Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_entsiklopediya_odnogo_slova.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие «Энциклопедия одного слова»
1. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
- Ребята, на ваших партах лежит цветок. Положите этот цветок Добра и хорошего настроения на ладони. Почувствуйте, как он согревает вас. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как у вас появляются новые силы ,счастье и радость. У вас доброе, согревающее душу настроение . Пусть оно останется с вами на долгое время.
2. Актуализация.
Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
(Об энциклопедии одного слова – показ материалов, собранных учениками)
Формулировка темы и целей урока.
- А в чём заключается цель занятия? При ответе используйте опорные слова:
Узнать…
Уметь…
Научиться находить…
3. Усвоение новых знаний.
Работа в группах
- Представим себе, что вы учёные-исследователи. Перед вами лежат тексты с заданиями. Внимательно прочитайте текст и определите его тему.
(тексты о цветах)
1 группа - что вы можете рассказать о подснежнике? (выступления)
2 группа – об одуванчике
3 группа – о ландыше
(значение, этимология, синонимы и т.д.)
- Итак, ребята, что объединяет тексты, над которыми вы работали?
- Во всех текстах речь идет о цветах, о том, что цветы являются украшением нашей земли.
- А как вы думаете, почему я выбрала эти цветы?
- Вам они знакомы?
- Да, ребята, наступила весна, и мы вспомнили первые весенние цветы.
- Эти цветы являются символами природы нашего родного края.
4. Физминутка.
Решение ребусов
5. Закрепление.
Творческая работа.
- Ребята, вы любите общаться с природой?
- Умеете ли вы видеть ее красоту и слышать ее звуки? (музыка)
- Я сейчас прочитаю вам рассказ русского писателя Юрия Яковлева, а вы попробуйте догадаться, о каком цветке идёт речь и что хочет нам сказать автор?
Работа по рассказу Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами»
Беседа с учащимися. (символ России)
- Да, мы увидели, как прекрасна наша земля. Но мы должны помнить, что её красота хрупка и если человек будет безжалостен к ней, то она может исчезнуть.
- Все цветы, о которых мы говорили, внесены в Красную книгу (Красная книга названа так, потому что красный цвет символизирует тревогу за судьбу нашей природы)( Одуванчик белоязычковый (Taraxacum leucoglossum), Ромашка Келлера)
- Какой вывод мы можем сделать из нашего разговора?
- Беречь природу….
-А что вы можете рассказать о ромашке?
1) значение слова
2) этимология (не русское слово)
3) однокоренные слова
4) искусство
6. Обобщение пройденного.
Игра «Оратор».
- Предлагаю сыграть в игру «Оратор» и проявить ораторское мастерство.
- Кто такой оратор?
- Ваша задача – убедить своего соседа за одну минуту в необходимости изучения русского языка (Работа в парах)
- Поднимите руки те, кого убедили в том, что необходимо изучить русский язык.
- Попросим лучших ораторов убедить нас в этом (2 выступления)
- Спасибо нашим ораторам.
7. Рефлексия.
- Ребята, удалось вам сохранить хорошее доброе настроение в течение всего урока?
- Возьмите цветок добра и честно скажите, пожалуйста
- Сегодня я узнал..
- Я научился…
- Мне особенно было интересно…
- Я затрудняюсь…
- Мое настроение…
2 группа
Одуванчик был самым любимым цветком на Руси. Он давал нектар пчелам, девушкам на венки свои цветы, корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свою золотую голову, сжался. Он не желал служить злым людям. Прошло время. Но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.
1 группа
Уже совсем скоро сойдет последний снег и появятся первые весенние цветы - подснежники…
Подснежники - самые красивые весенние цветы.
Они выглядят хрупкими и беззащитными. Но это только на первый взгляд. Подснежники умеют постоять за себя. Их луковицы ядовиты, так что ни один грызун не смеет их трогать.
3 группа
Ранней весной в тенистых уголках леса между двумя большими листами появляется нежный стебелек. Это ландыш. Он цветёт и благоухает. Ландыши - символ чистоты, нежности, верности, любви.
По древним легендам нежные цветочки ландыша - это слезы девушки, которая ждет любимого из далекого похода. Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство для сердечных больных.
Но под хрупкой и нежной маской скрывается история, наполненная интересными деталями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Проект История одного слова
Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...
Методическая разработка проекта «Биография одного слова»
ull; Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками л...
Разработка внеурочного мероприятия по математике на тему "Решение неравенств с одной переменной"
Внеурочное мероприятие по математике, соревнавательного типа с применением активных методов обучения....
ПРОЕКТ. Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"
Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"...
Урок одного слова Энциклопедия одного слова
Урок "Энциклопедия одного слова. Наедине с небом" - это урок - исследование, на котором обучающиеся изучают природу данного слова с точки зрения употребления, грамматического с...
Урок одного слова Энциклопедия одного слова
Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; развивать навыки исследовательской работы;НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНИМАНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ; РАЗВИ...
Исследовательский проект учащегося "Портрет одного слова" ( слово "НАРОД")
Данный проект ориентирован на КОМПЛЕКСНОЕ описание самостоятельного слова. В современной лингвистике такой подход, по определению ведущего специалиста Академии наук Юрия Сергеевича Степанова, называют...