Основные проблемы преемственности пятиклассников
методическая разработка (5 класс)

Борванова Галина Ивановна

Основные проблемы преемственности пятиклассников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 008.docx11.58 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Гагаринская школа-интернат»

Основные проблемы преемственности
пятиклассников

(Деятельность классного руководителя)

Учитель русского языка и литературы Егорова Г.Г.

2021 год

В жизни любого человека переходные периоды всегда связаны с
проблемами. А переход учеников из начальной школы в среднюю —
это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс
адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психологопедагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • увеличением учебной нагрузки;
  • разностью систем и форм обучения;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения - к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет):

  • замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.
  • Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Каковы же показатели готовности учащихся начальной школы при переходе в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия «готовность к обучению в средней школе»:

  1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
  1. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких, как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
  1. Качественно новый, более «взрослый», тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
  1. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
  1. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчивое хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

Одними из признаков успешной адаптации являются:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников:

1 .Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих пятиклассников.

  1. Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий.
  1. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
  1. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
  1. Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
  1. Проведение родительского собрания.

7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

  1. Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
  1. Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
  1. Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения, классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в изменения в школьной жизни, другие мечтают начать «новую жизнь». В такой период дети нередко меняются, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшается сон и аппетит. Снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками являются свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе.

Рекомендации учителям-предметникам.

Очень важно в период адаптации набраться терпения и постараться снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень важно в этот период провести профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать отметкой его поведение, а только знания. Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.

Таким образом, учителям-предметникам необходимо:

1 .Соблюдать единый подход в соответствии с возрастными особенностями школьников.

  1. Создать условия для формирования положительной мотивации обучающихся:
  • постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;
  • наличие «ситуации успеха»;
  • избежание отрицательных отметок в I четверти.
  1. Соблюдать в соответствии с СаНПиН объем домашних заданий, проводить физкультминутки.

Правила, которые помогут пятиклассникам успешно пройти адаптацию

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
  • Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

' Из-за отметок не плачь, будь гордым.

  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  • Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

Помни!

Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Для повышения активности на уроке я использую различный увлекательный материал: кроссворды, ребусы, загадки, применяю дидактические игры. Работаю над развитием речи учащихся. Требую от учеников точных формулировок. Реализую технологию личностноориентированного обучения. На уроках создаю доброжелательную атмосферу, стараюсь шутить. Для снятия усталости я регулярно провожу интересные физкультминутки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окончания или формообразующие суффиксы неопределенной формы глагола. Проблемы преемственности начальной и основной школы.

 В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка как государственного, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе и...

Проблема преемственности и развития метапредметных результатов начального и основного общего образования

В образовании преемственность - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного проц...

Проблемы преемственности между начальным и основным образованием.

Педагоги,психологи,ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешно адаптации учащихся при переходе от одной ступени обра...

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....

Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования

 Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из т...