Формирование представлений о методологии научного исследования у школьников
методическая разработка по истории на тему

Иргит Раджана Хулер-ооловна

 

Формирование представлений о методологии

научного исследования у школьников

            В современной образовательной практике перед учителем стоит немало задач.  Перечислим некоторые из них:

выявить и привлечь к исследовательской и проектной деятельности одаренных детей;

ориентировать обучающихся на решение практических задач исследовательского обучения;

создать условия для более полного раскрытия интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.

 

            Включение ребенка на любых предметных занятиях в собственный исследовательский поиск развивает у детей исследовательские способности и формирует навыки исследовательского поведения.

            Начало любого исследования – это выбор темы работы ученика. Тема – отражает научную проблему в ее характерных чертах. Чтобы выбрать тему исследования необходимо определить проблему научного исследования – это то, что предстоит открыть, доказать. Выбрать тему несложно, если точно знать, что интересует ученика в данный момент. Ученик должен ответить на вопросы:

            Что тебе интересно больше всего?

            Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

            Что хотелось узнать в предметном материале более глубоко?

            Есть ли что-то такое, чем особенно ты гордишься?

 

            Если ученику вопрос не помогли, интересную идею могут предсказать родители, учителя, одноклассники.

            Темы исследования могут быть фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; 

            экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, экспериментов;

            теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и др. источниках.

 

            Например: «Как приготовить полезные краски для торта», «Почему детям нельзя пить кока-колу?», «Что полезнее соки или фрукты?» и т.д.

            Формулировка гипотезы – это творческий поиск частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать методический замысел, решить главную проблему. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим, допустим, возможно, что, если.

            Цель исследования формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

            Определить цель исследования, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

             Например. Тема работы: Почему пословица вовек не сломится, гипотеза: Предположим, что у пословицы есть ответна все злободневные вопросы современности и употребление ее в речи позволяет точно и четко выразить мысль. Поэтому пословица широко применяется в наши дни.

            Задачи исследовательской работы уточняют цель. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

            Необходимо различать Объект исследования и Предмет исследования:

            Объект исследования – это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации.

            Предмет исследования – это элемент, который более конкретно устанавливает те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании, а также границы научного поиска в каждом объекте.

            Например:

Объект исследования

Предмет исследования

стол

ящик стола

 

            Необходимо обозначить структуру исследования.

            Выводы по исследованию должны быть:

всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования; 

вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

 

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Учащиеся выступают с докладами на 10 мин. (читают или рассказывают о своей работе), помогают им плакаты, рисунки, схемы, графики или макеты, а также презентации. Члены жюри задают вопросы. Текст доклада должен быть кратким.

 

Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своем пути, невзирая на трудности. Самое главное – ученик должен верить, что достигнет намеченной цели, что он настоящий юный исследователь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о методологии

научного исследования у школьников

        В современной образовательной практике перед учителем стоит немало задач.  Перечислим некоторые из них:

выявить и привлечь к исследовательской и проектной деятельности одаренных детей;

ориентировать обучающихся на решение практических задач исследовательского обучения;

создать условия для более полного раскрытия интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.

        Включение ребенка на любых предметных занятиях в собственный исследовательский поиск развивает у детей исследовательские способности и формирует навыки исследовательского поведения.

        Начало любого исследования – это выбор темы работы ученика. Тема – отражает научную проблему в ее характерных чертах. Чтобы выбрать тему исследования необходимо определить проблему научного исследования – это то, что предстоит открыть, доказать. Выбрать тему несложно, если точно знать, что интересует ученика в данный момент. Ученик должен ответить на вопросы:

        Что тебе интересно больше всего?

        Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

        Что хотелось узнать в предметном материале более глубоко?

        Есть ли что-то такое, чем особенно ты гордишься?

        Если ученику вопрос не помогли, интересную идею могут предсказать родители, учителя, одноклассники.

        Темы исследования могут быть фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;  

        экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, экспериментов;

        теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и др. источниках.

        Например: «Как приготовить полезные краски для торта», «Почему детям нельзя пить кока-колу?», «Что полезнее соки или фрукты?» и т.д.

        Формулировка гипотезы – это творческий поиск частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать методический замысел, решить главную проблему. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим, допустим, возможно, что, если.

        Цель исследования формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

        Определить цель исследования, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

         Например. Тема работы: Почему пословица вовек не сломится, гипотеза: Предположим, что у пословицы есть ответна все злободневные вопросы современности и употребление ее в речи позволяет точно и четко выразить мысль. Поэтому пословица широко применяется в наши дни.

        Задачи исследовательской работы уточняют цель. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

        Необходимо различать Объект исследования и Предмет исследования:

        Объект исследования – это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации.

        Предмет исследования – это элемент, который более конкретно устанавливает те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании, а также границы научного поиска в каждом объекте.

        Например:

Объект исследования

Предмет исследования

стол

ящик стола

        Необходимо обозначить структуру исследования.

        Выводы по исследованию должны быть:

всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;  

вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Учащиеся выступают с докладами на 10 мин. (читают или рассказывают о своей работе), помогают им плакаты, рисунки, схемы, графики или макеты, а также презентации. Члены жюри задают вопросы. Текст доклада должен быть кратким.

Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своем пути, невзирая на трудности. Самое главное – ученик должен верить, что достигнет намеченной цели, что он настоящий юный исследователь!

        

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное исследование как средство формирования профессиональной компетенции конкурентоспособного специалиста

В ФГОС III поколения большое внимание уделяется самостоятельной и исследовательской работе студентов. В статье рассматриваются основные направления, виды и формы организации  научно-исследователь...

Научные исследования школьников

Формирование компонентов исследовательской культуры школьника на уроке и во внеурочное время....

А.М. Новиков, Методология научного исследования

В книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационнойкультуры изложены основы методологии научного исследования как учения об организации научной де...

методология и методы научного исследования

методология и методы научного исследования...

Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...