Проблема преемственности начальной школы и среднего звена. Адаптация пятиклассников»
опыты и эксперименты на тему
Выступление на педагогическом совете школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped.sovete.docx | 443.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете школы по теме:
«Проблема преемственности начальной школы и среднего звена. Адаптация пятиклассников»
Учитель математики - Щербакова О.М.
В жизни любого человека переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
• увеличением учебной нагрузки;
• разностью систем и форм обучения;
• нестыковкой программ начальной и основной школы;
• различием требований со стороны учителей-предметников;
• изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет):
- замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.
- Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Каковы же показатели готовности учащихся начальной школы при переходе в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких, как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
3. Качественно новый, более «взрослый», тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчивое хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.
Одними из признаков успешной адаптации являются:
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников:
1.Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих пятиклассников.
2.Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий.
3.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
4.Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
5.Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
6.Проведение родительского собрания.
7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
8.Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
9.Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
10.Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения, классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в изменения в школьной жизни, другие мечтают начать «новую жизнь». В такой период дети нередко меняются, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшается сон и аппетит. Снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками являются свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе.
Рекомендации учителям-предметникам.
Очень важно в период адаптации набраться терпения и постараться снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень важно в этот период провести профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать отметкой его поведение, а только знания.
Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.
Таким образом, учителям-предметникам необходимо:
1.Соблюдать единый подход в соответствии с возрастными особенностями школьников.
2.Создать условия для формирования положительной мотивации обучающихся:
- постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;
- наличие «ситуации успеха»;
- избежание отрицательных отметок в I четверти.
3.Соблюдать в соответствии с СаНПиН объем домашних заданий, проводить физкультминутки.
Правила, которые помогут пятиклассникам успешно пройти адаптацию
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
- Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым.
- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни!
Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Для повышения активности на уроке я использую различный увлекательный материал: кроссворды, ребусы, загадки, применяю дидактические игры. Работаю над математической речью учащихся. Требую от учеников точных формулировок. Реализую технологию личностно-ориентированного обучения. На уроках создаю доброжелательную атмосферу, стараюсь шутить. Для снятия усталости я регулярно провожу интересные физкультминутки.
Анализ административной контрольной работы по математике в 5 классе
Всего учащихся по списку | 22уч. |
Выполняли работу | 21уч. |
Из них выполнили на «5» | 2уч- 9,5% |
«4» | 6уч – 29 % |
«3» | 11уч. – 52% |
«2» | 2уч. – 9,5% |
Допустили ошибки: | |
- на сложение чисел | 6 уч |
- на вычитание чисел | 9 уч. |
- на умножение с нулем | 8 уч. |
- на деление чисел | 9 уч. |
- на порядок действий | 6 уч. |
- при решении задачи на движение | 7 уч. |
- при нахождении сторон прямоугольника | 3 уч. |
- при нахождении периметра | 3 уч. |
- на нахождение площади | 4 уч. |
Верно выполнили: 1 задание | |
2 задание | |
3 задание | |
4 задание | |
Дополнительное задание | |
Успеваемость | 90,5 % |
Качество знаний | 38,5 % |
СОУ | 46 % |
Подтвердили свои оценки 9 уч - 43 % учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
Наглядный материал по данной проблеме...
Преемственность начального и среднего звена. Адаптация пятиклассников в основной школе.
Школа в помощи родителям....
Тема «Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено».
Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый. Другое дело, что данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС....
«ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО»
Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаютс...
«Проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном и пути их решения»
В последние годы много говорится о сложностях периода обучения при переходе из начальной школы в среднее звено, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 1...
Как преодолеть проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном
Рассуждения автора по преемственности обучения русскому языку...
«Преемственность начальной школы и среднего звена. Как не потерять одаренных детей ».
laquo;Преемственность начальной школы и среднего звена. Как не потерять одаренных детей »....