Основные проблемы преемственности пятиклассников
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Гагаринская школа-интернат»
Основные проблемы преемственности
пятиклассников
(Деятельность классного руководителя)
Учитель русского языка и литературы Егорова Г.Г.
2021 год
В жизни любого человека переходные периоды всегда связаны с
проблемами. А переход учеников из начальной школы в среднюю —
это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс
адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психологопедагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
- увеличением учебной нагрузки;
- разностью систем и форм обучения;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения - к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет):
- замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.
- Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Каковы же показатели готовности учащихся начальной школы при переходе в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия «готовность к обучению в средней школе»:
- Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
- Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких, как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
- Качественно новый, более «взрослый», тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
- Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
- Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчивое хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.
Одними из признаков успешной адаптации являются:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников:
1 .Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих пятиклассников.
- Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий.
- Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
- Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
- Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
- Проведение родительского собрания.
7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
- Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
- Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
- Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения, классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в изменения в школьной жизни, другие мечтают начать «новую жизнь». В такой период дети нередко меняются, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшается сон и аппетит. Снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками являются свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе.
Рекомендации учителям-предметникам.
Очень важно в период адаптации набраться терпения и постараться снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень важно в этот период провести профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать отметкой его поведение, а только знания. Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.
Таким образом, учителям-предметникам необходимо:
1 .Соблюдать единый подход в соответствии с возрастными особенностями школьников.
- Создать условия для формирования положительной мотивации обучающихся:
- постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;
- наличие «ситуации успеха»;
- избежание отрицательных отметок в I четверти.
- Соблюдать в соответствии с СаНПиН объем домашних заданий, проводить физкультминутки.
Правила, которые помогут пятиклассникам успешно пройти адаптацию
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
- Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
' Из-за отметок не плачь, будь гордым.
- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни!
Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Для повышения активности на уроке я использую различный увлекательный материал: кроссворды, ребусы, загадки, применяю дидактические игры. Работаю над развитием речи учащихся. Требую от учеников точных формулировок. Реализую технологию личностноориентированного обучения. На уроках создаю доброжелательную атмосферу, стараюсь шутить. Для снятия усталости я регулярно провожу интересные физкультминутки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окончания или формообразующие суффиксы неопределенной формы глагола. Проблемы преемственности начальной и основной школы.
В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка как государственного, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе и...
Проблема преемственности и развития метапредметных результатов начального и основного общего образования
В образовании преемственность - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного проц...
Проблемы преемственности между начальным и основным образованием.
Педагоги,психологи,ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешно адаптации учащихся при переходе от одной ступени обра...
Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС
9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....
Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС
В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....
Проблема преемственности начальной школы и среднего звена. Адаптация пятиклассников»
Выступление на педагогическом совете школы...
Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования
Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из т...