русского поэта, драматурга Александра Александровича Солодовникова (1893-1974) «Дорожу я воспоминанием, как отец меня плавать учил».

                     Дорожу я воспоминаньем,

                     Как отец меня плавать учил.

                     Покидал средь реки на купаньи,

                     Но рядом со мною плыл.

                     И когда я в испуге и муке

                     Задыхался и шел ко дну,

                     Отцовские сильные руки

                     Поднимали меня в вышину.

Что интересного вы заметили? Как лирический герой ощущает присутствие отца?

Ответ: Отец «покидал средь реки», но всегда готов поддержать. Лирический герой ощущает его поддержку, опору.

Часть 2. Основная. Образ отца в традиции бурят. 

  Как показывают исторические исследования ученых, у бурят давно была выработана своя система семейного воспитания. Дети внутри семьи получали все знания, умения и навыки для последующей активной самостоятельной жизни.

  Именно под покровительством отца мальчик получал необходимые жизненные и ценностные установки, вместе с ним познавая окружающий мир, становился настоящим мужчиной.

  В своем поведении отец демонстрировал черты, которые свойственны каждому мужчине – силу, уверенность в себе, ответственность, силу воли, мудрость, поэтому его поведение оказывало сильное воздействие на развитие у детей нравственных качеств.

  Еще в условиях родового строя бурятским народом были разработаны дифференцированные системы воспитания мальчиков и девочек: «Девять доблестей настоящего мужчины», «Семь талантов женщины». Мужчина-бурят должен был уметь изготовлять все необходимые в быту предметы; для него недопустимым и постыдным было ходить к родственникам и соседям что-либо одалживать, просить.

  На основе жизненного опыта буряты сформировали кодекс трудовых умений, навыков и физического развития настоящего бурятского мужчины. Он бытует у бурят и передается из поколения в поколение. Мальчик в семье должен был овладеть «девятью доблестями настоящего мужчины», это:

  1. Умение бороться;
  2. Умение мастерить;
  3. Знание кузнечного дела;
  4. Умение охотиться;
  5. Умение ломать руками хребтовую кость;
  1. Умение плести кнут из восьми ремешков;
  2. Умение плести треножники — путы для лошади;
  3. Умение стрелять из лука;
  4. Умение ездить на лошади;

   В последующие годы этот кодекс усовершенствовался сообразно изменению жизни бурят. Становясь более совершенной и современной, основная суть рассматриваемого кодекса осталась незыблемой, поэтому кодекс сохранил и свое название – «Девять доблестей настоящего мужчины»:

  • Превыше всего – согласие;
  • В море – пловец;
  • На войне – богатырь;
  • В учении – глубина мысли;
  • Во власти – отсутствие лукавства;
  • В работе – мастерство;
  • В речах – мудрость;
  • На чужбине – непоколебимость;
  • В стрельбе – меткость;

   Мальчиков – будущих отцов приучали брать на себя более тяжелую работу, заботиться о матери, сестрах, старых, больных, обучали умению защищать честь семьи и рода. В результате процесса передачи от отца к сыну необходимых знаний, норм социального поведения, жизненного опыта, сын постепенно становился помощником отца в хозяйственных делах и его приемником.

Роль мужчины, как и роль матери в семье, в традиционном обществе бурят играет важную роль.

 Представление образа отца в отечественной литературе. Учитель знакомит класс с высказываниями, выясняет понимание учащимися их смысла.

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания» (российский историк Николай Михайлович Карамзин).

«Отец должен быть столько отцом, сколько и другом своего сына» (русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский).

«Сын не судья своего отца, но совесть отца в его сыне» (советский и российский публицист, преподаватель Симон Львович Соловейчик).

Учитель: Образ отца во многих произведениях русской литературы имеет немаловажное значение.

Часть 3. Заключение.

Работа с интерактивным заданием №1 «Поле чудес»

Слово-загадка: ОТЦОВСТВО; описание – кровное родство между отцом и его ребёнком, связь между ними, которая налагает ответственность, обязательства перед детьми, перед семьёй, перед собой, перед обществом и государством.

ОТЧЕСТВО; описание – часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

ПАТРИАРХ; описание – старейшина рода, родовой общины.

ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО; описание – ведение домашнего хозяйства, за которое несёт ответственность глава дома. 

Работа с интерактивным заданием №2

Ответ на вопрос: «Какими словами описывается положительный образ отца в отечественной литературе?»

Правильные: Защитник, Советчик, Наставник

 Неправильные: Диктатор, Гордец, Деспот, Лентяй

   Беседа: Ребята, вы знаете, что и во всем мире, и в нашей стране есть семьи, в которых по разным причинам нет отца. Но как вы думаете, может ли сын взять на себя какие-то хозяйственные дела, которые выполняет отец? Что может быть ему по силам, чем он может помочь маме? (Ответы ребят, продолжение беседы в свободной форме)

   Учитель. Мы сегодня говорили о том, что у отца есть важная роль – защитник семьи. Но во все времена всегда наши братья и отцы защищали нашу Родину, проявляя самоотверженность и истинный героизм.

    Ещё в царской России существовала традиция: в многодетных семьях старший сын всегда шёл на защиту страны.

   Часто служение Родине становилось долгом и честью многих поколений одной семьи; так вырастали династии военных в российской армии и флоте. В современной России продолжается эта традиция – деды, отцы и сыновья выбирают военные профессии. Это патриоты своей страны.

   Проявления подлинного патриотизма защитников Родины мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции, участие в которой принимают и профессиональные военнослужащие, и добровольческие формирования: люди разных национальностей, профессий, возрастов – настоящие патриоты. Они по зову сердца встали на защиту России и Донбасса.

  За прошедшие месяцы мы узнали имена многих героев, патриотов России.

   Мы всегда будем помнить имена мужественных людей, героически сражавшихся и сражающихся за правду, справедливость, свободу, историческую память!

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какой теме сегодня было посвящено наше занятие?

Докончите предложение:

− Я думаю, что быть отцом – это, в первую очередь, ...

− Когда произносят слова «отец-сын» («отец-дочь»), то я представляю себе...

− Я полагаю, что выражение «отец-домостроитель» подчёркивает…

− Если бы мы захотели продолжить сегодняшний разговор, то я посвятил бы его…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"

Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"

Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....

«ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Конспект внеурочного занятия "Живёт в сердце слово Родина"

Конспект внеурочного занятия или классного часа, патриотического направления....