Личностно-ориентированное обучение на уроках химии в школе пенитенциарной системы.
материал по химии по теме
Использование форм и методов личностно-ориентированного обучения на уроках химии в школе пенитенциарной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannoe_obuchenie_na_urokakh_khimii_v_shkole_penitentsiarnoy_sistemy.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
КОУ « Осташковская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа»
Мельниковой Надежды Николаевны учителя химии и биологии
Тема : Личностно – ориентированное обучение
на уроках химии .
Какой учитель не мечтает , чтобы его ученики получали только хорошие и
отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого обучающегося свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Я работаю в школе пенитенциарной системы.
При изучении процесса социальной адаптации выпускников специальных школ закрытого типа становится все более очевидно, что только обладая высоким уровнем знаний, сформированностью умений, и навыков по всем школьным дисциплинам , выпускники специальных общеобразовательных школ закрытого типа могут достаточно безболезненно адаптироваться в прежнюю среду , которую они покинули несколько лет назад .Образование позволяет преодолеть все виды отчуждения : от семьи( налаживаются контакты с близкими) , от профессии ( приобретаются профессиональные знания, что позволяет после освобождения получить хорошую работу),от самого себя ( появляется самоуважение ,изменяется самовосприятие).
Учитывая большую пестроту возрастного состава учащихся пенитенциарной школы возникает вопрос, каким образом организовать процесс обучения химии на основе Личностно – ориентированное обучение подхода?
Обучение химии в школах закрытого типа будет более эффективным, если будет:
-дано методологическое обоснование методам, формам и средствам обучения химии, способствующим активизации учебной деятельности учащихся;
-учтены психолого-педагогические основы деятельности в условия школы пенитенциарной системы;.
-определен алгоритм действий, стимулирующих учебную мотивацию;
- разработана и внедрена в практику модель методики реализации деятельностного подхода в учебно-познавательном процессе при обучении школьному курсу химии учащихся школы закрытого типа. Решить эту проблему мне позволяет технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО).
Поэтому я уже несколько лет работаю по теме «Личностно-ориентированное обучение на уроках химии и во внеурочной деятельности», так как именно ЛОО обеспечивает всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаёт необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Личностно-ориентированные технологии:
- ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.
- характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я»-концепции.
Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности
- Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
- Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
- Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
- Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
- Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
Личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.
- содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель
- обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин
- достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода
- активно используется положительная стимуляция учения
На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
В рамках ЛОО как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникативные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе активно использую четыре основные технологии ЛОО:
- Технология разноуровневого обучение
- Технология проектной деятельности
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
Технология уровневой дифференциации
В связи с многообразием школьных программ и учебников, разработкой и утверждением обязательного минимума содержания образования остается актуальной реализация дифференцированного подхода к учащимся не только в рамках профилизации классов и школ, но и прежде всего, в более массовом варианте, в наиболее распространенных обычных классах школ, в которых некоторым учащимся достаточно минимального уровня овладения материалом, а другим необходима его глубокая проработка.
Цель технологии уровневой дифференциации:
- обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;
- создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.
Методическая основа:
- индивидуализация обучения;
- дифференцированный уровень требований;
- материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях;
- от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить
Результаты:
- Позволяет учащимся реально оценивать свои возможности
- Повышается интерес к предмету
- Между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения
- Снижается психологическое напряжение учащихся на уроках
- Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся
- Исчезает страх перед проверкой знаний
Элементы уровневой дифференциации начинаю вводить на уроках в 8 классе. Даю возможность детям заранее знать, к чему они должны быть готовы, какие знания должны усвоить очень четко. Тематические зачеты провожу по основным темам курса 8 класса. Зачеты провожу во время уроков, а пересдача после уроков. Итоговые вопросы к зачетам сообщаю заранее, а также контролирующие задания, аналогичные тем, что будут на зачете. Всего в 8 классе 4 зачета:
1 зачет — Первоначальные химические понятия
2 зачет — Кислород. Оксиды. Горение
3 зачет — Основные классы неорганических веществ
4 зачет — Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома.
Получается 2 зачета в полугодии.
Такие зачеты показали, что если ученик систематически занимается изучением материала темы, то ему сдать зачет легко. Отдельные учащиеся 1 группы успешности помогают учителю принимать зачет у остальных учащихся.
В 10 класс приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, но и уровнем знаний. Кроме того, лишь некоторые из них будут сдавать ЕГЭ или вступительный экзамены по химии. Остальных же интересует только отметка по предмету в аттестате зрелости. Если предъявлять к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным. Технология уровневой дифференциации дает возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя в выборе методов, средств и форм обучения.
Каждый зачет составляю следующим образом :Часть А. в виде тестов с выбором ответа, Часть Б.традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, проблемные вопросы, причинно – следственные связи, расчетные задачи и т. д.). Готовлю обычно два варианта, включающие обязательную и дополнительную части. В кабинете химии на стенде «Готовимся к зачету» учащиеся могут познакомиться с требованиями к знаниям и умениям и примерами обязательных заданий по каждой теме. Это способствует созданию атмосферы эмоционального комфорта для всех учащихся.
Вопросы, обязательные для усвоения всеми учащимися, подробно объясняю. На каждом уроке обращаю внимание учащихся па стенд, подчеркиваю, над каким тематическим требованием работаем на данном уроке. Список обязательных заданий позволяет учащимся контролировать себя, определяя, насколько они усвоили изученный материал.
Первичное закрепление материала целесообразно проводить на самых простых примерах, постепенно наращивая сложность заданий. Поэтому для закрепления темы готовлю разноуровневые дидактические материалы, тщательно продумывая последовательность заданий, которая дает возможность всем учащимся включиться в работу и достичь только положительных результатов.
За 2-3 урока до тематического зачета провожу тренировочный зачет, включающий задания, аналогичные заданиям тематического зачета. В результате учащиеся могут объективно оценить свою подготовку к тематическому зачету, и имеют время ликвидировать пробелы в знаниях. Открытость, определенность требований вызывает у учащихся интерес к достижению поставленной цели. В случае неудачи, а также при желании получить более высокую отметку предоставляю учащимся возможность пересдать зачет.
Вот уже в течение ряда лет я использую элементы технологии уровневой дифференциации и могу сделать вывод, что это позволяет учащимся реально оценивать возможности, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Хочу отметить, что повысилось качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся, да и у остальных знания стали более системными. Адекватной стала самооценка учащихся, исчез страх перед проверкой знаний. Анкетирование учащихся показало, что данный подход нравится и им, и их родителям, поскольку известны конкретные требования, которые предъявляет учитель к знаниям и умениям учащихся. Как положительный результат расцениваю и увеличение числа выпускников, выбирающих экзамен по химии и подтверждающих качество знаний при поступлении в высшие учебные заведения и при сдаче ЕГЭ.
Технология проектного метода.
Метод проектов совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных
действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной
презентацией результатов.
- педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Цели проектного обучения:
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
- Развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;
- Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
- Развивать у учащихся исследовательские умения.
Теоретические позиции проектного обучения:
- Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
- Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
- Развитие творческого потенциала учащихся.
Формы представления конечного результата проектной работы:
- Письменный отчет;
- Доклад;
- Статья;
Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения — одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации.
При изучении темы: «Наркотические вещества .Лекарства.» в 11 классе внимание учащихся привлекло строение и свойства природных алколоидов, к которым относятся многие наркотические вещества. Наркотические вещества и наркомания — это одна из проблем, нависших над современным обществом. Проблема антинаркотического воспитания на уроках химии, а также во внеурочной деятельности является очень актуальной, особенно для обучающихся нашей школы,где многие знают на собственном опыте влияние наркотиков..
Результаты анкетирования учащихся нашей школы подтверждают необходимость создания целостной методической системы направленной на формирование четко определенного неприятия наркотиков и других веществ подобного действия. Так, на вопрос: «Имеет ли смысл обсуждать проблемы наркомании на уроках химии и внеклассных мероприятиях?» — положительно ответили 95% учащихся 8—10 классов. Поэтому урок пресс-конференция «Наркомания — чума ХХ века» является актуальной и важной формой антинаркотического воспитания обучающихся. Такая форма проведения урока способствует мотивации, активизации учащихся, формированию социальной, коммуникативной, информационной компетентностей участников образовательного процесса. Пресс-конференция проводилась в форме деловой игры. Проведению деловой игры предшествовала активная работа учащихся в группах: учащиеся собирали, анализировали информацию и готовили материалы к конференции, с каждым выступавшим проводились индивидуальные собеседования, готовились слайды и плакаты, визитные карточки, эмблемы, таблички с указанием ролей.
В материалах конференции разбирается природное происхождение, химический состав наркотических веществ, раскрываются социальные причины распространения наркотиков, их действие на организм, страшные последствия наркомании, рассматриваются меры наказания к распространителям наркотиков, прослеживаются междпредметные связи курсов химии, биологии, истории, обществознания, литературы.
Хочу отметить, что на мой взгляд главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждению их к поиску.
Игровые технологии
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.
Функции игры
- Развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)
- Коммуникативная
- Функция самореализации
- Терапевтическая (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни)
- Диагностическая (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты)
- Коррекционная (изменить под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и т. д.)
Целевые ориентации
- Дидактические — расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности
- Воспитывающие — воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, мировоззренческих, эстетических установок
- Развивающие — развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить и т. д.
- Социализирующие — приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция и т. д.
Примеры игр тренажеров
«Логические цепочки»
Учитель задает начало фразы: «Алюминий — металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.
«Продолжи ряд»
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
а) Li, Al, As,....
б) F-,..., Na+, S2-, Ar,....
«Кто лишний»
В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:
а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3;
б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2 S
«Третий лишний»
В каждой строчке по три формулы. Например:
BaO CO2 CaO
HNO3 HCl H2O
Na2SO4 H2SO4 BaCl2
P2O5 SO2 MgO
Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты.
Информационно — коммуникационные технологии
Информационные технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования..
ИКТ помогают решить проблему интенсификации и повышения эффективности учебного процесса путем усиления индивидуального подхода к обучению. В этом случае компьютер выступает как средство управления учебной деятельностью учащихся и выполняет обучающую функцию.
Использую компьютер в обучении:
- при изучении разнообразных химических реакций. Можно выделить 2 подхода: видеосъемка реакций (обычно в мультимедийном режиме), имитационный эксперимент, представляющий собой динамическую модель процесса. Компьютерное моделирование позволяет обучаемому сконцентрировать внимание на основных особенностях рассматриваемых процессов, заглянуть внутрь реакционной системы, сканировать происходящее в ней в любом желаемом темпе.
- Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорное целесообразность его использования при рассмотрении взрыво и пожаро-опасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, словом всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
Программы не только имитирует на экране химические реакции но и позволяет обучаемым получать соответствующую количественную информацию — например, определять выход «синтезированного» вещества, а также его важнейшие характеристики: точки плавления и кипения, спектры, хроматограммы и т. п., что позволяет идентифицировать данное соединение либо сделать вывод о его чистоте. Учащиеся получают также представление о способах и методах разделения и очистки веществ, таких, как вакуум-фильтрование, фракционная дистилляция и др.
Мультимедийные презентации- эффективный метод представления и изучения любого материала .Применение слайд –фильмов
(Power.Point )j,обеспечивает более высокий уровень проведения урока ,его информационную насыщенность, динамичность и наглядность.
Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе в течении нескольких лет дает высокие и стабильные результаты обучения развивает творческие исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе
Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...
Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.
Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....
Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ
Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...
Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов....
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »
Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...
Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...