Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Каримова Флида Фагимовна

Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_entsiklopediya_odnogo_slova.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеурочное занятие «Энциклопедия одного слова»

1. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

- Ребята, на ваших партах лежит цветок. Положите  этот цветок Добра и хорошего настроения на  ладони. Почувствуйте, как он согревает вас. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как у  вас появляются новые силы ,счастье и радость. У вас доброе, согревающее душу настроение . Пусть оно останется с вами на долгое время.

2. Актуализация.

Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:

Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

 - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

(Об энциклопедии одного слова – показ материалов, собранных учениками)

Формулировка темы и целей урока.

- А в чём заключается цель занятия? При ответе используйте опорные слова:

Узнать…

Уметь…

Научиться находить…

3. Усвоение новых знаний.

 Работа в группах

- Представим себе, что вы учёные-исследователи. Перед вами лежат тексты с заданиями. Внимательно прочитайте текст и определите его тему.

(тексты о цветах)

1 группа -  что вы можете рассказать о подснежнике? (выступления)

2 группа – об одуванчике

3 группа – о ландыше

(значение, этимология, синонимы и т.д.)

- Итак, ребята, что объединяет тексты, над которыми вы работали?

- Во всех текстах речь идет о цветах, о том, что цветы являются украшением нашей земли.

- А как вы думаете, почему я выбрала эти цветы?

- Вам они знакомы?

- Да, ребята, наступила весна, и мы вспомнили  первые весенние цветы.

- Эти цветы являются символами природы нашего родного края.

4. Физминутка.

 Решение ребусов

5. Закрепление.

Творческая работа.

- Ребята, вы любите общаться с природой?

- Умеете ли вы видеть ее красоту и слышать ее звуки? (музыка)

- Я сейчас прочитаю вам рассказ русского писателя Юрия Яковлева, а вы попробуйте догадаться, о каком цветке идёт речь и что хочет нам сказать автор?

 Работа по рассказу Ю.Яковлева  «Солнце с белыми лучами»

 Беседа с учащимися. (символ России)

- Да, мы увидели, как прекрасна наша земля. Но мы должны помнить, что её красота хрупка и если человек будет безжалостен к ней, то она может исчезнуть.

- Все цветы, о которых мы говорили, внесены в Красную книгу   (Красная книга названа так,  потому что красный цвет символизирует тревогу за судьбу нашей природы)( Одуванчик белоязычковый (Taraxacum leucoglossum), Ромашка Келлера)

- Какой вывод мы можем сделать из нашего разговора?

- Беречь природу….

-А что вы можете рассказать о ромашке?

1) значение слова

2) этимология (не русское слово)

3) однокоренные слова

4) искусство

6. Обобщение пройденного.

 Игра «Оратор».

- Предлагаю сыграть в игру «Оратор» и проявить ораторское мастерство.

- Кто такой оратор?

- Ваша задача – убедить своего соседа за одну минуту в необходимости изучения   русского языка (Работа в парах)

- Поднимите руки те, кого убедили в том, что необходимо изучить  русский язык.

- Попросим  лучших ораторов убедить нас в  этом (2 выступления)

- Спасибо нашим ораторам.

7. Рефлексия.

- Ребята, удалось вам сохранить хорошее доброе настроение в течение всего урока?

- Возьмите цветок добра и   честно скажите, пожалуйста

- Сегодня я узнал..

- Я научился…

- Мне особенно было интересно…

- Я затрудняюсь…

- Мое настроение…

 

2 группа

 Одуванчик был самым любимым цветком на Руси. Он давал нектар пчелам, девушкам на венки свои цветы, корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свою золотую голову, сжался. Он не желал служить злым людям. Прошло время. Но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.

1 группа

Уже совсем скоро сойдет последний снег и появятся первые весенние цветы - подснежники…

Подснежники  - самые красивые весенние цветы.
Они выглядят хрупкими и  беззащитными. Но это только на первый взгляд. Подснежники умеют постоять за  себя. Их луковицы ядовиты, так что ни один грызун не смеет их трогать.

3 группа

Ранней весной в тенистых уголках леса между двумя большими листами появляется  нежный стебелек. Это ландыш. Он цветёт и благоухает. Ландыши  - символ чистоты, нежности, верности, любви. 

По древним легендам нежные цветочки ландыша - это слезы девушки, которая ждет любимого из далекого похода. Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты.  Из ландышей делают лекарство для сердечных больных.  

 Но под хрупкой и нежной маской скрывается история, наполненная интересными деталями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Методическая разработка проекта «Биография одного слова»

ull;     Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками л...

Разработка внеурочного мероприятия по математике на тему "Решение неравенств с одной переменной"

Внеурочное мероприятие по математике, соревнавательного типа с применением активных методов обучения....

ПРОЕКТ. Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"

Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

  Урок "Энциклопедия одного слова. Наедине с небом" - это урок - исследование, на котором обучающиеся изучают природу данного слова с точки зрения употребления, грамматического с...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; развивать навыки исследовательской работы;НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНИМАНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ; РАЗВИ...

Исследовательский проект учащегося "Портрет одного слова" ( слово "НАРОД")

Данный проект ориентирован на КОМПЛЕКСНОЕ описание самостоятельного слова. В современной лингвистике такой подход, по определению ведущего специалиста Академии наук Юрия Сергеевича Степанова, называют...