Представление педагогического опыта по теме: "Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников"
материал по экологии на тему

Потапова Елена Васильевна

В системе непрерывности экологического образования школа призвана заложить основу формировния личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде- экологическим. Проектно- исследовательская деятельность способствует активизации познавательной активности учащихся на основе индивидуального подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_po_teme.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление  педагогического опыта по теме:

«Использование исследовательской деятельности

как метода формирования

экологической культуры школьников»

Автор: Потапова Елена Васильевна, учитель биологии

МАОУСОШ № 24, город Тамбов, Тамбовская область

Педагогический стаж работы: 35 лет, высшая категория

Аннотация

Ключевой характеристикой качественного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению в течение всей жизни. Концепция государственного стандарта образования второго поколения определяет приоритетом общества и системы образования - способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи. Эти способности и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования.

 В системе непрерывности экологического образования школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде - экологическим.

 Целью школы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей и их компетенций в области определенной науки (учебного предмета) и методики преподавания. Поэтому своей целью ставлю создание условий для формирования творческой личности, способной к реализации своего интеллектуального потенциала и социальной адаптации через совершенствование методики  преподавания биологии.

 Проектно-исследовательская деятельность способствует активизации познавательной активности учащихся на основе индивидуального подхода. Это особые возможности развития исследовательских и коммуникативных навыков посредством расширения и углубления школьниками собственных научных интересов, формирование умений самостоятельно сформулировать проблему и на основе имеющихся знаний найти самостоятельное решение.

 Методический пакет для сопровождения исследовательской деятельности учащихся включает в себя: план работы по проекту, критерии оценивания работ, дидактический материал с использованием технологии графического представления информации и технологии тестового контроля, работ учащихся, оформленные в виде презентаций, буклетов, информационных бюллетеней, веб-страниц. С результатами исследований обучающиеся участвуют в конкурсах различного уровня и становятся победителями.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24 города Тамбова

Обобщение опыта

«Использование исследовательской деятельности

как метода формирования

экологической культуры школьников»

         

                                                                                 Потапова Елена Васильевна,

                                                                                 учитель биологии,

                                                                   высшая категория

           

 

             

- 2016 -

Актуальность

Система экологического образования и воспитания строится внутри действующей системы образования и является ее важной составляющей.

Экологическое образование следует рассматривать как системообразующий компонент всего образовательного процесса, определяющий его стратегические цели и ведущие направления, создающий интеллектуальную, нравственную, духовную основу школы будущего.

В создании новой системы ценностей особая роль принадлежит педагогу. Именно он может реально способствовать развитию новой экологически целесообразной культуры поведения учащихся в окружающей среде и гражданской ответственности за сохранение ее качественных параметров, то есть формировать экологическую культуру личности.

Одним из условий эффективности экологического воспитания является участие школьников в исследовательской деятельности по экологии.

Экологизация биологического образования позволит обучающимся почувствовать себя частью природы, зависимой от нее, а так как экологические проблемы современности могут быть успешно решены лишь при условии экологической компетентности населения всего земного шара, то данная тема является достаточно актуальной.

Сохранить окружающую среду можно только при том условии, что каждый человек осознает эту необходимость, и будет разумно, бережно относиться к природным богатствам.

Формирование экологического сознания школьников позволит в дальнейшем более эффективно решать проблемы охраны окружающей среды родного края.

Современная модель выпускника школы предполагает наличие у него таких качеств, как способность самостоятельно и активно действовать, своевременно принимать решения, гибко адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

В системе непрерывности экологического образования школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде - экологическим.  

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель его – формирование у обучающихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Целью работы школы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей и их компетенций в области определенной науки (учебного предмета) и методики преподавания. Поэтому своей целью ставлю создание условий для формирования творческой личности, способной к реализации своего интеллектуального потенциала и социальной адаптации через совершенствование методики преподавания биологии. Проектно- исследовательская деятельность способствует активизации познавательной активности учащихся на основе индивидуального подхода.

Ведущая педагогическая идея

         Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящихся на базе исследовательского поведения.

        Это особые возможности развития исследовательских и коммуникативных навыков посредством расширения и углубления школьниками собственных научных интересов, формирование умений самостоятельно сформулировать проблему и на основе имеющихся знаний найти самостоятельное решение.

        Индивидуализация обучения в сочетании с групповыми формами обучения через использование технологий развития критического мышления, которые создают основу для формирования саморазвивающейся личности, формированию ключевых компетенций. Экологическая исследовательская деятельность способствует формированию ответственного отношения к природе и готовность к активным действиям по ее охране.

Условия возникновения и становления опыта

Программа развития школы «Организация учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода через освоение и реализацию современных технологий развивающего обучения и здоровьесбережения» предполагает создание новой модели школы - адаптированной к условиям нашего города, конкурентноспособную, обеспечивающую получение основного и общего (полного) среднего образования каждому обучающемуся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. Механизмом реализации данной программы развития школы выступают разработанные подпрограммы и проекты, в реализации которых участвую. Одна из них: комплексная программа «Формирование ключевых компетентностей через проектно-исследовательскую деятельность учащихся».

 Современные педагогические технологии существенно повышают эффективность образовательного процесса, решают задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Одним из действенных способов изменения качества педагогической реальности является использование интегрированного подхода в преподавании биологии. Одними из причин перегрузки обучающихся являются недостатки в построении содержания образования: усложнение материала; дублирование его между смежными предметами; возрастающий объем учебной информации; нечеткое разграничение в учебниках основного и второстепенного материала; недостаточная практическая направленность. На уроках биологии реализую как внутрипредметную так и межпредметную интеграцию: биология - экология, биология – химия, биология - информатика. Результатом работы являются межпредметные проекты.

Теоретическая база опыта

В наше время, когда неуклонно возрастает объем информации, большое значение приобретают умения учащихся продуцировать новые идеи. В решении этих задач большое значение имеет проектно-исследовательская деятельность.

 Исследовательская деятельность развивает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерной, технологической деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю.

  Исследовательская деятельность включает в себя следующие характеристики:

- личностно-ориентированное взаимодействие;

- комплексный характер работы;

- широкие возможности творческого развития;

- проблемность;

- альтернативность и вариативность;

- авторское решение, авторская доказательная позиция.

 Определив типологию выбранного проекта, необходимо детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы выполнения работы. Для участников проекта можно ограничиться и тремя этапами работы:

- организационно-подготовительным;

- технологическим;

- заключительным (презентация).

  Учащийся должен определить свой статус для работы на предстоящий учебный год:

- работает над проектом, завершает работу, оформляет ее, выступает на    

  конференции;

- накапливает материал к будущему проекту;

- расширяет кругозор в определенной образовательной области.

  Качество выполняемого проекта будет зависеть от множества составляющих: творческой активности участников, умелого руководства, удачного подбора методов и средств реализации проекта.

Новизна педагогического опыта

Направленность исследовательской деятельности на конечный результат делает процесс получения экологических знаний целенаправленным. В исследовательской деятельности осуществляется разнообразная самостоятельная деятельность школьников, которая формирует навыки самообразования, умения проводить экологические исследования, навыки слежения за состоянием окружающей среды. Метод проектов привлекателен, так как личностноориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, то есть возрастание интереса, вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся к проблемам экологического характера. Экологическая исследовательская деятельность способствует формированию ответственного отношения к природе и готовность к активным действиям по ее охране.

Технология  опыта

Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством     освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- развитие мотивации к самостоятельному научному поиску;

- формирование  умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;

- формирование навыков исследовательской работы;

- формирование критического мышления, навыков работы в команде;

- формирование навыков публичного выступления, культуры рассуждения, защиты исследовательской работы, ведения дискуссии;

- сформировать ответственное отношение к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Формы организации исследовательской деятельности

        Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность осуществляется в три этапа:

Первый этап -  учебно- исследовательская деятельность на уроке. Это создание проблемных ситуаций, активизации познавательной деятельности.

Учащихся в поиске и решение сложных вопросов, требующих активизации знаний, построение гипотез.

Второй этап - система индивидуально групповых занятий с учащимися 7-х классов. На занятиях учащиеся знакомятся с методикой проведения исследований, выполняют реферативные работы.

Третий этап - исследовательская деятельность (работа с учащимися  8-11 классов). Участие в школьных, муниципальных, областных научно-практических конференциях.

          В процессе сотрудничества педагога и школьника реализуется ряд этапов, каждый из которых оказывает определенное влияние на развитие исследовательских способностей учащихся.

Примерный вариант поэтапного развития

исследовательских навыков учащихся

Универсальная последовательность

Развиваемые на данном этапе

навыки ученика-исследователя

1. Осуществление выбора темы исследования, обоснование актуальности темы.

1. Способность ориентироваться в современных тенденциях науки.

2. Постановка цели и задач исследования.

2. Умение ставить перед собой цель и последовательно продвигаться к ее достижению.

3. Изучение литературных данных по избранной теме (работа с научной литературой, работа в сети Интернет).

3. Широкое использование информационных ресурсов, самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний.

4. Составление схемы исследования.

4. Логичность и абстрактность мышления.

5. Выбор и освоение наиболее подходящих методов исследований.

5. Объективность в оценке допустимой сложности исполнения и погрешности методов.

6. Проведение исследований и компьютерная обработка результатов.

6. Уверенность в работе с лабораторным оборудованием и программным обеспечением. трудолюбие и наблюдательность.

7. Формулирование выводов.

7. Умение кратко и логично представить полученные результаты.

8. Оформление отчета и презентации.

8. Логичность отражения хода исследования, творческий подход к оформлению работы.

9. Защита ученической исследовательской работы на школьной экологической конференции, а затем на конкурсах исследовательских работ муниципального и регионального уровней.

9. Ответственность за полученные результаты работы, дружественное восприятие аудитории и членов жюри в качестве опытных советчиков.

Развитие исследовательской деятельности учащихся

        Практическая деятельность учащихся может быть представлена последовательностью нескольких этапов.

1 этап.  Выявление учеников, желающих участвовать в исследовательской деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы призван выявить желание ученика заниматься исследовательской работой, помочь в выборе темы исследования, определить круг проблем, требующих решения. Подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, конкурсе, конференции, использование работы другими учащимися).

2 этап. Утверждение тем предполагаемых исследований. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:

- осознать учащимися значимость своей работы;

- создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем;

- дает возможность использования разрабатываемых проектов учителем и учащимися в дальнейшей деятельности, стимулирует развитие их исследовательской деятельности.

        Типы проектов:

- исследовательские (теоретическое или экспериментальное исследование);

- информационные (реферат);

- практико-ориентированные (сценарий тематического мероприятия, разработка дидактических материалов к урокам).

3 этап. Непосредственная работа учеников над проектом под руководством учителя. Представление пройденного материала 1 раз в месяц. Это позволяет:

- осуществлять контроль над процессом работы;

- оперативно решать возникшие проблемы (недостаток литературы, корректировка опытно-экспериментальной части и др.);

- поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников и учителей).

4 этап. По мере завершения исследовательской деятельности дается предварительная оценка проделанной работы. Выявляются недостатки, оказывается помощь в решении возникших вопросов. Наиболее удачные работы рекомендуются к участию в итоговой конференции, конкурсах.

5 этап. Итог исследовательской работы - экологическая конференция, проводимая в конце учебного года.

Ожидаемые результаты

        Предполагается, что в результате исследовательской деятельности учащиеся школы овладеют следующими качествами личности:

- умения самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;

- творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;

- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

          Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученные знания о технологии исследования, интеллектуальные умения.

         Особенно важно отметить, что в исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие концепции, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес к собственному получению знаний.

Направления  исследований

1. Изучение видового состава и структуры биогеоценозов.

2. Анализ экологического состояния природных объектов.

3. Оценка влияния автотранспорта на состояние окружающей среды.

4. Мониторинг пришкольной территории.

5. Мониторинг состояния здоровья школьников.

        Учащимися 7- 11 классов нашей школы были проведены следующие исследования:

-  исследование экологического состояния двора;

- исследование экологического состояния пришкольной территории;

- исследование экологического состояния жилища;

- экологические аспекты хронобиологии;

- экологические проблемы города;

- состояние и очистка городских водоемов;

- паспортизация комнатных растений;

- адаптация человека к экстремальным факторам среды;

- флора и фауна Тамбовской области;

- животные из Красной Книги Тамбовской области.

        В наше время, когда неуклонно возрастает объем информации, большое значение приобретают умения учащихся продуцировать новые идеи. В решении этих задач большое значение имеет проектная работа. Проектная деятельность развивает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерной, технологической деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю. Качество выполняемого проекта будет зависеть от множества составляющих: творческой активности участников, умелого руководства, удачного подбора методов и средств реализации проекта.

            Учащиеся 7, 10 классов нашей школы участвовали в разработке проекта с творческим названием: «Микрорайон школы - маленькая модель экологических проблем Земли». В рамках этого проекта прошла презентация стихов и фотографий «У природы нет плохой погоды…» Был проведен мониторинг состояния здоровья школьников, учет автотранспортной нагрузки. Учащиеся исследовали свойства почвы на пришкольной территории, состояние зеленых насаждений.

           Достигнутые в проектной деятельности практические результаты позволяют подкрепить изучаемые на уроках теоретические положения, сформулировать темы для новых проектов. При этом рождается совместная, творческая, поисковая работа, повышается познавательная активность учащихся. Они начинают больше читать, чаще обращаются к справочной литературе, работают с мультимедийными ресурсами.

          Участие в презентации и конкурсах, публичные выступления на защите проектов содействуют развитию  монологической речи, навыков общения, умения аргументировать и отстаивать свои идеи. Проектная деятельность способствует также усилению ответственности учащихся за свою работу; воспитывается уважительное отношение к результатам умственного и физического труда.

              Были проведены различные типы исследований, которые позволили выявить отношение обучающихся к природе. Достаточно обширную информацию можно получить путем наблюдения за поведением детей во время экскурсий, однако, чтобы получить полные сведения лучше провести анкетирование.

Распределение детей в 5-х классах по степени активности

природоохранной позиции

 

     

С учащимися, отличающимися любовью к природе и проявляющими определенный интерес к природоохранной деятельности, было проведено дополнительное анкетирование. Ответы на вопросы анкеты подразделяются на две категории: «Я хочу» (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю) и «Я могу» (умею, обладаю навыками, у меня есть способности) и записываются в следующую таблицу, где обучающийся ставит «+» по каждому вопросу в той графе, которая, по его мнению, отвечает его возможностям и способностям.

«Я хочу»

«Я могу»

  1. Выращивать овощи и фрукты.
  2. Работать на открытом воздухе.
  3. Ухаживать за растениями, животными.
  4. проводить фенологические наблюдения и анализировать результаты.
  5. Участвовать в экологических конкурсах.
  6. Заниматься исследованием в эколого-биологическом центре.

        Результаты анкетирования выявили детей, обладающих интересом к природоохранной деятельности и имеющих склонность к данным проблемам. На основании обобщенных данных по всем видам анкетирования была построена диаграмма, показывающая долю школьников, способных к активной природоохранной деятельности в общем количестве обучающихся 5-х классов.

Доля школьников, обладающих склонностью и способностями к природоохранной деятельности среди обучающихся в 5х классах.

        Для учащихся 7-х классов было проведено тестирование, которое позволило определить уровень готовности воспитанников к выполнению экологически значимых видов деятельности.

Виды экологической деятельности

Количество обучающихся, оценивших дело в соответствующих баллах

5

4

3

2

1

1. Познавательная деятельность (1-3).

2. Исследовательская деятельность (4-9).

3. Природоохранная деятельность (10-14).

4. Деятельность по восстановлению природы (15-18).

5. Пропагандистская деятельность (19-21).

6. Творческая деятельность (22-25).

5

5

3

4

8

7

8

15

12

10

12

8

27

35

30

36

45

25

25

20

20

15

8

25

15

5

15

15

7

15

        Анализ полученной информации показал, что 68% учащихся имеют склонность к исследовательской деятельности, а 32% учащихся имеют творческую направленность.

        Таким образом, данные результаты тестирования указывают на следующие задачи учителя: дальнейшая индивидуальная работа с детьми, занимающими активную природоохранную позицию, и развитие у детей с пассивной позицией любви к природе и интереса к природоохранной деятельности.

Участие в муниципальных и региональных конференциях, конкурсах

2010. Состояние водоемов Тамбовской области.

Якушина Оксана - 11А.

Состояние здоровья школьников.

Рогова Ирина – 11А.

Состояние и очистка сточных вод.

Якушина Оксана - 11А.

Влияние автотранспорта микрорайона  школы на здоровье человека.

Рогова Ирина - 11А

Охрана водоемов Тамбовской области.

Якушина Оксана - 11А.

Изучение экологического состояния пришкольной территории.

Рогова Ирина - 11А.

Областной конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку».

Областные Клейменовские чтения.

Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников- 2010.

Муниципальный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета- 2010».

Городской конкурс юных исследователей окружающей среды.

Городской конкурс юных исследователей окружающей среды.

Свидетельство участника и Грамота за изучение экологии Тамбовской области.

Диплом, 1 место.

Свидетельство участника.

Грамота, 3 место.

Грамота, 1 место.

Грамота, 2 место.

2011. Растения - создатели микроклимата.

Медведева Татьяна - 9В.

Адаптация организма к экстремальным факторам среды.

Борисова Марина- 9В.

Растения Красной Книги Тамбовской области.

Селенина Алина - 7А.

Областная научно-практическая конференция «Грани творчества».

Городская научно-практическая конференция «Человек и природа».

Областные Клейменовские чтения.

Городская научно-практическая конференция «Человек и природа».

Городская научно-практическая конференция «Человек и природа».

Диплом, призер.

Грамота, лауреат.

Диплом, победитель.

Грамота, лауреат.

Грамота, лауреат.

2012. Состояние и очистка водных объектов.

Николенко Людмила -10А, Борисова Марина - 10А.

Областной экологический конкурс «Гимн воде».

Областная научно- практическая конференция «Человек и природа».

Грамота, участники.

Грамота за актуальность и краеведческую направленность.

2013. Загрязнение и очистка водоемов.

Юрина Татьяна - 9А.

Влияние космоса на здоровье человека.

Борисова Марина - 11А.

Областная научно-практическая конференция «Человек и природа».

Сертификат участников.

        Разнообразие тем исследовательских работ школьников показывает, что их интересы достаточно широкие и разносторонние. Учащиеся расширили свой кругозор, ощутили свою личностную значимость, сумели заявить о себе на достаточно высоком уровне и заинтересовали исследовательской работой других школьников. Активизируя мыслительную деятельность, исследования способствуют раскрытию личностных качеств школьника и его эмоциональной сферы.

 

Схема конференций

Влияние исследовательской деятельности на качество знаний учащихся по экологии  2010 - 2012 учебный год

Влияние исследовательской деятельности на качество знаний учащихся по экологии 2012 - 2013 учебный год

По данной теме имею следующие публикации:

- Тезисы «Проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий». Сборник материалов областной научно- практической конференции «Инновационная деятельность как условие для формирования ключевых компетенций участников образовательного процесса».

- Тезисы «Изучение состояния здоровья школьников на основе проектной деятельности при изучении регионального компонента «Экология человека».

Сборник материалов городской научно-практической конференции «Человек и природа»; сборник городских Рябовских педагогических чтений «Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания».

- Тезисы «Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников». Материалы областной научно-практической конференции «Человек и природа». Сборник материалов 3 Международной научно-практической конференции «Теория и практика эколого-просветительской деятельности в природоохранных и образовательных учреждениях». Материалы дистанционной общероссийской конференции «Панорама педагогических идей».

Принимала участие в различных конкурсах и конференциях:

- Городской конкурс «Медиауроки учителей-предметников»,  номинация «Лучший учительский проект». Грамота, 1 место.

- Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по экологической проблематике. Сертификат участника.

- Городские Рябовские педагогические чтения «Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания». Сертификат участника.

- Дистанционная общероссийская педагогическая конференция «Панорама педагогических технологий». Сертификат участника.

- Всероссийский педагогический конкурс разработок учебных занятий «Мастерская гения». Диплом Лауреата.

- Представление на всероссийском уровне обобщенного педагогического опыта. Свидетельство.

Награждения, поощрения за организацию исследовательской деятельности учащихся:

  1. Свидетельство - Потапова Е.В. является руководителем исследовательской деятельности обучающихся при подготовке научных работ.
  2. Благодарственное письмо Управления образования и науки Тамбовской области за качественную подготовку и высокие результаты учащегося в 5 Открытых Клейменовских чтениях.
  3. Сертификат участника 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической проблематике.
  4. Грамота за активное участие в проводимых, ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития, экологии и туризма» массовых региональных мероприятиях по формированию экологической культуры у подрастающего поколения, плодотворную работу по привлечению школьников  к природоохранной и исследовательской деятельности».
  5. Благодарственное письмо ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития, экологии и туризма» за подготовку областных экологических конкурсов.
  6. Диплом за подготовку призера Всероссийского молодежного биологического чемпионата.  
  7. Награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования.
  8. Сертификат победителя областного конкурса «Народный учитель Тамбовской области - 2013».

Направленность исследовательской деятельности на конечный результат делает процесс получения экологических знаний целенаправленным. Экологическая исследовательская деятельность способствует формированию ответственного отношения к природе и готовность  к активным действиям по ее охране.

Адресная направленность: опыт может быть использован учителями-предметниками и классными руководителями общеобразовательных школ.

 

 

   

Информационные источники

  1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 4-е изд., испр.- М. Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004-368 с.
  2. Андреева В.В. Программа спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности старшеклассников». /Школьное планирование, 2002, №2.
  3. Игнатова В.Ю. Развитие исследовательских компетенций обучающихся при экологизации курса биологии: Учебно-методическое пособие, - Тамбов: ТОИПКРО, 2008-119 с.
  4. Муравлев Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности. / Завуч, 2004, №5.
  5. Попова Т.А. Школьный экологический мониторинг. Методическое пособие для учителя. – М.: Сфера, 2004-45 с.
  6. Русских Г.А. Технология проектного обучения. / Биология в школе. – 2003, №3.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знание о технологии исследования, интеллектуальные умения....

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Представление педагогического опыта на тему: "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с целью повышения мотивации старших дошкольников с ОВЗ"

В данной статье представлено обобщение опыта работы учителя-логопеда по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми, имеющих общее недоразвитие речи....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников» (к аттестации)

Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, ...

Формирование экологической культуры школьников через различные формы и методы естественнонаучного образования

Выступление на семинаре "Эффективные практики организации экологических мероприятий с обучающимися"...

«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».

Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....