Формирование представлений о профессиях у младших школьников с нарушениями слуха
статья на тему

В статье раскрываются особенности работы по профессиональной ориентации в школе для детей снарушениями слуха. Рассматриваются формы работы для организации образовательного процесса  по ознакомлению с профессиями детей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о профессиях

у младших школьников с нарушениями слуха

С.В.Петракова,

учитель начальных классов

ГС(К)ОУ ОШ

Вопросы адаптации инвалидов к изменяющимся условиям социальной среды занимают особое место. Люди с ограниченными возможностями являются менее защищенными на рынке труда. Поэтому одной из главных задач образовательного учреждения является воспитание, развитие, трудовая подготовка и адаптация в окружающем мире граждан с ограниченными возможностями. Необходимо помочь глухим детям выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею, трудоустроиться и работать в рабочем коллективе.

Профориентационная  работа в школе проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессионально важных качеств человека и профессиональной культуры, строится на основе личного восприятия мира профессий, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых), путем расширения представлений о мире профессий.

В младшем школьном возрасте работа по ознакомлению с профессиями направлена на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.

Работа по профориентации в начальных классах является подготовительной. В этот период у детей должно сформироваться добросовестное отношение к труду, развиваться интерес к профессиям родителей, интерес к наиболее распространенным и доступным для детей с нарушенным слухом профессиях.

Система профориентации начинается с 1 класса. Работа на этом этапе направлена на  достижение цели восприятия положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • познакомить детей с содержанием труда самых распространенных профессий,  правила поведения в процессе трудовой деятельности;
  • формировать интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно полезному труду;
  • воспитывать старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Формирование общественных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего, четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат.

Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный, органический процесс. Вся работа, осуществляемая в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями глухих обучающихся.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволят организовать различные виды деятельности, подчиненные одной целью – ознакомлению с той или иной профессии.

Эта работа организуется через следующие виды деятельности:

  • совместную деятельность учителя и детей через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе уроков, экскурсий, бесед, игровую деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями обучающихся;
  • организацию взаимодействия с учреждениями социума.

Какие же формы работы по ознакомлению с профессиями я использую для организации образовательного процесса?

  • это, прежде всего урок;
  • коммуникативная деятельность;
  • наблюдение за трудом взрослых;
  • чтение художественной литературы;
  • игровая деятельность;
  • экскурсии;
  • художественно-творческая деятельность;
  • живой пример взрослых.

Остановлюсь на некоторых из них.

           Особую роль в начальных классах имеют уроки предметно-практического обучения. Они создают базу для дальнейшего общего и трудового обучения глухих детей. На уроках ППО глухие дети овладевают не только умениями лепки, конструирования, моделирования, шитья, склеивания, организации деятельности, но и знакомятся с простейшими инструментами и материалами (бумагой, картоном, пластилином, проволокой), изготавливают практически значимые предметы и объекты, учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают словарь специальными терминами, овладевают навыками планирования деятельности.

        На этих уроках дети учатся работать не молча, а постоянно сообщать о проделанной работе. В процессе работы дети учатся вести диалог. Например, при пришивании пуговиц может возникнуть такой диалог:

          - С.В. я не могу вдеть нитку в иголку.

          - Пожалуйста, попроси Алину.

          - Алина, вдень пожалуйста, нитку в иголку.

          - На, возьми.

          - Спасибо!

        Такой диалог идёт в естественных условиях, дети повторяют в разговоре названия инструментов и материалов.  

Особое внимание на уроках ППО уделяется ознакомлению глухих школьников с техникой безопасности и культурой труда.

При ознакомлении детей с трудом взрослых ставлю целью - дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы – условие труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.

По такой схеме можно составлять описание профессий.

В 3-4 классах начальной школы у ребят есть такой предмет, как социально-бытовая ориентировка. Цель этого курса – реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях. Один из разделов программы данного предмета – профессиональная ориентация. Содержание этой работы предусматривает формирование представлений и понятий о профессиях, о производстве, знакомство с трудом родителей, взрослых, формирование навыков обслуживания людей, обучение деловому общению. На этих уроках обобщаются знания о профессиях, полученные в процессе экскурсий и бесед. Проводятся деловые игры, направленные на активизацию и культуру общения. Ребята узнают, какими профессиями овладели выпускники школы. Для активизации детей использую занимательные игры, загадки, кроссворды, ребусы, собирание пазлов.

Большие возможности и благоприятные условия по ознакомлению с профессиями глухих школьников создаются во время экскурсий, где объектом познания является деятельность людей разных профессий.

Например, экскурсия в школьную мастерскую. В 1-2 классе детям дается представление, кто здесь работает, какие инструменты и материалы используют, какие изделия шьют. В 3-4 классе можно провести экскурсию в ателье, где дети видят, как раскраивают ткань, швеи шьют одежду на швейных машинках, затем готовые вещи отдают заказчику. На таких экскурсиях обращается внимание, что этот труд вполне доступен глухим взрослым.

В 3-4 классах учащиеся знакомятся с работой аптеки, магазина, почты. На уроке в классе говорим, какую работу выполняют работники этих учреждений. Перед началом экскурсии необходимо  пробудить интерес к ней, сообщаю цель, порядок проведения, вспоминаем необходимый речевой материал. Ребята делают запись речевого материала до начала экскурсии и в процессе её проведения. Повторяем с детьми правила техники безопасности, правила поведения в общественных местах.

В аптеке ребята своими глазами видят, как по рецепту врача выдают лекарство, дети сами пробуют купить витамины. При посещении магазина дети узнают, что магазин, где продают одежду, обувь называется промтоварный, а магазин, где продают продукты – продуктовый. При проведении экскурсий необходимо создавать ситуации для речевого общения. Во время экскурсий обращаю внимание на внешний вид учреждения, на внутреннее его устройство: мебель, технику, инструменты и т.д.

Также в задачу экскурсии входят встречи и беседы с людьми. Как правило, детям очень нравятся такие экскурсии, они задают вопросы работникам. По возвращению в класс обсуждаю с детьми результаты экскурсии, используя новый речевой материал, что было интересно, что понравилось, что было непонятно.

Также провожу с детьми экскурсии в магазин, в аптеку, в парикмахерскую.

Особенное место при ознакомлении с трудом взрослых занимает сюжетно-ролевая игра. В процессе такой игры глухие школьники могут приобрести знания об особенностях многих профессий, научиться ориентироваться в сфере производства и обслуживания, повысить уровень жизненной компетенции. Экскурсия может являться этапом подготовки к сюжетно-ролевой игре.

Ознакомившись с трудом продавца, детям будет понятно, как организовать игру «В магазин».

Моя практика показывает, что младшие школьники с нарушенным слухом недостаточно осведомлены о профессиях своих родителей. Поэтому, важную роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых отводится семье. Это, прежде всего, беседы о себе, о своей работе, пояснение сказок, иллюстраций, мультфильмов, т.е. всего увиденного. Это может быть беседа с родителями в школу, просмотр фото и видеоматериалов о работе родителей. Если есть возможность, то родители могут привести ребенка к себе на работу и показать условия своего труда. Совместно с родителями нами были организованы фотовыставки «Профессии моих родителей»,  «Моя мама».

К окончанию четвертого класса глухие школьники должны получить представление о том, что все предметы и вещи сделаны руками человека. Возможно, дети не усвоят всей полученной информации сразу, но у них будет сформировано представление о коллективном труде взрослых, о взаимосвязи разных видов труда. Таким образом у детей воспитывается уважение к человеку труда. Экскурсии на производство способствуют формированию у глухих детей эмоционально-ценностного опыта.

Вся эта работа проводится, чтобы помочь детям в дальнейшем сделать правильный выбор в самостоятельной жизни, чтобы дети многое умели и могли справиться с возникающими проблемами.

Список литературы.

  1. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989г.
  2. Колтуненко И.В. Развитие речи глухих школьников. М.: Просвещение, 1980г.
  3. Лопотько Л.П. Профессиональная ориентация в школе с нарушенным слухом. М.: Дефектология, 2005. №4. – с.74
  4. Марцинковская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников/ Е.Н.Марцинковская. – М., 1995г.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. Учебное пособие/ Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Носкова Л.П..- М., Просвещение, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики»

В докладе говорится о основных путях совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики....

формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса

В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса...

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха

Игры и развлечения  как средство музыкального воспитания младших школьников  с нарушением слуха...

Доклад "Игра как средство формирование понятий у младших школьников с нарушениями слуха."

quot;Игра  как средство формирование понятий у младших школьников с нарушениями слуха"....