Программа внеурочной деятельности "Познание"
рабочая программа (7 класс)

Фролова  Надежда Семеновна

Изучение основ социального проектирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15»

Утверждаю      Описание: \\srvzevs\zevs\администрация\!Свешникова Е.М\!ПОЧТА\!ПОЧТА 2018\вип 001.jpg     С. Г. Князева

Директор  МБОУ «СШ № 15»

Приказ  № 430- ОД от  «30» августа  2019г.

Рассмотрена на заседании методического

объединения учителей истории и географии,

протокол  № 1 от 29.08.2019г.

Рассмотрена на заседании методического совета

МБОУ «СШ № 15», протокол  № 1 от 29.08.2019г.

Принято педагогическим советом МБОУ «СШ  № 15»,

протокол  № 1 от 30.08.2019г.

                                                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«ПОЗНАНИЕ»

(ФГОС)

Направление: Общекультурное

Курс обучения: 7 классы

Срок реализации программы: 2019– 2020 учебный год

                                                                                       Автор:

                                                                                           Учитель физики Фролова Н.С..                                                                                                                                                                      

г. Нижневартовск

                                                     


Оглавление

1

Пояснительная записка

3

2

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

5

3

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

6

4

Тематическое планирование

     Приложение. Материально-техническое обеспечение программы

7

                             


Пояснительная записка

        Рабочая программа «Познание» создана на основе нового Федерального Государственного образовательного Стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом школы,  на проектную деятельность  в  7 классе отводится 34 часа. Программа курса «Познание» предназначена для изучения основ социального проектирования учащимися 7 класса и является курсом во внеурочной деятельности.

Сегодня рынок социальных  программ  и проектов представляет совокупность существующих и потенциальных проектов, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: населения, общественных, коммерческих и государственных институтов, заинтересованных в их реализации.

Условием, определяющим необходимость появления на рынке той или иной  программы  или проекта, является спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности.

Вторым важным условием разработки проекта является государственный  социальный  заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение  социальных  проблем с опорой на общественную инициативу, адресность  социальных  услуг.

Успешность того или иного соцпроекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в  социальной  сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.

Необходимым и достаточным условием конкурентоспособности проекта является сочетание нереализованного спроса на данный вид деятельности и профессиональных, организационно-финансовых возможностей организации/учреждения, реализующих данный проект.

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

 Социальное   проектирование  есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

 Социальный  проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем  социальном  окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Основные задачи: 1.образовательные:

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

2.развивающие:

-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

3.воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у  учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный  режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся 6 класса средней школы.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют  требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Основными методами обучения являются:  проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение. Формы учебных занятий: теоретические(семинар, комбинированное занятие, мини-конференция); практические(игры, практические работы, эксперимент, наблюдение  и т.д.). Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате выполнения данной  программы  обучающиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

- этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;        

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;

- работать в парах и в группах.


Содержание курса внеурочной деятельности

  1. Введение:
  • Социальное   проектирование.
  • Типы проектов.
  • Определение, выбор  социальной  проблемы.
  • Формирование проектных групп.
  • Обсуждение идей будущих проектов.
  • Краткая история и методы социологических исследований.
  1. Основы социологических исследований:
  • Проектирование  как способ управления и решения проблем.
  • Основные понятия социологического исследования: анкета, респондент, проблема, предмет исследования, гипотеза.
  • Практика: проанализировать с помощью словаря выдвинутые характеристики современного человека.
  • Составление анкет.
  • Проведение исследования.
  • Различные подходы при работе над проектами.
  • Структура проекта и основные требования к нему.
  • Виды проектов.  
  • Социальное   проектирование  как способ решения актуальных проблем обучения и воспитания.
  1. Реализация проекта:
  • Технология разработки  социального  проекта.
  • Проектно-проблемные формы организации деятельности.
  • Фазы  проектирования.
  • Содержательная «накачка» - «мозговой штурм».  
  • Ориентация и личностное самоопределение.
  • Освоение понятий явление, проблема.
  • Составление  планов  мероприятий по проекту.
  • Выбор форм реализации.
  • Описание работы по проекту.
  • Обоснование проекта.
  1. Защита  социального  проекта:
  • Представление работ, проведение обсуждения в соответствии с заданными критериями
  • Защита проекта на школьной ученической конференции исследовательских работ, участие в областных конкурсах.
  1. Обобщение материалов:
  • Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов.
  • Положительные и отрицательные последствия проектов.

Формы организации и виды деятельности

 Формы организации

Виды деятельности

Беседа

Проблемно – ценностная дискуссия

Экскурсия

Ролевая игра

Встречи с интересными людьми

Библиотечные уроки

Спектакль

Конкурс

-познавательная беседа

-познавательная игра

- видеоколлаж

-презентация

-социальный опрос

-плакаты

-буклеты

-мастер-классы

Тематическое планирование

дата

Тема

примечание

  1. Ведение 2 часа

1

Введение:

2

Социальное   проектирование.

2. Основы социологических исследований  14 часов

3

Типы проектов.

4

Определение, выбор  социальной  проблемы.

5

Формирование проектных групп

6

Обсуждение идей будущих проектов

7

Краткая история и методы социологических исследований.

8

Проектирование  как способ управления и решения проблем.

9

Основные понятия социологического исследования: анкета, респондент, проблема, предмет исследования, гипотеза.

10

Практика: проанализировать с помощью словаря выдвинутые характеристики современного человека.

11

Составление анкет.

12

Проведение исследования.

13

Различные подходы при работе над проектами.

14

Структура проекта и основные требования к нему

15

Виды проектов.  

16

Социальное   проектирование  как способ решения актуальных проблем обучения и воспитания.

  1. Реализация проекта:10 часов

17

Технология разработки  социального  проекта

18

Проектно-проблемные формы организации деятельности.

19

Фазы  проектирования.

20

Содержательная «накачка» - «мозговой штурм».  

21

Ориентация и личностное самоопределение.

22

Освоение понятий явление, проблема.

23

Составление  планов  мероприятий по проекту.

24

Выбор форм реализации.

25

Описание работы по проекту.

26

Обоснование проекта.

  1. Защита  социального  проекта: 9

27-30

  • Представление работ, проведение обсуждения в соответствии с заданными критериями

31

33

  • Защита проекта на школьной ученической конференции исследовательских работ, участие в областных конкурсах.

  1. Обобщение материалов: 2

34

Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов. Положительные и отрицательные последствия проектов.

     

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.

2. Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.

3. Материал и оборудование,  необходимые  для выполнений практических заданий.

Список литературы

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.

2. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.

3. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

 4. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.

 5. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...