Формирование представлений у школьников о профессиях (7 класс)
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по теме Формирование представлений у школьников о профессиях (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1334933.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 3 года и строится с учетом: возрастных и интеллектуальных возможностей подростков; учебной нагрузкой. Общее количество часов – 20. Участниками программы являются ученики 7-9 классов. В реализации программы участвуют сотрудники школы (социальный педагог, психолог). Программа систематизированная, цельная. Все блоки программы связаны между собой годами. Длительная профориентационная работа, необходима для эффективного профессионального самоопределения воспитанников (это достаточно длительный процесс). Система занятий может стать стержнем, основой для организации профориентационной работы школы. Огромное значение для личности имеет полноценность профессиональных консультаций. Внедрение программы предполагает проведение: профориентационных занятий, мотивационных бесед, занятия по самопознанию и саморазвитию, диагностических мероприятий.
Актуальность программы связана с переходом детей в новую для них взрослую среду, т. к. успешность в выборе профессий старшеклассников зависит от степени их адаптированности к современным условиям жизни.
Чаще всего более или менее сознательный первичный профессиональный выбор осуществляется в подростковом и юношеском возрасте. Чтобы понять ребенка, правильно составить его психологическую характеристику и оказать адекватную помощь и поддержку.
Как поступить педагогу, чему учить, чтобы не воспитать в новом поколении инфантильность и бездушие, безразличие ко всему. Что сказать ребятам? Что посоветовать? Как помочь найти ответы на вопросы о том, кто ты есть и для чего ты живешь?...
Формирование полноценной личности идет по принципу (формуле):
Самопознание → Саморазвитие → Самоопределение задача строится, помочь, определится подросткам с познанием себя, с развитием, и в конечном итоге самоопределиться с выбором профессии.
Субъектом деятельности является весь педагогический коллектив школы.
Объектом деятельности являются дети и их выбор профессии с дальнейшим трудоустройством.
Цель: формировать мотивацию у детей к поисковой активности, направленной на нахождения своего места в мире профессий, в формирование системы представлений об адекватности себя, своих возможностей, интересов той или иной профессии.
Задачи:
1.Формирования положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как, индивидуальность, уверенность в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
2.Повышение уровня психологической компетентности учеников, вооружение их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании.
3.Дать участникам занятий детям необходимые знания по планированию профессионального пути.
Формы, используемые для реализации данной программы:
- анкетирование;
- тестирование;
- дискуссии;
- лекции;
- практические занятия;
- ролевые игры;
- диспуты;
- методики;
- экскурсии.
Методы, используемые при реализации программы:
- пример;
- разъяснение;
- внушение;
- наглядный материал (видео).
Каждое занятие рассчитано на 45 минут.
Ожидаемым результатом является, что дети смогут адекватно оценить свои возможности при выборе профессии. Быть готовыми в любых условиях современного мира найти способы заработать себе на жизнь. Уметь реально оценивать свои возможности и способности.
Итогом профориентационной работы является профессиональное самоопределение учащихся как состояние готовности выпускника к выбору профессии. Ее показатели:
-наличие профессионального выбора;
- знание о профессии и ее требованиях к личности;
-знание своих индивидуальных особенностей;
- учебная и практическая работа по выбираемой специальности;
- наличие общих трудовых навыков.
I блок
Формирование представлений
у школьников о профессиях
(7 класс)
В 7 классе акцент делается на знакомство с профессиями и путем тестированием и анкетированием выявляется отношение к профессии.
Цель: формирование представлений и созидательной роли общественного труда у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Изучить природные способности склонности к той или иной профессии.
- Познакомить подростков с профессиями, которыми они могут овладеть после окончания школы – интерната.
№ п/п | Тематика занятий | Цели | Кол-во часов |
1. | Ориентировочное | Получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся | 1 |
2. | Классификация профессий | Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий | 2 |
3. | Склонности и профессиональная направленность | Изучение воспитанниками собственных склонностей | 1 |
5. | Темперамент и выбор профессии | Формирование теоретических представлений о характере и темпераменте | 1 |
6. | Интересы и выбор профессии | Изучение участниками собственных интересов | 2 |
II блок
Оценка профориентационных возможностей
(8 класс)
В 8 классе большое внимание уделяется знакомству с конкретными профессиями, и тому, что влияет на выбор той или иной специальности. За основу берутся личностные качества человека и специфика конкретной профессии.
Цель: сформировать осознание собственного уровня профориентационных возможностей у подростков.
Задачи:
- Расширить представления о себе и своих возможностях при выборе профессии подростками;
- Способствовать социокультурной познавательной активности у подростков.
№ п/п | Тематика занятий | Цели | Кол-во часов |
1. | Здоровье человека и его профессиональная деятельность | Помочь профессиональному выбору воспитанников с учетом физиологических особенностей организма | 1 |
2. | Мои интересы, склонности и профессиональное самоопределение | Изучение воспитанниками собственных интересов, склонностей и профессионального самоопределения | 1 |
3. | Жизненный успех и самооценка человека | Формирование информационного пространства | 2 |
4. | План делового человека и программа личностного самоопределения (заключительное занятие) | Познакомить с понятием “рынок труда”, показать пути устройства на работу | 2 |
III блок
Социокультурное образование
и выбор профессии
(9 класс)
В 9 классе занятия направлены конкретно на подготовку к профессиональному определению. Подросток должен определиться с выбором профессии и ознакомится с документацией, которая нужна при поступлении.
Цель: способствовать социализации подростков с отклонениями в развитии к самостоятельной жизни и окончательному выбору профессии с дальнейшим трудоустройством.
Задачи:
- Подвести итоги в выборе профессии выпускниками.
- Дать основы социально – экономических знаний необходимых при поступлении в училище.
№ п/п | Тематика занятий | Цели | Кол-во часов |
1 | «Документы в дорогу» | Дать основы социально – экономических знаний необходимых при поступлении в училище | 2 |
2 | Я и мое будущее | Освоение приемов, с помощью которых можно улучшить процессы эмоциональной саморегуляции и внутреннего самоконтроля | 2 |
3 | Планирование профессионального пути | Выработать у участников занятий умение планировать свой профессиональный путь | 1 |
4 | “Ценностные ориентации” М. Рокича Методика | Профессионально- нравственная ориентация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интерес и уверенность в выбранной профессии | 2 |
Критерии эффективности профориентационной деятельности:
-наличие мотивов выбора интереса к определенным профессиям;
-положительное отношение к ситуации выбора профессии;
-адекватная позиция в принятии решения о выборе профессии;
-наличие вариантов профессионального выбора.
-адекватное представление о своих личностных качеств
-полнота и дифференцированность знаний о мире профессий;
-умение работать с источниками информации;
-умение планировать свои действия и добиваться успеха.
В эффективности работы заинтересован весь педагогический коллектив т. е. все специалисты т. к трудоустройство и социализация учащихся является конечной целью всей учебно - воспитательной работы.
Список литературы
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.: “Просвещение”, 1990.
- Климов Е.А. Чистякова С.Н. Основы производства выбор профессии. – М. 1987.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под. Ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск. “Петроком”, 1992.
- Методические рекомендации по проведению занятий профориентационного курса “Хороший выбор” Белоусова О.Г., Зотеева Е.А., Овсянникова Е.А., Чеботарев С.С. – Белгород – 2002.
- Мир профессий: Человек- природа, Человек- Человек, Человек- Знаковая система, Человек- художественный образ.- М.: “Молодая гвардия”, 1985-1987.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: “Академия”, 1998.
Приложение
Анкета
Ф. И.________________________________ год рождения ___________ пол ________
№ | Вопрос | Полностью согласен | согласен | Не согласен | Абсолютно не согласен |
1. | Мне кажется, что я достойный человек | ||||
2. | Мне кажется, у меня есть достоинства | ||||
3. | Я считаю себя неудачником | ||||
4. | Я могу выполнить свои обязанности не хуже других | ||||
5. | Кажется мне нечем гордится | ||||
6. | Я отношусь к себе хорошо | ||||
7. | Я доволен собой | ||||
8. | Мне хочется уважать себя больше | ||||
9. | Иногда я чувствую себя уверенно | ||||
10 | Иногда мне кажется, что я ни на что не гожусь |
Методика «Линия жизни»
Представь, что это линия твоей жизни. Начало линии – в точке рождения.
Рождения
- Обозначьте крестиком место, где ты находишься по собственным ощущениям в данный момент. Укажи рядом с крестиком возраст.
- Поставь кружочек, где ты будешь взрослым, то есть «золотой возраст». Напиши почему.
- С момента рождения до сегодняшнего дня укажи, какие важные события произошли в твоей жизни.
- Напиши, что ты хочешь, что бы сбылось, либо случилось в твоей жизни. Обозначь это на «линии жизни».
Рекомендации при анализе
Согласно многочисленным исследованиям, адекватный выбор своего возраста как наиболее предпочитаемого свидетельствует о высоком уровне самосознания и самооценки и является показателем зрелости личности. При анализе данной методики можно обсудить с ребятами основные тенденции: насыщенности прошлого и настоящего событиями, ориентация на возраст; события внутреннего и внешнего плана и т. д.
Методика «Кто я?» (Куна и Мак-Портленда является обширным источником информации)
Напишите, пожалуйста, 20 характеристик о себе, то есть постарайся ответить на вопрос «Кто я?» . Характеристики можно писать отдельными словами или предложениями, пишите их так как они приходят вам в голову. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может.
_____________ , _________________, __________________, _____________, _________________, ___________________, ____________,
______________, __________________, _________________, ____________,
Анализ результатов:
1 Если ответов не более 8-и , это может означать , что подросток не
хотел задавать себе вопрос, или не хотел просто работать.
9 – 17 ответов – средний умеренный уровень; трудно сказать об
отвечавшем, что то ему мешало, можно обсудить с ним и
выяснить почему.
18 – 20 ответов – высший уровень самопрезентации, ребенок
смотрит на себя с разных сторон, может размышлять, не
стесняется самого себя.
Более 20 ответов, ребенок либо не понял, что от него требуют, или
просто думал, что это соревнование: можно считать о низкой либо
высокой самооценке.
- Методика позволяет оценить временную направленность ответов
в профессиональную ориентацию (наличие или отсутствие). Это
может определять прилагательными «будущий», «бывший»,
указанием конкретных профессий.
- Оценивается значимость упомянутых самооценок. Существует мнение, что
значимыми являются только первые пять ответов. Интерес представляет место,
указания профессии и есть ли оно вообще, что говорит о существовании
первичного профессионального выбора или его отсутствия.
Методика «Незаконченное предложение»
Ф.И______________________________________ класс ____
Закончи, пожалуйста, предложение:
Я бы хотел(а) выбрать профессию ________________________________
Потому, что ______________________________________________________
Анализ:
Содержание выполняемой методики показывает, сделан ли учеником выбор профессии. Кроме того, дописанное предложение свидетельствует об осознанном выборе. К отсутствию ответа часто приводит утомляемость, нежелание задумываться о себе, низкие коммуникативные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ».
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»....
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Формирование представлений о профессиях у младших школьников с нарушениями слуха
В статье раскрываются особенности работы по профессиональной ориентации в школе для детей снарушениями слуха. Рассматриваются формы работы для организации образовательного процесса по ознакомлен...
Формирование представлений о методологии научного исследования у школьников
Формирование представлений о методологиинаучного исследования у школьников В современной образовательной практике перед учителем...
КОНСПЕКТ урока по метематическим представлениям и конструированию.Тема урока: "Формирование представлений о величине "длинный - короткий".
Конспект урока по математическим представлениям и конструированию для обучающихся в 4 классе коррекционной школы....
Представление педагогического опыта по теме: "Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников"
В системе непрерывности экологического образования школа призвана заложить основу формировния личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде- экологическим. Проектно- исследова...
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....