Современные пути и методы воспитания учащихся в школе пенитенциарной системы
статья (11 класс)
Процесс обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения специалистов нужны действительные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные пути и методы воспитания учащихся в школе пенитенциарной системы
Процесс обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения специалистов нужны действительные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности учащихся.
Процесс эффективного включения учащихся в образовательный процесс школы требует определенной их адаптации к формам и методам преподавания в учебном заведении.
Среди путей и методов адаптации учеников к учебному процессу важное место занимает классный руководитель. Он знакомит учащихся с требованиями ФГОС, помогает адаптировать учащихся к основным формам организации учебного процесса, методам контроля знаний и умений, обучить формам и методам самостоятельной работы.
В школе действует система классного руководства. Основная цель работы классного руководителя, на наш взгляд, заключается в создании благоприятных условий для успешного образования, самореализации и социализации, нравственного формирования личности будущего специалиста. Главным принципом организации воспитательной работы с классом является гуманизация межличностных отношений: уважительные отношение между педагогами и обучающимися, основанные на принципах педагогического сотрудничества, терпимость к мнению учеников, доброта и внимание к ним, создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности и др.
Основными задачами классного руководителя являются:
- выявление личностных особенностей учеников с целью своевременной психологической поддержки;
- организация эффективной учебной деятельности с учетом особенностей обучения в школе пенитенциарной системы;
- организация интересной внеаудиторной деятельности с целью сплочения класса и всестороннего развития личности каждого ученика;
- привитие навыков самодисциплины и основ здорового образа жизни.
Воспитательная работа с классом осуществляется на диагностической основе. Для определения психологического типа и особенностей характера обучающихся используются специальные тесты, метод наблюдения и собеседования. Ежемесячно проводится тестирование по выявлению уровня тревожности, уровня адаптации к образовательному процессу, к новому коллективу. Результаты педагогического тестирования учеников, собственные наблюдения кураторов и отзывы учителей, а также динамика воспитательного процесса отражаются в «Журнале классного руководителя», который ведет каждый куратор. Такой подход позволяет лучше познакомиться с учениками, разрабатывать тактику воспитательной работы с классом, осуществлять индивидуальный подход и управлять качеством воспитания учеников.
В классах выбраны органы самоуправления, в зависимости от индивидуальных способностей и склонностей учащихся распределены общественные обязанности. Каждый имеет общественное поручение, регулярно привлекается к посильной для него деятельности. При этом куратор с целью развития самостоятельности, инициативы, активности, не столько руководит, сколько организует и направляет ведущую к успеху деятельность.
Учителя широко используют проведение активных форм классных часов (диспуты, мозговой штурм, беседы), направленные на формирование политической активной жизненной позиции и развитие нравственно-эстетических качеств: «Твоя жизненная позиция», «Жизненные принципы, которым я следую», «Поговорим об этикете», «О культуре речи и общения», «О культуре внешности».
Большое значение при работе с классом уделяется развитию потребности в здоровом образе жизни. Традиционными стали «День здоровья», «Веселые старты», недели спорта и др. В школе работает волейбольная секция, секция настольного тенниса. Волонтерская группа из числа учеников старших классов «Авиценна» ведет большую работу среди учеников по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и социально значимых заболеваний. Беседы о сохранении здоровья сопровождаются мультимедийными презентациями и раздачей профилактических буклетов.
Поводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что психолого-педагогическая поддержка учеников, формирование у них положительной мотивации к обучению, организация интересной, отвечающей общечеловеческим потребностям обучающихся, деятельности, вовлечение учащихся во внеаудиторные мероприятия способствуют ускорению процесса адаптации студентов нового набора к новым условиям, уменьшению пребывания первокурсника в стресс-напряженной ситуации, и, следовательно, сохранению здоровья молодого поколения.
Литература
- Березина В.А. Развитие воспитания - приоритетное направление деятельности в системе образования / В.А. Березина // Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А. Березиной, И.А. Зимней [и др.].- М.: Вентана-Графф, 2003.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник [ТЕКСТ] / Г. М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010
- Левин Э. А. Методика индивидуально-группового обучения / Э. А. Левин, О. И. Прокофьева. – М.: Сентябрь, 2007. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение на уроках химии в школе пенитенциарной системы.
Использование форм и методов личностно-ориентированного обучения на уроках химии в школе пенитенциарной системы....
Рабочая программа по геометрии (7 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
Рабочая программа по геометрии (7 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы...
Рабочая программа по геометрии (8 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
Рабочая программа по геометрии (8 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы...
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (10 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (10 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системыНастоящая рабочая программа по алгебре и началам математическ...
Подготовка выпускников к ГИА в форме ГВЭ в вечерней школе пенитенциарной системы.
Для того, чтобы успешно подготовить учащихся к сдаче ГИА, необходимо создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся не только по освоению и закреплению знаний, но и для ...
Опыт патриотического воспитания учащихся в условиях пенитенциарной школы
Выступление на педсовете ГОУ РК РЦО, посвящённое практике патриотического воспитания в условиях закрытого социума....
Патриотическое воспитание в условиях школы пенитенциарной системы
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший ур...