Программа внеурочной деятельности "Познание"
рабочая программа (7 класс)
Изучение основ социального проектирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для ознакомления с социальным проектом | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15»
Утверждаю С. Г. Князева
Директор МБОУ «СШ № 15»
Приказ № 430- ОД от «30» августа 2019г.
Рассмотрена на заседании методического
объединения учителей истории и географии,
протокол № 1 от 29.08.2019г.
Рассмотрена на заседании методического совета
МБОУ «СШ № 15», протокол № 1 от 29.08.2019г.
Принято педагогическим советом МБОУ «СШ № 15»,
протокол № 1 от 30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ПОЗНАНИЕ»
(ФГОС)
Направление: Общекультурное
Курс обучения: 7 классы
Срок реализации программы: 2019– 2020 учебный год
Автор:
Учитель физики Фролова Н.С..
г. Нижневартовск
Оглавление
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Результаты освоения курса внеурочной деятельности | 5 |
3 | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности | 6 |
4 | Тематическое планирование Приложение. Материально-техническое обеспечение программы | 7 |
Пояснительная записка
Рабочая программа «Познание» создана на основе нового Федерального Государственного образовательного Стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом школы, на проектную деятельность в 7 классе отводится 34 часа. Программа курса «Познание» предназначена для изучения основ социального проектирования учащимися 7 класса и является курсом во внеурочной деятельности.
Сегодня рынок социальных программ и проектов представляет совокупность существующих и потенциальных проектов, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: населения, общественных, коммерческих и государственных институтов, заинтересованных в их реализации.
Условием, определяющим необходимость появления на рынке той или иной программы или проекта, является спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности.
Вторым важным условием разработки проекта является государственный социальный заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу, адресность социальных услуг.
Успешность того или иного соцпроекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.
Необходимым и достаточным условием конкурентоспособности проекта является сочетание нереализованного спроса на данный вид деятельности и профессиональных, организационно-финансовых возможностей организации/учреждения, реализующих данный проект.
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи: 1.образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
2.развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
3.воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся 6 класса средней школы.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение. Формы учебных занятий: теоретические(семинар, комбинированное занятие, мини-конференция); практические(игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.). Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате выполнения данной программы обучающиеся должны знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- о написании отчета о ходе проекта;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;
- об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- работать в парах и в группах.
Содержание курса внеурочной деятельности
- Введение:
- Социальное проектирование.
- Типы проектов.
- Определение, выбор социальной проблемы.
- Формирование проектных групп.
- Обсуждение идей будущих проектов.
- Краткая история и методы социологических исследований.
- Основы социологических исследований:
- Проектирование как способ управления и решения проблем.
- Основные понятия социологического исследования: анкета, респондент, проблема, предмет исследования, гипотеза.
- Практика: проанализировать с помощью словаря выдвинутые характеристики современного человека.
- Составление анкет.
- Проведение исследования.
- Различные подходы при работе над проектами.
- Структура проекта и основные требования к нему.
- Виды проектов.
- Социальное проектирование как способ решения актуальных проблем обучения и воспитания.
- Реализация проекта:
- Технология разработки социального проекта.
- Проектно-проблемные формы организации деятельности.
- Фазы проектирования.
- Содержательная «накачка» - «мозговой штурм».
- Ориентация и личностное самоопределение.
- Освоение понятий явление, проблема.
- Составление планов мероприятий по проекту.
- Выбор форм реализации.
- Описание работы по проекту.
- Обоснование проекта.
- Защита социального проекта:
- Представление работ, проведение обсуждения в соответствии с заданными критериями
- Защита проекта на школьной ученической конференции исследовательских работ, участие в областных конкурсах.
- Обобщение материалов:
- Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов.
- Положительные и отрицательные последствия проектов.
Формы организации и виды деятельности
Формы организации | Виды деятельности |
Беседа Проблемно – ценностная дискуссия Экскурсия Ролевая игра Встречи с интересными людьми Библиотечные уроки Спектакль Конкурс | -познавательная беседа -познавательная игра - видеоколлаж -презентация -социальный опрос -плакаты -буклеты -мастер-классы |
Тематическое планирование
дата | № | Тема | примечание | |
| ||||
1 | Введение: | |||
2 | Социальное проектирование. | |||
2. Основы социологических исследований 14 часов | ||||
3 | Типы проектов. | |||
4 | Определение, выбор социальной проблемы. | |||
5 | Формирование проектных групп | |||
6 | Обсуждение идей будущих проектов | |||
7 | Краткая история и методы социологических исследований. | |||
8 | Проектирование как способ управления и решения проблем. | |||
9 | Основные понятия социологического исследования: анкета, респондент, проблема, предмет исследования, гипотеза. | |||
10 | Практика: проанализировать с помощью словаря выдвинутые характеристики современного человека. | |||
11 | Составление анкет. | |||
12 | Проведение исследования. | |||
13 | Различные подходы при работе над проектами. | |||
14 | Структура проекта и основные требования к нему | |||
15 | Виды проектов. | |||
16 | Социальное проектирование как способ решения актуальных проблем обучения и воспитания. | |||
| ||||
17 | Технология разработки социального проекта | |||
18 | Проектно-проблемные формы организации деятельности. | |||
19 | Фазы проектирования. | |||
20 | Содержательная «накачка» - «мозговой штурм». | |||
21 | Ориентация и личностное самоопределение. | |||
22 | Освоение понятий явление, проблема. | |||
23 | Составление планов мероприятий по проекту. | |||
24 | Выбор форм реализации. | |||
25 | Описание работы по проекту. | |||
26 | Обоснование проекта. | |||
| ||||
27-30 |
| |||
31 33 |
| |||
| ||||
34 | Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов. Положительные и отрицательные последствия проектов. |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.
2. Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.
3. Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.
Список литературы
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
2. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
3. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
4. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
5. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...