Рабочая программа курса по профориентации "Мой выбор" в 9 классе
рабочая программа (9 класс)

Курс расчитан на 34 в год, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_wibor.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУДНИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» ВЕЛИЖСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

протокол №   от «   » августа 2022 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Будницкая ОШ»

_____________ Д.Ф. Иванькова

Приказ №____ от «   » августа 2022 года

 

  

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ  «МОЙ ВЫБОР»

В 9 классе

на 2022 – 2023 учебный год

 

 

Рабочую программу составил: 

Двоянова Татьяна Викторовна,

 учитель математики

Будница

       2022

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы

Ранняя юность — единственная пора общественно необходимого выбора  ещё растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий видом  деятельности обучающихся данного возраста является — учебно-профессиональный. Характерная черта формирования жизненных планов, связана с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной деятельности, ответственности, а именно ее учащиеся9-х классов боятся. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и вид трудовой деятельности без вмешательства родителей и взрослых, что вызывает большие трудности в процессе принятия ими важных решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии и хотят  ли они заниматься именно этим видом профессиональной деятельности. Еще в начальных классах учащиеся на вопрос выбора профессии отвечают и аргументируют свой выбор уверенно, что нельзя сказать о выпускниках. Чем ближе время к непосредственному определению своего выбора, тем больше сомнений. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в «многогранных», инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.

         Данная программа составлена с целью оказания учащимся помощи в осознанном выборе профессии и пути продолжения образования.  Обучение школьников 9 класса по данной программе строится на основе освоения конкретных процессов преподавания и использования материалов, знакомства с миром профессий, где учащиеся смогут воочию увидеть профессиональный труд, узнать специфику работы разных профессий, определить выбор жизненных профессиональных планов в условиях рынка труда в тесном сотрудничестве со специалистами Центра Занятости. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы, экскурсии, профориентционную практику.

Актуальность 

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За важными словами «выбор профессии» стоит осознание учащимися себя как личности в профессии, планирование, проектирование, получение практических навыков, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному удовлетворению и  благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

        Программа   поможет девятиклассникам сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата, а также соответствовать тем требованиям, которые требует современный рынок труда.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

7) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

8) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

9) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы.

1) Ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

2) Ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

3) Направлены на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

4) Должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Основные понятия и термины:

           Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

           Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.

           Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

           Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

           Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

        Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Форма проведения

Сроки проведения

1

Введение в курс. Цели и задачи курса.

"Анкета физики или лирики".

1

Лекция, анкетирование

2

Рынок труда и его требования к профессионалу. Понятия профессия и специальность. "Анкета профессионального самоопределения

2

Беседа, анкетирование

3

Структура профессионального образования (без учета высшего). Что такое форма обучения?

Направления подготовки и специальности начального и среднего профессионального  образования.

Анкета "Мечты о профессиях"

2

Беседа, тестирование

4

Перспективы развития аграрного образования. Образовательные учреждения аграрного направления  Смоленской области.

Заочная экскурсия «Учебные заведения начального и среднего профессионального образования Смоленской области».

2

Беседа

4.1

Беседа «Аграрные предприятия и их производства в нашем городе и районе.

2

Беседа,

4.2

Экскурсия в КФХ « Кулаковского»

2

Экскурсия

4.3

Социальные программы поддержки молодых специалистов, работающих в сфере аграрного производства.

1

Беседа, дискуссия

5

Наличие перспективы развития архитектурно- строительного образования. Образовательные учреждения архитектурно-строительного направления  Смоленской области.

2

Беседа, дискуссия

5.1

Перечень профессий и специальностей НПО, СПО архитектурно-строительного направления. Классификация профессии строителя предполагает очень широкий выбор специальностей.

.

2

Беседа,

5.2

 Беседа «Строительные компании и предприятия Смоленской области, Велижского района их объекты. Предлагаемые условия работы  молодым специалистам.

"Классификатор профессий" (на основе классификации Климова)

2

Беседа, тестирование

6

 Перспективы  получения образования межотраслевого инфраструктурного комплекса в сфере обслуживания.(торговля и общественное питание, наука и образование социальное обеспечение, здравоохранение и физкультура, финансовая сфера)

Экскурсии на предприятия, находящиеся на территории Будницкого сельского

3

Беседа ,

экскурсия

6.1

Многопрофильные образовательные учреждения НПО, СПО Смоленской области.

Знакомство с сайтом образовательных организаций. Знакомство с единым профессиональным навигатором «Первые шаги в будущее»

http://www.edu22.info/sajty-obrazovatelnykh-organizatsij/npo.html

3

Беседа, практикум

7

Твоя карьера в твоем районе. Предприятия Велижского района  Смоленской области.

Экскурсии на предприятия г. Велижа.

3

Беседа, дискуссия

7.1

Родительское собрание. Тема: « Как  правильно помочь ребенку выбрать профессию»

1

Лекция

беседа

8

Подготовка к защите проекта "Моя профессиональная карьера. Все за и против

3

Беседа, практикум

9

Защита проекта: "Моя профессиональная карьера. Все за и против"

2

Беседа, практикум

    Итого                                                                                            Итого:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс

Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Пр...

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...

Рабочая программа курса по профориентации в 9 классе "Моя профессия"

Программа предназначена для проведения учебного курса с учащимися 9-го класса в системе работы по профориентации....