Патриотическое воспитание в условиях школы пенитенциарной системы
статья
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm-npk_sredi_pedagogov-21.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Селенгинское управление образованием»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вечерняя (сменная)общеобразовательная школа №2 г.Гусиноозёрск
Республиканская
научно-практическая конференция
педагогов школ УИС
Тема доклада:
«Патриотическое воспитание в условиях школы
пенитенциарной системы»
Автор: Доржиева Э.Л.
учитель русского языка и литературы
МБОУ ВСОШ №2 при ФКУ ИК-1
2021
«Патриотическое воспитание в условиях школы
пенитенциарной системы» (из опыта работы)
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
Сегодня воспитание патриотизма у молодёжи становится главной заботой общества и государства, тем более, если речь идёт об учащихся школ исправительных учреждений. Ведь именно учащиеся школ пенитенциарного типа имеют искажённые представления в области морали, культуры, права… Ещё К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Поэтому в целях общественной безопасности гуманно и благородно дать возможность оступившимся людям правильно понять ценности, как правило, не материального, а духовного характера.
Формирование патриотизма в системе воспитательной работы в школе осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы.
Перед нами, филологами, проблема патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь русский язык — учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие школьника, усвоение всех других дисциплин... Это ли не проявление патриотизма?!
Одной из важнейших сторон патриотического воспитания, безусловно, является воспитание любви к Родине. Благодатным материалом являются пословицы и поговорки русского народа, которые можно использовать при изучении различных тем, например, при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым»:
Родная сторона - мать, чужая – мачеха;
Родина - мать, умей за неё постоять;
Жить — Родине служить;
Человек без Родины – что соловей без песни;
Чужбина - калина, Родина – малина…
При изучении темы «Правописание – тся и — ться в глаголах» на доске (или на слайде) записываю следующие пословицы:
- Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
- Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
- Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.
- Всякий человек в деле познается.
- Где кто родится, там и пригодится.
Прочитав пословицы, объяснив их значение и правило написания, учащиеся выполняют следующее задание: запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих поступках!
Данные пословицы о труде взяты не случайно! Считаю, что одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия, ведь в труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании.
Другим проявлением патриотизма является любовь к родной природе.
В упражнениях учебников много текстов, темой которых является описание природы, — это отрывки из произведений И.Бунина, А.Фета, С.Есенина, И.Тургенева и других писателей и поэтов. Например, при изучении темы «Имя существительное» предлагаю учащимся строки стихотворения С. Аксакова. В них нет ни одного глагола, но каждое выражение – это целая картина.
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес…
При выполнении творческих работ ребятам помогают пейзажи художников, музыка известных композиторов, которые учат не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать родную природу.
Таким образом, на уроках русского языка учащиеся приходят к мысли, что необходимо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни. Иначе говоря, привитие любви к родному языку – это тоже одно из проявлений патриотизма.
Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о роли семьи в воспитании человека, о милосердии, о добре и зле, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов и др. И в этом нам, учителям русского языка и литературы, помогает очень сильное оружие – слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания у учащихся чувства патриотизма.
Так, огромное эмоциональное влияние на учащихся оказывают произведения о Великой Отечественной войне! В них нашли отражение героизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. Произведения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, других писателей рассказывают о солдатских буднях, пробуждают чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма; разбирая те или иные поступки людей ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности учащегося к событиям далекого прошлого, помогают где-то понять самого себя…
Познать, почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, дать характеристику герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определяет его успех.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Духовно-патриотическое воспитание находит продолжение и во внеурочное время. В своей деятельности руководствуюсь словами крупнейшего педагога В.А. Сухомлинского, который говорил, что «воспитывать чувство патриотизма - значит добиться, чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного города. Но именно для этого начинать познание мира нужно с того, что ближе - с семьи, судьбы деда и прадеда. Патриотизм начинается с любви к своей семье: родителям, братьям, сестрам, близким людям.
Мною проводятся мероприятия, воспитывающие любовь и уважение к близким, семье. Так, в классе проводятся классные часы о любви, дружбе, верности, а также различные беседы, посвящённые семье, где опять же использую пословицы, такие как «Отца с матерью почитать — горя не знать», «Семьей дорожить — счастливым быть» и другие. Ребята знают, что такое семейные ценности, традиции, обычаи, знают историю о Петре и Февронии, знают, что многие люди совершают паломничество в город Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного счастья.
Ежегодно в школе, классе отмечается праздник, посвященный Дню Матери. Не удивительно, что для осуждённых – это святая тема, ведь никто не умеет так ждать и любить, как мать…Учащиеся принимают активное участие в конкурсах стихов, сочинений, рисунков о матерях, выражая этим любовь и благодарность самому дорогому человеку на свете.
Любовь к родному краю, родной культуре «начинается с малого… Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре». Так определяет Д.С.Лихачёв формирование в душе человека чувства Родины, сопричастности человека с местом, где он родился, живёт и выходит в большой мир. Поэтому, хотелось бы отметить высокий познавательный уровень таких мероприятий, как «Бурятия – мой край родной», «Декабристы в Сибири», «Славное море – священный Байкал», «История Селенгинского района», краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой край?» и тп.
Беседы, лекции на патриотические темы, празднование историко-юбилейных дат способствуют осознанию патриотических проявлений и качеств личности. Учащиеся должны навсегда запомнить, что патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Еще древние философы говорили: «Нет будущего у народа, который не хочет помнить своего прошлого». Знание истории своей страны, ее духовных истоков и традиций необходимо для понимания всех происходящих событий.
Так, в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне ежегодно оформляются классные уголки Боевой славы, проходит книжная выставка «Помнит мир спасённый», проводятся уроки мужества, тематические классные часы, такие как «Вспомним всех поимённо» (об участниках войны Селенгинского района), «Всё для фронта, всё для Победы», «Блокадный Ленинград» и др.
Понимание патриотизма имеет глубокую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Проведение в школе народных праздников, таких как «Покров Пресвятой Богородицы», «Святочные вечера», «Русская масленица», «Сагаалган» и др., не только знакомят учащихся с историями их возникновения, духовно – нравственными традициями, обрядами, обычаями и нравами наших предков, но и прививают любовь к своей земле, народу, его доброй мудрости, накопленной веками, богатой и живой культуре.
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашей школы. Мы осознаём, что только планомерная систематическая работа, использование различных средств и методов воспитания, общие усилия школы, воспитательного отдела учреждения могут повлиять на становление истинных патриотов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...
Личностно-ориентированное обучение на уроках химии в школе пенитенциарной системы.
Использование форм и методов личностно-ориентированного обучения на уроках химии в школе пенитенциарной системы....
Рабочая программа по геометрии (7 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
Рабочая программа по геометрии (7 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы...
Организация учебной деятельности на уроках математики в условиях школы пенитенциарной системы.
Технология индивидуального продвижения - это авторская модель организации образовательного процесса в КГКОУ "КВСОШ №11". В данном материале обобщается опыт работы в школе при исправительном учреждении...
Гражданско-патриотическое воспитание в условиях школы пенитенциарного типа
Гражданско-патриотическое воспитание в услових школы пенитенциарного типа...
"Секреты гражданского и патриотического воспитания в условиях пенитенциарной школы "
Презентация опыта воспитательной деятельности на конкурсе "Воспитай человека"...
Современные пути и методы воспитания учащихся в школе пенитенциарной системы
Процесс обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства...