Рабочая программа курса по профориентации "Мой выбор" в 9 классе
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУДНИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» ВЕЛИЖСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от « » августа 2022 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Будницкая ОШ» _____________ Д.Ф. Иванькова Приказ №____ от « » августа 2022 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «МОЙ ВЫБОР»
В 9 классе
на 2022 – 2023 учебный год
Рабочую программу составил:
Двоянова Татьяна Викторовна,
учитель математики
Будница
2022
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы
Ранняя юность — единственная пора общественно необходимого выбора ещё растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий видом деятельности обучающихся данного возраста является — учебно-профессиональный. Характерная черта формирования жизненных планов, связана с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной деятельности, ответственности, а именно ее учащиеся9-х классов боятся. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и вид трудовой деятельности без вмешательства родителей и взрослых, что вызывает большие трудности в процессе принятия ими важных решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии и хотят ли они заниматься именно этим видом профессиональной деятельности. Еще в начальных классах учащиеся на вопрос выбора профессии отвечают и аргументируют свой выбор уверенно, что нельзя сказать о выпускниках. Чем ближе время к непосредственному определению своего выбора, тем больше сомнений. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в «многогранных», инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.
Данная программа составлена с целью оказания учащимся помощи в осознанном выборе профессии и пути продолжения образования. Обучение школьников 9 класса по данной программе строится на основе освоения конкретных процессов преподавания и использования материалов, знакомства с миром профессий, где учащиеся смогут воочию увидеть профессиональный труд, узнать специфику работы разных профессий, определить выбор жизненных профессиональных планов в условиях рынка труда в тесном сотрудничестве со специалистами Центра Занятости. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы, экскурсии, профориентционную практику.
Актуальность
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За важными словами «выбор профессии» стоит осознание учащимися себя как личности в профессии, планирование, проектирование, получение практических навыков, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному удовлетворению и благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Программа поможет девятиклассникам сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата, а также соответствовать тем требованиям, которые требует современный рынок труда.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
7) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
8) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
9) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы.
1) Ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
2) Ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
3) Направлены на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
4) Должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Основные понятия и термины:
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.
Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Введение в курс. Цели и задачи курса. "Анкета физики или лирики". | 1 | Лекция, анкетирование | |
2 | Рынок труда и его требования к профессионалу. Понятия профессия и специальность. "Анкета профессионального самоопределения | 2 | Беседа, анкетирование | |
3 | Структура профессионального образования (без учета высшего). Что такое форма обучения? Направления подготовки и специальности начального и среднего профессионального образования. Анкета "Мечты о профессиях" | 2 | Беседа, тестирование | |
4 | Перспективы развития аграрного образования. Образовательные учреждения аграрного направления Смоленской области. Заочная экскурсия «Учебные заведения начального и среднего профессионального образования Смоленской области». | 2 | Беседа | |
4.1 | Беседа «Аграрные предприятия и их производства в нашем городе и районе. | 2 | Беседа, | |
4.2 | Экскурсия в КФХ « Кулаковского» | 2 | Экскурсия | |
4.3 | Социальные программы поддержки молодых специалистов, работающих в сфере аграрного производства. | 1 | Беседа, дискуссия | |
5 | Наличие перспективы развития архитектурно- строительного образования. Образовательные учреждения архитектурно-строительного направления Смоленской области. | 2 | Беседа, дискуссия | |
5.1 | Перечень профессий и специальностей НПО, СПО архитектурно-строительного направления. Классификация профессии строителя предполагает очень широкий выбор специальностей. . | 2 | Беседа, | |
5.2 | Беседа «Строительные компании и предприятия Смоленской области, Велижского района их объекты. Предлагаемые условия работы молодым специалистам. "Классификатор профессий" (на основе классификации Климова) | 2 | Беседа, тестирование | |
6 | Перспективы получения образования межотраслевого инфраструктурного комплекса в сфере обслуживания.(торговля и общественное питание, наука и образование социальное обеспечение, здравоохранение и физкультура, финансовая сфера) Экскурсии на предприятия, находящиеся на территории Будницкого сельского | 3 | Беседа , экскурсия | |
6.1 | Многопрофильные образовательные учреждения НПО, СПО Смоленской области. Знакомство с сайтом образовательных организаций. Знакомство с единым профессиональным навигатором «Первые шаги в будущее» http://www.edu22.info/sajty-obrazovatelnykh-organizatsij/npo.html | 3 | Беседа, практикум | |
7 | Твоя карьера в твоем районе. Предприятия Велижского района Смоленской области. Экскурсии на предприятия г. Велижа. | 3 | Беседа, дискуссия | |
7.1 | Родительское собрание. Тема: « Как правильно помочь ребенку выбрать профессию» | 1 | Лекция беседа | |
8 | Подготовка к защите проекта "Моя профессиональная карьера. Все за и против | 3 | Беседа, практикум | |
9 | Защита проекта: "Моя профессиональная карьера. Все за и против" | 2 | Беседа, практикум | |
Итого Итого: | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса русского языка в 11 классе
Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс
Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии. При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...
Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.
Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Пр...
Рабочая программа курса «Английский язык» для 4 класса на основе программы курса Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. 3 год обучения (2 часа в неделю, 66 часов в год).
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.
Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...
Рабочая программа курса по профориентации в 9 классе "Моя профессия"
Программа предназначена для проведения учебного курса с учащимися 9-го класса в системе работы по профориентации....