Рабочая программа курса по профориентации в 9 классе "Моя профессия"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа предназначена для проведения учебного курса с учащимися 9-го класса в системе работы по профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofilnaya_podgotovka.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Мачулинская ОШ
Учебный курс по профориентации в 9 классе
«Моя профессия»
Составитель учитель русского языка и литературы
Винокурова Е.А.
Пояснительная записка.
Программа предназначена для проведения учебного курса с учащимися 9-го класса в системе работы по профориентации.
Цель курса: подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения, составлению первичного профессионального плана; открытие перед девятиклассниками перспектив в дальнейшем личностном росте; овладение способами конструктивного взаимодействия с людьми для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Задачи курса:
- изучение профессиональной направленности учащихся;
- расширение системы представлений девятиклассников о мире профессий, их содержании и востребованности в настоящее время;
- совершенствование знаний подростков о себе, своих интересах, склонностях, потребностях, способностях и других психологических особенностях;
- развитие способностей самопознания, саморазвития, самореализации;
- формирование адекватной самооценки;
- повышение уровня психологической компетентности учащихся;
- повышение компетентности в общении, как необходимое условие успешной деятельности.
Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми в старших классах общеобразовательной школы.
Технологии выбора профиля в настоящее время отсутствуют. Учащиеся совершают его часто интуитивно под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.
Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами – личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.
Разработанный учебный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений 9-классников о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.
Профессиональное самоопределение учащихся 9-го класса осуществляется в процессе познавательной, преобразовательной, ценностно - ориентационной и коммуникативной деятельности.
Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно – ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно – ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.
При составлении данного курса учитывались следующие методические принципы:
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий обучающемуся возможность испытывать радость преодоления трудностей;
- принцип учета объема материала, предполагающий внесение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;
- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при его окончании;
- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения – родителей, других родственников, педагогов.
Место учебного курса
В соответствии с учебным планом МБОУ Мачулинской ОШ рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Формы работы в ходе изучения курса соответствуют задачам программы и возрастным особенностям участников, поэтому используются:
- групповые дискуссии;
- ролевые игры;
- переживание профессиональных ситуаций («профессиональные пробы»);
- моделирование мира человека конкретной профессии;
- диагностика личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями профессии;
- занятия с элементами тренинга.
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)
Ожидаемые результаты предпрофильной подготовки
- Сформированность у выпускников основной школы умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям;
- Готовность осуществлять осознанный выбор профиля, соответствующего способностям и интересам;
- Высокий уровень учебной мотивации обучения по избранному профилю.
Ожидаемые результаты реализации данной программы:
- целенаправленная работа по реализации программы расширит методическую грамотность педагогического коллектива по вопросам введения предпрофильного обучения;
- участники образовательного процесса получат исчерпывающую информацию о мероприятиях по модернизации образования России;
- родители и учащиеся получат возможность составить индивидуальный образовательный маршрут ученика с учетом его интересов и образовательных запросов;
- выявление интересов и склонностей, способностей школьников и поможет педагогам сформировать у учащихся практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности,;
- у выпускников школы будут сформированы способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во час |
1 | Психологические особенности личности | 10 |
2 | Формула и характеристика профессий | 9 |
3 | Мир профессий. Что влияет на выбор профессии | 15 |
4 | Итого | 34 |
Содержание курса
Раздел 1 Психологические особенности личности.
1.Самооценка и уровень притязаний.
2.Темперамент и профессия. Определение темперамента.
3.Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
4.Что такое стресс.
5.Определения типа мышления.
6.Внимание и память.
7.Уровень внутренней свободы.
8.Интересы и склонности в выборе профессии.
9.Мотивы и потребности
10.«Что я знаю о своих возможностях».
Раздел 2 Формула и характеристики профессий
1.Классификации профессий. Признаки профессии.
2.Формула профессии. Профессия, специальность, должность
3.Определение типа будущей профессии
4.Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Человек»
5.Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Техника»
6.Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Знаковая система»
7.Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Художественный образ»
8.Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Природа»
Раздел 3. Мир профессий. Что влияет на выбор профессии.
1.Определение профессионального типа личности.
2.Профессиональная карьера и здоровье.
3.Ваш творческий потенциал и карьера
4.Профессиональный клиринг
5.Ошибки в выборе профессии.
6.Самые востребованные профессии на рынке труда.
7.Новые профессии и профессии исчезающие. Мониторинг рынка труда в России.
8.Рейтинг образовательных учреждений Республики Башкортостан и Российской Федерации
9.Выбираем место учебы
10.Готовимся к экзаменам
11.Методика поиска профессии
12.Ищем работу
13.Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем
14.Как провести эффективное собеседование
15.Профориентационная игра КВН между 9-ми классами «Кем быть? Вот в чем вопрос»
16.Сочинение «Я и моя профессия»
Используются диагностические методы:
- методика «Профиль» - определение направления профессиональной деятельности («Карта интересов», модификация Резапкиной);
- опросник тип мышления (сокращенный вариант)
- методика изучения профессиональных склонностей (опросник Л. А. Йовайши – модификация Резапкиной).
По результатам 3-х методик можно определить профиль обучения, соответствующий склонностям и интересам учащихся.
Диагностическое заключение включает в себя не только констатирующую часть о результатах обследования, но и прогноз дальнейшего развития детей, возможные рекомендации по развивающей работе в рамках используемой программы.
Используются:
- методика «Профиль» (модификация «Карты интересов» - Г. В. Резапкиной);
- опросник профессиональных склонностей Л. А. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной);
- опросник тип мышления (сокращенный вариант);
- тест Айзенка (определение типа темперамента);
- диагностические методики изучения познавательных процессов (мышления, памяти);
- методика «корректурная проба»;
- методика Беннета (оценка уровня технического мышления);
- мктодика ОПГ А. Н. Кабардовой;
- активизирующая профориентация методика «За и против – 1,2» Н. С. Пряжникова.
Календарно-тематическое планирование уроков.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Что я знаю о своих возможностях? | 1 |
2 | Склонности и интересы в выборе профессии | 1 |
3 | Понятие о темпераменте | 1 |
4 | Мышление. Как определить тип своего мышления? | 1 |
5 | Память. Виды памяти. Как улучшить память? | 1 |
6 | Внимание. Как оценить внимание? | 1 |
7 | Воображение. Как развивать воображение? | 1 |
8 | Что такое характер? | 1 |
9 | Мотивы и потребности | 1 |
10 | Что я знаю о своих возможностях | 1 |
11 | Классификация профессий. Признаки профессий | 2 |
12 | Формула профессии. Профессия, специальность, должность. | 1 |
13 | Профессии типа «Человек - Техника» | 1 |
14 | Профессии типа «Человек – Природа» | 1 |
15 | Профессии типа «Человек - Знак» | 1 |
16 | Профессии типа «Человек - Искусство» | 1 |
17 | Профессии типа «Человек - Человек» | 1 |
18 | Тренинг «Как достичь успеха в профессии» | 1 |
19 | Ошибки в выборе профессии | 1 |
20 | Формула профессии | 1 |
21 | Опросник профессиональной готовности | 1 |
22 | Профессиограмма | 1 |
23 | Самые востребованные профессии на рынке труда | 1 |
24 | Новые профессии и профессии исчезающие.Мониторинг рынка труда в России | 1 |
25 | Деловая игра «Кадровый вопрос» | 2 |
26 | Профессиональный клиринг | 1 |
27 | Методика поиска профессии | 1 |
28 | Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем | 1 |
29 | Как провести эффективное собеседование | 1 |
30 | Профориентационная игра-КВН «Кем быть?Вот в чем вопрос» | 2 |
31 | Сочинение « Я и моя профессия» | 1 |
Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки выпускников
Выпускник научится:
- анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
• анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
• анализировать свои предпочтения и возможности, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности;
• проектировать свою образовательную траекторию в зависимости от поставленной задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- Использовать свои знания об учреждениях профессионального образования различного уровня, расположенных в территории, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностями обучения,
• самостоятельно планировать процесс профильного обучения на старшей ступени, учитывать свои права и обязанности, связанные с определением индивидуальной образовательной траектории, образовательных учреждениях, в которых он может получить полное общее основное образование,
• оценивать мир труда, основные группы профессий и тенденции их развития,
• анализировать ситуацию на рынке труда.
Список литературы для учителя
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Владос, 1998.
- Голомшток А. Е. Профориентационная работа в школе. – Калуга, 1968.
- Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
- Ефремцева С. А. Тренинг общения для старшеклассников. - Киев, 1997.
- Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 1984.
- Климов Е. А. Путь в профессию. – М., 1989.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. Л. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.
- Основы профессиональной культуры ./Под ред. В. Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГТУ, 1997.
- Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.
- Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. – М., 2001.
- Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методологическое пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
- Пряжников Н. С. Игровой метод профориентации / Под ред. Климова Е. А. – Пермь, 1989.
- Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.
- Симоненко В. Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск, 1995.
- Технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы: Научно-методические рекомендации. – Брянск: Изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки молодежи, 2004.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
- Школьный психолог. Еженедельная газета: Издательский дом «Первое сентября», 2002-2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....
Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...
Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профе...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....
Рабочая программа курса по профориентации "Мой выбор" в 9 классе
Курс расчитан на 34 в год, 1 час в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по профориентации 2023-2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по профориентации 2023-2024 Предпрофессионарий ...