Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс
методическая разработка (физика, 6 класс) на тему

     Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Химия 5-6» авторовА.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Содержит календарно - тематическое планирование 5-6 класса.

     Программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю в течение двух лет).

В процессе изучения материала учащиеся проводят в пятом классе 22 лабораторных работы и в шестом классе  12 лабораторных работы. Практически на каждом уроке присутствует практическая деятельность учащихся. Система лабораторных работ  обучает учащихся самостоятельности в организации эксперимента и целенаправленному наблюдению изменений, происходящих с веществами и телами, оформлению письменных отчетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fizika_himiya_5-6_kl.doc111.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_6_klass.doc333.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_fizika_himiya.doc310.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  курса «Физика.  Химия. 5-6 класс».

     Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Химия 5-6» авторов А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак.1   

   Рабочая программа поможет учителям решать методическую проблему в применении  интегрированных естественнонаучных знаний учащимися  для объяснения явлений, происходящих с телами и веществами в окружающем нас мире, в использовании единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий в школе, в усилении практической направленности.  

     Изучение данного курса приводит к осознанию, осмыслению и дополнению уже полученного в начальной школе   личного опыта учащихся, что способствует развитию естественно-научного мышления учащихся, развивает самостоятельность учащихся в постановке наблюдений за различными явлениями природы, повышает  интерес к предметам физика и химия, которые системно будут изучаться  в 7-8 классах.  

     Программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю в течение двух лет).

     Реализация данного курса в школе позволит решать следующие задачи:

     -   осуществить первоначальное ознакомление учащихся с теми физическими и химическими явлениями,  с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире;

    -   привить интерес к изучению физики и химии и подготовить учеников к систематическому изучению этих    курсов;

    -   формирование определенных приемов, способов умственной деятельности и организационных умений познавательной деятельности учащихся.

В процессе изучения материала учащиеся проводят в пятом классе 22 лабораторных работы и в шестом классе  12 лабораторных работы. Практически на каждом уроке присутствует практическая деятельность учащихся. Система лабораторных работ  обучает учащихся самостоятельности в организации эксперимента и целенаправленному наблюдению изменений, происходящих с веществами и телами, оформлению письменных отчетов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

          Учащимся необходимо  знать/понимать общие понятия естествознания:

  1. метод;
  2. наблюдение;
  3. опыт;
  4. теория;
  5. наука;  
  6. дискретное строение вещества, непрерывность движения частиц.

Основные общеучебные умения учащихся.

Учебно-информационные умения:

- проводить информационно-смысловой анализ текста, схемы, диаграммы;

- проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы;

- составление плана рассказа по тексту;

- устно описывать объект наблюдения по плану.

Учебно-интеллектуальные умения:

- объяснение общей структуры определения;

- конструирование определений;

- формирование умения давать определения понятиям;

- сравнивать объекты, факты, явления, выделять главное, существенное;
- умение проводить обобщение,  ограничение, конкретизацию понятий;

- умение абстрагирования от конкретного образа;

 - умение разделять процесс на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи;

- логические умения - уяснение смысла предложений, дописывать немые схемы и недописанные предложения;

- умение проводить обобщение при заполнении схемы (кластера).

Учебно-организационные умения:

- умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий; сравнивать полученные результаты; правильно оформлять и вести тетрадь;

- умение работать по инструкции;

- умение сравнивать полученные результаты, формулировать выводы;

Учебно-познавательные умения:

- умения конструирования простейших приборов для проведения исследования;

- умение составить план ответа, умение доказывать и пользоваться научным языком.

- умение моделировать

Критерии оценки знаний и умений учащихся:

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  1. признаки явления, по которым оно обнаруживается;
  2.  условия, при которых протекает явление;
  3. связь данного явлении с другими;
  4. примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

  1. цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт,
  2.  ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

  1. явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
  2. определение понятия (величины);
  3. формулы, связывающие данную величину с другими;
  4. единицы физической величины;
  5. способы измерения величины;

о приборах, механизмах, машинах:

  1. назначение; принцип действия и схема устройства;
  2. применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

  1. Определение цены деления и предела измерения прибора.
  2. Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
  3. Снимать показания прибора.

Оценке подлежат умения:

  1. применять понятия  для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
  2. самостоятельно работать с учебником;
  3. решать задачи на основе известных  формул;
  4. пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  1. планировать проведение опыта;
  2. собирать установку по схеме;
  3. пользоваться измерительными приборами;
  4. проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов;
  5. составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

При проведении контроля  знаний  использование таких форм учебной деятельности, как тестовые тематические задания, самостоятельные и лабораторные работы, для итогового контроля предусматривается выполнение контрольных тестов.

Содержание курса   5  класса.

 (34 часа).

Введение (4 ч).

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные работы:

  1. Определение размеров физического тела.  
  2. Измерение объема твердого тела.
  3. Измерение объема жидкости.
  4. Измерение температуры воды и воздуха термометром.

Тела и вещества  (11 часов)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.
Температура. Термометры.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.
Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.
Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).
Кислород. Горение в кислороде.
Фотосинтез.
Водород.
Растворы и взвеси.
Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.
Воздух – смесь газов.
Плотность вещества.

Лабораторные работы

  1. Сравнение физических тел по их характеристикам.  
  2. Измерение массы с помощью рычажных весов.
  3. Определение плотности вещества.
  4. Наблюдение явления диффузии.
  5. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ.
  6. Знакомство с химическими элементами при помощи периодической системы Менделеева.
  7. Обнаружение кислорода в составе воздуха.  

Взаимодействие тел (10 часов)

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.
Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.
Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.
Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.
Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюсы магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.
Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.
Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление.
Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Демонстрации:

  1. Падение тел в воздухе и в вакууме.
  2. Явление инерции.
  3. Сравнение масс взаимодействующих тел.
  4.  Измерение сил.
  5.  Сложение сил.
  6.  Зависимость силы упругости от деформации.
  7.  Условия равновесия тел.

Лабораторные работы:

  1. Измерение силы с помощью динамометра.
  2. Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.
  3. Изучение свойств магнита.
  4. Изучение трения.
  5. Исследование зависимости силы упругости от деформации.
  6. Изучение зависимости давления от площади опоры.

Физические и химические явления ( 9 часов)

  1. Механические явления ( 5 часов)

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.
Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.
Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

  1. Тепловые явления (4 часа)

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике.
Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.
Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.
Теплопередача.

Демонстрации:

  1. Относительность движения.
  2. Прямолинейное и криволинейное движение.
  3. Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона)

Лабораторные работы:

  1. Измерение пути и времени движения тела.
  2. Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.
  3. Отливка фигурки из парафина.
  4. Наблюдение теплопроводности различных веществ.
  5. Наблюдение источников звука

Содержание курса   6  класса.

(34часа).

Электромагнитные явления (7 часов)

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.
Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.
Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.
Действия тока. Нагревательное действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.
Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Лабораторные работы:

  1. Сборка простейшего электромагнита.
  2. Наблюдение различных действий тока.

Световые явления (6 часов)

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.
Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).
Глаз и очки.
Разложение белого света в спектр. Радуга.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение теней и полутеней.
  2. Наблюдение отражения света в зеркале.
  3. Получение изображений с помощью линзы.

Химические явления (7 часов)

Химические реакции, их признаки и условия их протекания.
Сохранение массы вещества при химических реакциях.
Реакции разложения и соединения. Горение как реакция соединения.
Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, физические и химические свойства; применение.
Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства, применение.
Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей.
Наиболее известные органические вещества – углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение физических и химических явлений.
  2. Проверка принадлежности вещества к кислотам или основаниям различными индикаторами.
  3. Выяснение растворимости солей в воде.

Основные химические знания и умения учащихся.

Учащимся необходимо  знать/понимать

  1. важнейшие химические понятия: физическое тело, вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, физические и химические явления;
  2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава;
  3. важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, минеральные удобрения, метан, жиры, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, представители искусственных и синтетических волокн, каучуков, пластмасс;

Учащимся необходимо уметь

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  2. определять: принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
  3. описывать: «адрес» элемента по положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; свойства некоторых органических соединений;
  4. составлять из пластилина модели  некоторых молекул простых и сложных веществ, химических реакций и физических явлений;
  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию кислот, щелочей, крахмала, белка, полиэтилена, волокон химических (капрон) и натуральных (хлопок, шелк, шерсть);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  2. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  3. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  4. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  5. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  6. приготовления растворов кислот и щелочей в быту;

Основные физические знания и умения учащихся.

Учащимся необходимо знать/понимать

  1. Относительность механического движения, путь, скорость.
  2. Положение о том, что все вещества состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются); электрический ток в металлах.
  3. Понятия: масса, плотность вещества, сила упругости, сила трения, электрическая и магнитная силы, давление, потенциальная и кинетическая энергия, внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; температура плавления и кристаллизации. Практическое применение названных понятий.

Учащимся необходимо уметь

           Применять положения молекулярно-кинетической теории

  1. для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества;
  2. для объяснения понятия внутренней энергии, плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении;
  3. положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, электрического тока в металлах, существования проводников и диэлектриков, нагревания проводника электрическим током.
  4. Определять цену деления измерительного прибора; правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром, физическими величинами, секундомером, термометром.
  5. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость). Решать простейшие задачи на определение скорости, пути.

Человек и природа (14ч)

1. Земля – планета Солнечной системы (3 часа)

Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.
Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года.
Луна – спутник Земли. Фазы Луны.
Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток.
Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп.
Исследования космического пространства. К.Э.Циолковский, С.П.Королев – основатели советской космонавтики. Ю.А.Гагарин – первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.

2. Земля – место обитания человека (4 часа)

Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр.
Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.
Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком. Кругообороты углерода и азота.

3. Человек дополняет природу (6 часов)

Простые механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.
Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки, их назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.
Полимеры, свойства и применение некоторых из них.
Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение.
Каучуки и резина, их свойства и применение.

4. Взаимосвязь человека и природы (1 ч)

Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.
Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли; энергия Солнца.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение Луны в телескоп.
  2. Изучение действия  простых механизмов.
  3. Изучение действия рычага.
  4. Распознавание природных и химических волокон.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по ______________

Тема урока/ тип/домашнее задание

Дата проведения

Элементы содержания

Требования  к уровню подготовки

Измерители.

Вид контроля

Элементы  дополнительного

содержания

план

факт

Электромагнитные явления (8 часов)

1

Вводный инструктаж по  технике безопасности.

Электрический ток. Сила тока. Амперметр.

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.

описывать и обобщать результаты наблюдений;

Понятия: атом, электрон, ион, электрический ток, единица измерения силы тока

Входной

Тест

Урок обобщения и систематизации знаний

Учебник

С.90,92

2

Напряжение. Вольтметр Источники тока Правила по технике безопасности.

Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.
Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).

Понятия: Напряжение. Вольтметр. Источники тока

определять цену деления приборов,

Текущий

Учебник с.92 вопрос 3

Проводники и диэлектрики

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.91

3

Электрические цепи.

Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.

Называть элементы цепи по их условным обозначениям

определять вид соединения электрической цепи

установить причинно – следственные связи для выбора вида соединений электрической цепи

Текущий

Учебник

С.94

Учебник

С.95

Домашняя самостоятельная работа

Учебник

С.96

Комбинированный урок    

Учебник

С.94-95

4

Последовательное  соединение.

Правила по технике безопасности.

Последовательное  соединение.

Использовать простые приборы, определять цену деления приборов, определять предел измерений приборов;

Текущий

Экспериментальное задание:

«Последовательное  соединение»

Урок комплексного применения ЗУН

Учебник

С.97-98

5

Параллельное  соединение.

Правила по технике безопасности.

Параллельное  соединение.

Использовать простые приборы, определять цену деления приборов, определять предел измерений приборов;

Текущий

Экспериментальное задание:

 «Параллельное соединение».

Урок комплексного применения ЗУН

Учебник

С.98-99

6

Действия тока.

Действия тока. Нагревательное действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.

Использовать простые приборы, собирать электрическую цепь.

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы;

Текущий

Лабораторная работа №1

«Наблюдение различных действий тока».

Урок комплексного применения ЗУН

Учебник

С.100

7

Электромагниты и их применение.

Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Использовать простые приборы, собирать электрическую цепь.

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы;

Текущий

Лабораторная работа №2

«Сборка простейшего электромагнита».

Комбинированный урок    

Учебник

С.101, 103

8

Электромагнитные явления

Электромагнитные явления

Понятия:

электрический ток, единица измерения силы тока, Напряжение. Вольтметр. Источники тока

Амперметр

Тематический

Тест

Урок комплексного применения ЗУН

«Домашняя лаборатория»

  1. Выполнить карточки- схемы электрических соединений

Учебник с.97-99

Световые явления (6 часов)

9

Источники света. Прямолинейное распространение света, образование теней.

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней.

сравнивать полученные результаты; формулировать выводы

Текущий

Лабораторная работа №3

«Наблюдение теней и полутеней».

 

Принцип работы камеры -обскуры

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник С.104-105

10

Отражение света.

Отражение света. Зеркала.

умение работать по инструкции, моделировать, анализировать, формулировать выводы

Текущий

Лабораторная работа №4

«Наблюдение отражения света в зеркале»

Урок закрепления знаний

Учебник

С.108

11

Преломление света. Линзы

Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.

Объяснять схемы опытов, определять фокусное расстояние линз, получать действительное и мнимое изображения

Текущий

Лабораторная работа №5

«Получение изображений с помощью линзы».

Комбинированный урок    

Учебник

С.110,112

12

Оптические приборы. Разложение белого света в спектр

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).
Глаз и очки.
Разложение белого света в спектр. Радуга.

Понятия:

Спектр, разложение спектра

Выдвигать гипотезу, находить закономерность

Текущий

Устный рассказ

Учебник с.117 вопросы 2,3

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.114,116

«Домашняя лаборатория»

  1. Подготовить сообщение на тему: История создания фотоаппарата
  2. Домашняя лабораторная работа:  «Наблюдение спектра солнечного света».

13

Световые явления

Световые явления

Тематический

Самостоятельная работа

Урок обобщения и систематизации знаний

«Домашняя лаборатория»

  1. Изготовить «диск Ньютона»

Химические явления (7 часов)

14

Химические реакции

Химические реакции, их признаки и условия их протекания.
Сохранение массы вещества при химических реакциях.

устно описывать объект наблюдения по плану, делать выводы,  надписи к рисунку.

проводить информационно- смысловой анализ текста.

Понятия:

Химическая реакция, вещество, химические явления,  состав, тип вещества, класс, физические и химические свойства, раствор

Текущий

Лабораторная работа № 6

«Наблюдение физических и химических явлений»

Комбинированный урок

Учебник

С.118-119

15

Реакции разложения и соединения. Оксиды

Реакции разложения и соединения. Горение как реакция соединения.
Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, физические и химические свойства; применение.

 Понятия:

Реакция соединения, реакция  разложения, оксиды.

Приводить примеры химических реакций

Логически обосновать решение  проблемной ситуации

Текущий

Кроссворд

Учебник

с.122

Учебник

с.120

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.122,123

16

Кислоты. Основания.

Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства, применение.

проводить обобщение,  ограничение, конкретизацию понятий.

составить план ответа,  доказывать и
пользоваться научным языком.

Текущий

Лабораторная работа № 7

Проверка принадлежности вещества к кислотам или основаниям различными индикаторами.

Урок закрепления знаний

Учебник

С.124,125

17

Соли

Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей.

представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблиц.

Текущий

Лабораторная работа №8

«Выяснение растворимости солей в воде».

Урок закрепления знаний

 

Учебник

С.128

18

Наиболее известные органические вещества

Наиболее известные органические вещества – углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике;

Анализировать,

сравнивать, обобщать, систематизировать

выполнять химический эксперимент по распознаванию  крахмала.

Текущий

Устный рассказ по плану.

Учебник с.133

Урок обобщения и систематизации знаний

Учебник

С.129,132

19

природный газ и нефть

природный газ и нефть, продукты их переработки.

Анализировать,

сравнивать, обобщать, систематизировать

Текущий

Устный рассказ по плану.

Урок комплексного применения ЗУН

Учебник

С.134

20

Химические явления

Химические явления

Химические реакции

Оксиды

Кислоты

Соли

Наиболее известные органические вещества

Понятия: оксиды, кислоты

соли

сформулировать значение органических веществ для организма

.

Приводить примеры использования органических веществ.

Тематический

Самостоятельная работа

Урок обобщения и систематизации знаний

«Домашняя лаборатория»

  1. Подготовить сообщение на тему: «Получение органических веществ»

Человек и природа (14ч)

1. Земля – планета Солнечной системы (3 часа)

21

Звездное небо. Солнечная система.  

Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.
Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года.

Проводить наблюдения, формулировать выводы.

Пересказывать прочитанный текст

Текущий

Вопросы с. 138 (2)

Учебник с.140

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.136 -138

«Домашняя лаборатория»

  1. Домашняя

лабораторная работа

«Наблюдение звездного неба»

22

Луна – спутник Земли. Астрономические приборы.

Луна – спутник Земли. Фазы Луны.
Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток.
Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп.

Логически обосновывать и аргументировать суждения.

Преобразовать информацию в виде таблицы

Текущий

Самостоятельная работа с текстом учебника

Учебник с.141

Лабораторная работа №9

«Наблюдение Луны в телескоп».

Урок закрепления знаний

Подготовить сообщения на темы:

  1. Астрономические прибор: астролябия

Учебник с.139

23

Исследования космического пространства

Исследования космического пространства. К.Э.Циолковский, С.П.Королев – основатели советской космонавтики. Ю.А.Гагарин – первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы

выполнить кластер

«Солнечная система»

Определять на карте звездного неба расположение звезд, созвездий.

Тематический

Составить биографию космических исследований

Практическая работа с картой звездного неба

Урок обобщения и систематизации знаний

Учебник

С.142

2. Земля – место обитания человека (4 часа)

24

Изучение земных недр.

Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр.

Понятия:

Литосфера, мантия, ядро;

Составить схему строения земного шара.

Составить рассказ по схеме,

пользоваться справочными таблицами физических величин.

Текущий

Устный рассказ по схеме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.144

25

Гидросфера.

Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.

Понятия:

гидросфера.

конструировать определения,

выделять характерные причинно-следственные связи;

Текущий

Устный рассказ по рисунку учебника с.146

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

«Домашняя лаборатория»

  1. Подготовить сообщение на тему:

«История судостроения»

26

Атмосфера. Атмосферное давление.

Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния.

Понятия: Атмосфера. Атмосферное давление. Влажность воздуха, относительная влажность, насыщенный пар.

Самостоятельно работать с текстом учебника

планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий; сравнивать полученные результаты; правильно оформлять и вести тетрадь;

Текущий

 Устный рассказ на тему: «Атмосферные явления»

Учебник с.154

Учебник с.152

Вопросы 1-3

Комбинированный урок

«Домашняя лаборатория»

  1. Экспериментальное задание:

Изготовление гигрометра

27

Освоение атмосферы человеком.

Освоение атмосферы человеком. Кругообороты углерода и азота.

Приводить примеры освоения атмосферы человеком, составить рассказ по схеме.

Текущий

Устный рассказ по схеме.

Учебник с.156

Урок закрепления знаний

«Домашняя лаборатория»

  1. Подготовить сообщение на тему: «Из истории развития авиации»

3. Человек дополняет природу (6 часов)

28

Простые механизмы.

Механическая работа. Энергия.

Простые механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.
Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки, их назначение.

Понятия: механизмы, механическая работа, энергия.  

Приводить примеры использования простых механизмов

Текущий

Лабораторная работа №10

 «Изучение действия рычага».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.157

29

Механическая работа, условия ее совершения.

Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы;

Текущий

Лабораторная работа №11

«Изучение действия  простых механизмов».

Урок закрепления знаний

Учебник

С.159

30

Источники энергии.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле.

решать задачи на основе известных  формул.

 

Приводить примеры  использования солнечной энергии на практике;

Текущий

Устный рассказ по схеме.

Учебник с.162

Урок комплексного применения ЗУН

Учебник с.163 подготовить устный ответ  по рисункам.

31

Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания.

Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции

решать задачи на основе известных  формул.

составить план ответа, умение доказывать и пользоваться научным языком.

Текущий

Устный рассказ по схеме.

Урок обобщения и систематизации знаний

Учебник

С.166-167

32

Искусственные кристаллы.

Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.

Полимеры, свойства и применение некоторых из них.
Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение.

устно описывать объект наблюдения по плану.

сравнивать объекты, проводить обобщение,

самостоятельно работать с учебником;

Тематический

Самостоятельная работа

Каучуки и резина, их свойства и применение.

Урок закрепления знаний

Учебник

С.177

«Домашняя лаборатория»

  1. Практическая работа «Выращивание кристалла».

4. Взаимосвязь человека и природы (1 ч)

33

Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей.

Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.
Рациональное использование топлива.

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы;

Текущий

Лабораторная работа №12

«Распознавание природных и химических волокон»

Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли; энергия Солнца.

Комбинированный урок

Учебник

С.181-183

«Домашняя лаборатория»

  1. Экспериментальное задание:

Подготовить презентацию «Домашней лаборатории»

34

Развитие представлений человека о Земле.

Электромагнитные явления

Световые явления

Химические явления

Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система.

Простые механизмы.

Механическая работа. Энергия.

Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания. Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей.

Проводить информационно-

смысловой анализ схем, рисунков. Моделировать.

составлять план ответа,  доказывать и пользоваться научным языком.

Итоговый

Контрольный тест

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

«Домашняя лаборатория»

  1. Практическая работа:

Привести примеры экономии природных ресурсов, предложить свои возможные способы экономии природных ресурсов.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по ______________

Тема урока/ тип/домашнее задание

Дата проведения

Элементы содержания

Требования  к уровню подготовки

Измерители.

Вид контроля

Элементы  дополнительного

содержания

план

факт

Введение (4 часа)

1

Вводный инструктаж по  технике безопасности.

Природа живая и неживая.

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Наблюдать природные явления,

 описывать и обобщать результаты наблюдений;

проводить информационно-

смысловой анализ схемы.

Входной

Тест

Урок обобщения и систематизации знаний

Печатная тетрадь

задание 3.

Учебник

С.4-5.

2

Физика и химия – науки о природе

Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества.

описывать и обобщать результаты наблюдений

Понятия:

наука, химия, физика и др. науки.

давать определения понятиям.

Текущий

Домашняя самостоятельная работа

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Правила по технике безопасности.

Создание «Домашней лаборатории»

  1. Собрать коллекцию различных веществ.
  2. Подготовить рассказ об одном из образцов своей коллекции.

3

Научные методы изучения природы

Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок).

сравнивать объекты,

выделять главное, существенное

Текущий

Домашняя самостоятельная работа

Комбинированный урок    

Печатная  тетрадь

Задание 5.

Учебник

С.8.

4

Измерительные приборы

(инструктаж по  технике безопасности)

Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Использовать простые приборы, определять цену деления приборов, определять предел измерений приборов;

Текущий

Лабораторная работа №1 «Определение размеров физического тела»

Комбинированный урок    

Учебник

С.11

«Домашняя лаборатория»

  1. Изготовить самодельные мензурки.
  2. Измерить с помощью самодельных мензурок объемы тел из вашей коллекции. Результаты оформить таблицей.

Тела и вещества  (11 часов)

5

Характеристики тел и веществ. (инструктаж по  технике безопасности)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества.

сравнивать объекты;

выявлять существенные признаки; конструировать определения;

применять понятия: Тело и вещество

Текущий

Лабораторная работа №2

«Измерение объема жидкости.

Комбинированный урок    

Учебник

С.15

6

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
(инструктаж по  технике безопасности)

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

проводить наблюдения, описывать их и делать выводы.

сравнивать полученные результаты; правильно оформлять в виде таблицы. 

сравнивать объекты; выявлять существенные признаки

Текущий

Лабораторная работа №3

«Измерение объема твердого тела».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.16-17.

Подумай и ответь

2-4.

7

Масса тела. Температура. (инструктаж по  технике безопасности)

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.
Температура. Термометры.

Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдения; работать по инструкции, умение делать отчет о работе.

Организовать рабочее место.

Текущий

Лабораторная работа №4

«Измерение температуры воды и воздуха термометром».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.18-19.

Домашнее задание

с.21

.

8

Молекулы, атомы, ионы. (инструктаж по  технике безопасности)

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества.

сравнивать полученные результаты; формулировать выводы

Понятия: атом, молекула, ион, строение вещества

Текущий

Лабораторная работа №5

«Сравнение физических тел по их характеристикам».

Урок изучения и первичного закрепления

новых знаний

Учебник

С.22-23.

Подумай и ответь

1-2.

9

Движение частиц вещества(инструктаж по  технике безопасности)

Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах.

разделять процесс на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи;

сравнивать полученные результаты; формулировать вывод.

Понятия:

Непрерывное и хаотичное движение частиц. Диффузия

Текущий

Лабораторная работа №6

«Наблюдение явления диффузии»

Комбинированный урок    

Учебник

С.24-25.

Подумай и ответь 1-3.

10

Взаимодействие частиц вещества и атомов. (инструктаж по  технике безопасности)

Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.

выделять главное, существенное в наблюдаемых явлениях, устанавливать причинно-следственные связи. Понятия: сила притяжения, сила отталкивания частиц.

Текущий

Лабораторная работа №7

«Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ».

Комбинированный урок    

Учебник

С.26-28.

Подумай и ответь

11

Строение атома и иона.
Химические элементы.  

(инструктаж по  технике безопасности)

Строение атома и иона.
Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.

Понятия:

планетарная модель атома, ядро, протон, нейтрон, электрон, заряд ядра. Химический элемент

Текущий

Лабораторная работа №8

«Знакомство с химическими элементами при помощи периодической системы Менделеева».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.29.

Подумай и ответь

1-4.

12

Простые и сложные вещества (инструктаж по  технике безопасности)

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).
Кислород. Горение в кислороде.

Конструировать определения.

сравнивать полученные результаты; формулировать выводы.

моделировать молекулы

Текущий

Лабораторная работа №9

«Обнаружение кислорода в составе воздуха».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.34.

Подумай и ответь

13

Водород. Вода. Растворы и взвеси.
(инструктаж по  технике безопасности)

Фотосинтез.
Водород.
Растворы и взвеси.
Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.
Воздух – смесь газов.

устно описывать объект наблюдения по плану, делать выводы,  надписи к рисунку.

проводить информационно- смысловой анализ текста.

Понятия:

формула, состав, тип вещества, класс, физические и химические свойства, раствор

Текущий

Лабораторная работа №10

«Измерение массы с помощью рычажных весов»

Комбинированный урок

Учебник

С.37.

Составить кластер

«Водород»

14

Плотность вещества.

(инструктаж по  технике безопасности)

Плотность вещества.

 Ставить цель,  определять последовательность действий, оформлять  полученные результаты.

Понятия: плотность, единица измерения плотности,

формула выражения плотности

Текущий

Лабораторная работа №11

«Определение плотности вещества».

Урок комплексного применения ЗУН

Учебник

С.40-42.

Подумай и ответь

1-5.

15

Плотность вещества.

Плотность вещества.

проводить обобщение,  ограничение, конкретизацию понятий.

составить план ответа,  доказывать и
пользоваться научным языком.

Тематический

Самостоятельная работа

Урок обобщения и систематизации знаний

Описать опыт, показывающий обнаружение молекул вещества.

Взаимодействие тел (10 часов)

16

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. (инструктаж по  технике безопасности)

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Использовать простые измерительные приборы, представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблиц.

Текущий

Лабораторная работа №12

«Измерение силы с помощью динамометра».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 «Домашняя лаборатория»

  1. Выполнить шкалу динамометра;
  2. Подготовить сообщение на тему:

«Великие открытия Ньютона»

17

Инерция. Масса как мера инертности.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

Анализировать,

сравнивать, обобщать, систематизировать

Текущий

Устный рассказ по плану.

Урок закрепления знаний

Учебник

С.43-45.

18

Гравитационное взаимодействие.  Сила тяжести.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Анализировать,

сравнивать, обобщать, систематизировать

Текущий

Устный рассказ по плану.

Урок комплексного применения ЗУН

Учебник

С.46-47.

19

Электрическое взаимодействие. Электризация тел трением(инструктаж по  технике безопасности).

Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Понятия: электрический заряд, электроскоп, электрон, протон, электризация.

Проводить наблюдения, формулировать выводы.

Текущий

Лабораторная работа №13

«Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.56-57

20

Магнитное взаимодействие. (инструктаж по  технике безопасности)

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюсы магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит.

Проводить наблюдения, формулировать выводы.

Текущий

Лабораторная работа №14

«Изучение свойств магнита».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.60-61

21

Ориентирование по компасу.

Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.

Определять направление по компасу, логически обосновывать и аргументировать суждения.

Тематический

Самостоятельная работа

Урок закрепления знаний

Подготовить сообщения на темы:

  1. История создания компаса.
  2. Тяготение во Вселенной

22

Сила трения. (инструктаж по  технике безопасности)

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы

Текущий

Лабораторная работа №15

«Изучение трения»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.54-55

23

Деформация. Сила упругости. (инструктаж по  технике безопасности)

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

Составить схемы демонстрационных опытов. планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий; сравнивать полученные результаты; правильно оформлять и вести тетрадь;

Текущий

Лабораторная работа №16

Исследование зависимости силы упругости от деформации.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

«Домашняя лаборатория»

  1. Экспериментальное задание: домашнее исследование силы упругости.

24

Давление тела на опору. Передача давления жидкостями и газами. (инструктаж по  технике безопасности)

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление.

Понятия: давление,

единица измерения давления, сообщающиеся сосуды.

конструировать определения,

выделять характерные причинно-следственные связи;

Текущий

Лабораторная работа №17

«Изучение зависимости давления от площади опоры».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

«Домашняя лаборатория»

  1. Подготовить рассказ о давлении
  2. Экспериментальное задание: определить давление, которое Вы производите на пол.

25

Архимедова сила. Условия плавания тел.

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Понятия: архимедова сила, условия плавания тел.

планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий; сравнивать полученные результаты; правильно оформлять и вести тетрадь;

Тематический

Самостоятельная работа

.

Комбинированный урок

«Домашняя лаборатория»

  1. Экспериментальное задание:

Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения

Физические и химические явления ( 9 часов)

  1. Механические явления ( 5 часов)

26

Разнообразные виды механического движения (инструктаж по  технике безопасности)

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.
Путь и время движения

конструировать простейший прибор  для проведения исследования;

Понятия: относительность механического движения, виды механического движения

Текущий

Лабораторная работа №18

Измерение пути и времени движения тела.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

«Домашняя лаборатория»

  1. Подготовить сообщение на тему: «Из истории часов»
  2. Экспериментальное задание: изготовление солнечных часов.

27

Скорость движения.

Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения

Понятия: скорость движения.

Решать задачи на определение скорости, времени движения.

конструировать простейший прибор  для проведения исследования;

Текущий

Устный рассказ по плану.

Урок закрепления знаний

Учебник

С.76

«Домашняя лаборатория»

  1. Изготовить трафареты траекторий движения тел
  2. Экспериментальное задание: изготовить простейший стробоскоп

28

Звук. Отражение звука. Эхо (инструктаж по  технике безопасности)

Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Понятия: отражение звука, эхо, источник звука.

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы;

Текущий

Лабораторная работа №19

Наблюдение источников звука

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.79 -80

29

Механические явления

Виды механического движения Скорость. Путь и время движения.

решать задачи на основе известных  формул.

 пользоваться справочными таблицами физических величин.

Приводить примеры учета и использования механических явлений на практике;

Текущий

Физический диктант

Урок обобщения и систематизации знаний

«Домашняя лаборатория»

  1. Использовать трафареты траекторий движения тел, отвечая на вопросы (с.39 учебник)
  2. Изготовить бумажные конусы (с 56-57 рис 58)

30

Механические явления

Виды механического движения Скорость. Путь и время движения

решать задачи на основе известных  формул.

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы;

Тематический

Самостоятельная работа

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

«Домашняя лаборатория»

  1. Экспериментальное задание: изучение равномерного  движения падающих бумажных конусов

  1. Тепловые явления (4 часа)

31

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. (инструктаж по  технике безопасности)

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике.

устно описывать объект наблюдения по плану.

сравнивать объекты, проводить обобщение,

самостоятельно работать с учебником;

Текущий

Лабораторная работа №20

«Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник

С.81 -82

32

Плавление и отвердевание. Испарение жидкостей. (инструктаж по  технике безопасности)

Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.
Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы;

Текущий

Лабораторная работа №21

«Отливка фигурки из парафина»

Комбинированный урок

Учебник

С.83

«Домашняя лаборатория»

  1. Выполнить заготовки форм из пластилина.

33

Теплопередача. (инструктаж по  технике безопасности)

Теплопередача.

Плавление и отвердевание.

Испарение.

Конденсация

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы;

Тематический

Тест

Лабораторная работа №22

Наблюдение теплопроводности различных веществ.

Урок обобщения и систематизации знаний

«Домашняя лаборатория»

  1. Экспериментальное задание:

«Наблюдение испарения и конденсации воды».

  1. Подготовить презентацию «Домашней лаборатории»

34

Что изучает физика. Что изучает химия.

Что изучает физика. Что изучает химия. Тела и вещества.

Простые и сложные вещества Плотность вещества.

Химические элементы

Сила как характеристика взаимодействия.

Механические явления

Тепловые явления

Наблюдать, проводить информационно-

смысловой анализ схем, рисунков. Моделировать.

составлять план ответа,  доказывать и пользоваться научным языком.

Итоговый

Контрольный тест

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

«Домашняя лаборатория»

  1. Экспериментальное задание:

«Изготовление теллурия»

(с15 рис18,19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....