Рабочая программа по геометрии (7 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии (7 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_7_kl.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла: рук. МО ________ Немчинова Т.А. Протокол № ___ от ______________ | Согласовано: Зам.директора по УВР ____________ Гавриш М.Ю. 29 августа 2014 г. | Утверждаю: Директор школы: ___________ Т.П. Рыковская 29 августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
7 КЛАСС
Составитель: учитель математики Кургузова Любовь Андреевна |
2014 / 2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по геометрии для 7 класса разработана в соответствии со следующими документами:
1. Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта.
2. Программа общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Издательство: Москва, Просвещение, 2011 г.
3. Учебник: Геометрия. 7-9 класс. Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов,
С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Издательство: Москва, Просвещение, 2014 г.
Согласно Уставу образовательного учреждения промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ, тестов. Основная форма контроля – зачет.
Так как действующая программа рассчитана на очную форму обучения, то я корректирую ее для заочной формы с 2-х на 3-х годичный курс по 2 часа в неделю следующим образом:
№ п/п | Тема | Количество часов по программе | Количество часов по учебному плану | Количество часов на самостоятельное изучение | Форма контроля |
1 | Начальные геометрические сведения. | 7 | 4 | 3 | Зачет№1 |
2 | Треугольники. | 14 | 10 | 4 | |
3 | Параллельные прямые. | 9 | 7 | 2 | Зачет№2 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 16 | 13 | 3 | |
5 | Повторение. Решение задач. | 4 | 2 | 2 | |
Всего | 50 | 36 | 14 |
Программа выполняется за счёт самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.
Содержание курса «Геометрия» для 7 класса
№ п/п | Содержание курса | Цели | Задачи курса |
1 | Начальные геометрические сведения. (4 ч.) Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. |
|
|
2 | Треугольники. (10 ч.) Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Второй и третий признаки равенства треугольников. Задачи на построение. |
|
|
3 | Параллельные прямые. (7 ч.) Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых. |
|
|
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. (13 ч.) Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам. |
|
|
5 | Повторение. Решение задач. (2 ч.) | Организация познавательной деятельности, позволяющей учащимся систематизировать имеющиеся у них представления об изученных планиметрических фигурах, их признаках, свойствах и способах решения планиметрических задач. | Систематизация имеющихся представлений об изученных планиметрических фигурах, их признаках, свойствах и способах решения планиметрических задач. |
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, обшей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы. На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
Задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Общеучебные цели:
- создание условий для формирования умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
- создание условий для формирования умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
- формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- создание условий для плодотворного участия в работе в группе;
- формирование умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
- формирование умения применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученного материала при решении задач практического содержания, используя при необходимости справочники;
- создание условий для интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации.
Общепредметные цели:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин (не требующих углубленной математической подготовки), продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должны знать: определение точки, прямой, отрезка, луча, угла; единицы измерения отрезка, угла; определение вертикальных и смежных углов, их свойства; определение перпендикулярных прямых; определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты; определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки.
Должны уметь: обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла; изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы; изображать треугольники и находить их периметр; строить биссектрису, высоту и медиану треугольника; доказывать признаки равенства треугольников; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых; доказывать теорему о сумме углов треугольника; знать, какой угол называется внешним углом треугольника; применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач; строить треугольники по трем элементам.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Нормы и критерии оценивания:
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявить полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах – как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
7. Критерий ошибок.
К грубым ошибкам относятся те, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской.
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснения одного из них и равнозначные им.
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
8. Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков, усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один-два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
9. Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Работа, состоящая из примеров:
Отметка «5» - без ошибок;
Отметка «4» - 1 грубая или 1-2 негрубые ошибки;
Отметка «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки;
Отметка «2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
Отметка «5» - без ошибок;
Отметка «4» - 1-2 негрубых ошибки;
Отметка «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки;
Отметка «2» - 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
Отметка «5» - без ошибок;
Отметка «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче;
Отметка «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным;
Отметка «2» - 4 грубые ошибки.
Контрольный устный счет:
Отметка «5» - без ошибок;
Отметка «4» - 1-2 ошибки;
Отметка «3» - 3-4 ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задания другого вида):
Отметка «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
Отметка «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки;
Отметка «3» - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки;
Отметка «2» - допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры):
Отметка «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
Отметка «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки;
Отметка «3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3-4 вычислительные ошибки;
Отметка «2» - допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении.
Математический диктант:
Отметка «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
Отметка «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;
Отметка «3» - не выполнена ¼ часть примеров от их общего числа;
Отметка «2» - не выполнена ½ часть примеров от их общего числа.
Тест:
Отметка «5» - за 100% правильно выполненных заданий;
Отметка «4» - за 80% правильно выполненных заданий;
Отметка «3» - за 50% правильно выполненных заданий;
Отметка «2» - правильно выполнено менее 50% заданий.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которое свидетельствует о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Примечание: письменные работы, с заранее оговоренными критериями оценок, оцениваются по заданной и прописанной в письменной работе шкале.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, электронные ресурсы, информационно-коммуникативные средства.
- Учебник: Геометрия. 7-9 класс. Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов,
С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Издательство: Москва, Просвещение, 2014г.
- Методическая литература.
- Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. Зив Б.Г., Мейлер В.М. – 14-е изд. М.: Просвещение, 2008
- Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс, к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений»/ Ю.А. Глазков, П.М.Камаев, М.: Издательство «Экзамен», 2011.
3. Электронные ресурсы:
Министерство образования РФ:
- http://www.gov.ru
- http://www.edu.ru
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/-nauka/.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
4. Информационно-коммуникативные средства: интерактивная доска, мультимедиапроектор, ноутбук, УМК «Живая математика».
Календарно-тематическое планирование по геометрии для 7 класса
№ урока п/п | № урока в теме, разделе | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Планируемый результат | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
I ПОЛУГОДИЕ (17 ч.) | |||||||
1. Начальные геометрические сведения. (4 ч.) | |||||||
1 | 1 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | 1 | Знать: понятия: отрезок, луч, прямая, угол, равенство фигур, смежных и вертикальных углов и их свойства. Уметь: распознавать на чертежах, рисунках, моделях отрезки, лучи, прямые, углы, треугольники; различать виды углов (прямые, острые, тупые); измерять углы; пользоваться транспортиром, линейкой. | |||
2-3 | 2-3 | Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов | 2 | ||||
4 | 4 | Перпендикулярные прямые | 1 | Т | |||
2. Треугольники. (10 ч.) | |||||||
5-6 | 1-2 | Первый признак равенства треугольников. | 2 | Знать: признаки равенства треугольников; понятия медианы, высоты, биссектрисы треуг-ов. Уметь: различать виды треугольников (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные, равнобедренные, равносторонние); строить медианы, биссектрисы, высоты треугольников; -решать несложные задачи на применение свойств равнобедренного треугольника, на равенства треугольников; решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки (построение треугольника по различным элементам. | |||
7-8 | 3-4 | Медианы, биссектрисы, высота треугольника | 2 | ||||
9-11 | 5-7 | Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников. | 3 | С/р | |||
12 | 8 | Задачи на построение | 1 | ||||
13-14 | 9-10 | Решение задач по теме «Треугольники» | 2 | ||||
Зачет №1 по теме «Начальные геометрические сведения. Треугольники». |
3. Параллельные прямые. (7 ч.) | |||||||
15-17 | 1-3 | Признаки параллельности двух прямых. | 3 | УО | |||
II ПОЛУГОДИЕ (19 ч.) | |||||||
18-19 | 4-5 | Аксиома параллельных прямых. | 2 | Знать: понятие параллельных прямых, аксиомы и аксиому параллельных прямых; свойства углов и признаки параллельности прямых. Уметь: применять их при реше нии задач; находить равные углы при пересечении параллельных прямых секущей. | Т | ||
20-21 | 6-7 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | 2 | ||||
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (13 ч.) | |||||||
22-23 | 1-2 | Сумма углов треугольника. | 2 | Знать: формулировку теоремы о сумме углов треугольника; свойство внешнего угла треугольника; признаки равенства прямоугольных треугольников; понятие расстояния между параллельными прямыми. Уметь: применять теорему о сумме углов треугольника, признаки равенства прямоугольных треугольников при решении различных задач; пользоваться циркулем и линейкой для решения задач на построение. | |||
24-26 | 3-5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 3 | МД | |||
27-30 | 6-9 | Прямоугольные треугольники. | 4 | ||||
31-32 | 10-11 | Построение треугольника по трем элементам. | 2 | Т | |||
33-34 | 12-13 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 2 | ||||
Зачет №2 по теме «Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника». | |||||||
5. Повторение. (2 ч.) | |||||||
35-36 | 1-2 | Решение задач по курсу планиметрии 7 класса. | 2 | Систематизация знаний, устранение «пробелов» в пройденных темах по планиметрии 7 класса. |
Т – тест, МД – математический диктант, С/р – самостоятельная работа .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение на уроках химии в школе пенитенциарной системы.
Использование форм и методов личностно-ориентированного обучения на уроках химии в школе пенитенциарной системы....
Рабочая программа по геометрии (8 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
Рабочая программа по геометрии (8 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы...
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (10 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (10 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системыНастоящая рабочая программа по алгебре и началам математическ...
Рабочая программа по геометрии в 11 классе (для обучения детей с ОВЗ).
Адаптированная программа по геометрии в 11 классе (для обучения детей с ОВЗ)....
Рабочая программа по геометрии 10 класс (углубленный уровень обучения)
Рабочая программа по геометрии 10 класс (углубленный уровень обучения)...
Рабочая программа по геометрии 9 класса для индивидуального обучения
Рабочая программа адаптирована для надомного обучения учащихся 9 класса. Всего часов – 34. Количество часов в неделю – 1...
Методические рекомендации по реализации рабочей программы «Математика 7 – 9 класс» заочной формы обучения в школе пенитенциарной системы
В условиях пенитенциарного учреждения главная цель образования заключается в том, чтобы каждый осужденный в конечном счете осознал, что в современном обществе добиться каких-либо результатов можно, то...