Конспект внеурочного занятия "Живёт в сердце слово Родина"
классный час (5 класс)
Конспект внеурочного занятия или классного часа, патриотического направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_festival_vd_zhivyot_v_serdtse_slovo_rodina.docx | 272.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чусовитинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект внеурочного занятия
«Живёт в сердце слово Родина»
Для учащихся 5-6 классов
Составитель:
Айбатуллина Оксана Евгеньевна
Учитель математики
Чусовитино, 2024
Введение.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своей школе. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к родной
стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству.»
Д. С. Лихачев
Цели: развитие патриотических чувств, развивать познавательный интерес к изучению истории России и родного края, прививать чувство любви к своему Отечеству.
Задачи:
- расширить представление учащихся о родном крае, о стране, о государственных символах России;
- воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма, уважения к государственным символам.
Ход мероприятия
#1054;рганизационный момент
Здравствуйте, ребята!
Придумано кем –то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро! Солнцу и птицам.
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
- Я очень хочу, чтобы у вас у всех сегодня было доброе утро, добрый день, доброе настроение!
#1052;отивационный. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что дорого каждому из нас. Мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.
-Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок или взрослый человек.
Учитель: Послушайте стихотворение и скажите, какая основная тема нашего занятия.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(Владимир Степанов)
(Высказывания детей)
Учитель подводит учащихся к определению темы и решению задач мероприятия.
Учитель: Да, вы правы. Сегодня, мы попытаемся вместе ответить, что значит высказывание: «Живёт в сердце слово Родина». Узнаем, что означает слово патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны. Поговорим о символах страны, узнаем больше о нашей Родине, о нашем городе.
3. Обсуждение основной проблемы.
Учитель: Ребята, прослушайте, пожалуйста, песню.
(Учащиеся слушают запись песни «С чего начинается Родина?»)
Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта песня?
(высказывания учащихся)
Учитель: А вы знаете, что это широко известная советская песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского прозвучала в художественном фильме режиссёра Владимира Басова «Щит и меч» 1968 года? Этот фильм рассказывает о тяжелой и опасной работе советского разведчика во время Великой Отечественной войны в глубоком тылу у фашистов. Для него ничего не было важнее, чем борьба за свободу Родины.
Учитель: Любовь к Родине, России воспевалась великими поэтами.
-Какими словами можно назвать нашу страну?
-Какие великие поэты воспевали Россию в своих стихотворениях?
(Высказывания учащихся.)
Учитель: Ребята, какие вы знаете стихотворения о Родине?
Ученик 1:
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
Ученик 2:
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
(П.Синявский)
Учитель: Великий педагог Константин Ушинский так писал о нашем Отечестве.
«Наше отечество, наша родина — матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.
Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.»
4. Игра «Собери пословицу»
Учитель: Любовь к Родине русский человек выражал в стихах, песнях, балладах, пословицах. А вы знаете пословицы и поговорки о Родине?
(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы и поговорки”).
Родной куст и зайцу дорог.
Где сосна взросла, там она и красна.
Своя сторона не бывает холодна.
Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.
Если вздохнуть всем миром – ветер будет.
Жить — Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Рыбам - море, птицам- воздух, а человеку — Отчизна.
Родина—мать, умей за нее постоять.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Кто где родился, там и пригодился.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
5. Государственные символы России.
Учитель: Сейчас наша Родина стала еще больше. В состав Российской Федерации в 2022 году были приняты еще 4 региона: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области. У слов Родина, родные, родители один корень. Поэтому мы вместе со словом Родина часто используем слова Отечество, Отчизна (корень у этих слов «отец», т.е. «родитель»).
Все мы разные, но нас объединяет одно – мы россияне!
Россия, как и любое другое государство, имеет свои государственные символы.
Учитель: Ребята, а кто из вас может назвать нам государственные символы России?
Ученик 1: Государственные символы России — государственный флаг, герб и гимн.
Учитель: Ребята, а что вы можете рассказать о нашем гербе?
Ученик 2: Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У России очень красивый герб. На нём изображен двуглавый золотой орел. Орел – царь птиц, символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Головы орла обращены на восток и на запад, потому что Россия расположена и в Европе, и в Азии.
Ученик 3: Герб появился в 1497 году, его ввел царь Иван III – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской федерации. Внутри герба на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона.
Ученик 4: Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трёх дружественных народов – русских, украинцев, белорусов.
Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка, верности закона.
Учитель: Ребята, а что вы можете рассказать о нашем флаге?
Ученик 5: Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это государственный флаг Российской федерации.
Ученик 6: Сейчас отсутствует официальная расшифровка цветов. Но версий есть много. Наиболее распространена версия, согласно которой белый цвет указывает на благородные свойства души и человеческую искренность, синий – на честное поведение, сохранение верности и целомудренную жизнь, а красный – на отвагу и щедрость.
Учитель: Ребята, а вы знаете слова гимна страны? Ведь они отражают историю нашей страны. Современный гимн России ведёт свою историю ещё со времён Великой Отечественной войны. В первый день 1944 года прозвучала песня со словами С. В. Михалкова и Эль-Регистана. Это произведение стало гимном, исполнявшимся на всех торжествах. После распада СССР Сергей Михалков изменил слова этого гимна и положил их на музыку А. В. Александрова.
Ученик: В 2001 г. этот текст с одобрения Президента утвердили официально. В тексте гимна говорится о национальном единстве государства, его величии, а также о необъятных просторах русских земель и надежде на будущее.
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 команды и разгадать кроссворд.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 |
- Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река)
- Какое дерево «мерзнет, дрожит на ветру»? (осина)
- Живет в лесу разбойник – лесной носатый плотник. (дятел)
- Вежливое слово. (спасибо)
- Место, где лежат карандаши, ручки, ластик. (пенал)
- Белые сапожки, зеленые сережки. (береза)
6. Малая Родина.
Учитель: Наш дом, семья, наши родные, место, где мы родились – это наша малая Родина. Это может быть и небольшой посёлок, и огромный город или маленькая деревушка. Малая родина у каждого своя!
Малая, только потому, что это маленькая частичка нашей огромной страны.
Ученик:
«Родина одна»
(Михаил Пляцковский)
Родина для всех одна,
Но поспрашивай в народе,
И откроется она
Сразу тысячами родин.
Тех, что с буквы прописной
Высоко не величаем,
А сторонкою родной,
отчим краем называем.
Учитель: Для нас с вами с.Чусовитино– наша малая Родина, некоторые ребята не из нашего села, а из соседних деревень, поэтому мы обобщить и назовём своей малой родиной: Кемеровскую область- Кузбасс. Многие известные люди родились и выросли в нашей области. (Предыдущее занятие «Известные люди Кемеровской области») . Поэты, писатели, художники и музыканты посвятили свои произведения Кузбассу.
Учитель: Ребята, у вас было задание найти и прочитать стихотворение о Кемеровской области
Ученик 1
Есть в России уголок особый,
Где природа радует наш глаз
Имя носит гордое и звучное.
Знают в мире все - Кузбасс!
Это тонны угля и металла,
Это реки, горы и леса.
И, конечно, замечательные люди,
Создающие земные чудеса!
Горжусь, что я живу в Кузбассе!
Ученик 2
Кузбасс - земля особенного рода,
Ее не спутать ни с какой другой.
И днем и ночью жаркая работа
Кипит и на земле и под землей.
Хранит земля несметные запасы.
Щедры поля родимой стороны.
От ритма жизни нашего Кузбасса
Зависит состояние страны.
Ученик 3
И сталью, и углем богата
Родная сторонка моя
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!
О.Жилина.
Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить путешествие по памятным местам Кузбасса.
- Просмотр фильма «7 чудес Кузбасса» (;t=18s)
Учитель: После просмотра фильма предлагаю проверить свои знания, пройти викторину ()
Учитель: Каждый из нас – маленькая, но важная частичка нашей Родины. Родина-это мы с вами все вместе, как одна большая и единая семья.
Заключительная часть.
Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Я уверена, что теперь вы сможете дать ответ на вопрос высказывание «Живёт в сердце слово Родина»
(Высказывание учащихся)
Учитель: Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И я верю, что вы будете достойными гражданами нашей страны, совершите много добрых и полезных дел. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.
Сегодня Вы - молодое перспективное поколение, надежда России. Все мы хотим жить в сильной, богатой стране, традиции и историю которой знают и чтут. Сегодня нам стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее!
Итог мероприятия:
Учитель:
- Что нового вы для себя узнали?
- Что понравилось вам больше всего?
(Высказывания учащихся)
Рефлексия:
Учитель: Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете это мероприятие.
(Высказывание учащихся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие по патриотическому воспитанию "Если скажут слово Родина..."
Работа дефектолога заключается в организации коррекционной помощи детям с недостатками развития мыслительной деятельности и учебных навыков. Но не менее важно, особенно в среде детского дома, и формир...
Конкурс рисунков "Сердцу милая Родина"
Воспитание у детей чувства патриотизма, любви и бережного отношения к природе, истории и памятным местам своего района, своей малой Родине.Раскрытие индивидуальности и реализация творческих способност...
Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)
Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...
Портрет слова. Родина.
Исследовательская работа ученицы 5 класса....
Конспект внеурочного занятия «Моя малая Родина».
Конспект внеурочного занятия «Моя малая Родина».Автор: Монгуш Валентина Базыр-ооловна, учитель первой квалификационной категорииМБОУ Ийменская СОШДата: март 2018 годаНаправлени...
Конспект внеурочной деятельности : «Комплимент и похвальное слово»
Представлен конспект занятия внеурочной деятельности филологического направления....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...