Программа воспитывающей деятельности «Я - Гражданин» для 5-9 классов
рабочая программа (5, 9 класс)
Программа воститывающей деятельности разработана в соответствии с ФГОС ООО, предназначена для 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-grazhdanin_kl._ruk._5-9kl.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитывающей деятельности
«Я - Гражданин»
Пояснительная записка
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава МБОУ Гимназия и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности классного ученического коллектива, позитивных и негативных тенденций общественной жизни обучающихся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.
При составлении программы в основу легли документы, задающие целевые ориентиры государственной образовательной политики:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
- ФГОС ООО второго поколения;
- Программа развития универсальных учебных действий;
- ИКС;
- Программа оценивания достижения планируемых результатов образования, позволяющая оценивать уровень освоения предметных, метапредметных и личностных компетенций.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
ФГОС второго поколения ставит следующие основные приоритеты к участникам образовательного процесса:
- учет потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания, и путей их достижения;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (в том числе - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Главной целью школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на второй ступени образования становится развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами для самоопределения и самореализации подростков.
С учетом поставленной цели основными задачами образования на этой ступени являются:
- выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более пластичным для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего;
- обеспечение преемственности в развитии УУД и способов деятельности на протяжении всего периода обучения, проведения анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции;
- создание и сохранение положительной эмоциональной обстановки в классе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм).
Цель программы
Учитель:
формирование ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования; создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Ученик:
- формирование и активизация социальной и гражданской активности учащихся.
Родители:
- обеспечение единства учебно-воспитательного процесса на этапе осознанного выбора учеником профессии.
Задачи программы
- Реализация целевых установок Закона об образовании, ФГОС ООО,ИКС:
- формировать и развивать коллектив класса;
- создавать благоприятные психолого-педагогических условия для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения его неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формировать здоровый образ жизни;
- организовать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защищать права и интересы обучающихся;
- организовать системную работу с обучающимися в классе;
- использовать принцип гуманизации отношений между обучающимися и педагогами;
- формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры;
- организовать социально значимую деятельность обучающихся.
- Обеспечение сотрудничества по схеме:
- Способствовать формированию конкурентоспособной личности с активной гражданской позицией.
Исходя из поставленных задач, определяются функции классного руководителя второй ступени обучения.
1. Организационно-координирующие:
- организация адаптации обучающихся 5-х классов в связи с переходом на вторую ступень обучения;
- организация преемственности «начальная ступень – средняя ступень»;
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно вспомогательным персоналом образовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организация классного самоуправления;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования подростков (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, смотры, организация экскурсий, посещение театров, выставок);
- защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья подростков (сотрудничество с медперсоналом школы, организация просветительской работы с обучающимися, воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом);
- организация изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, поведения в быту;
- обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей;
- выявление, учет и работа с подростками социально незащищенных категорий;
- работа с подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- ведение документации (классного журнала, личных дел обучающихся, плана работы классного руководителя), проверка дневников, разработка методических материалов мероприятий;
- проведение классных часов - еженедельно; проведение родительских собраний - раз в четверть;
- организация дежурства по классу, школе, столовой, организация субботников;
- забота о внешнем виде обучающихся;
- оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае, принятие мер по оказанию доврачебной помощи;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; помощи в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- составление психолого-педагогических карт обучающихся;
- направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
- ведение мониторинга учебной и социальной активности обучающихся.
4. Контролирующие:
- контроль успеваемости каждого обучающегося;
- контроль посещаемости учебных занятий обучающимися;
- контроль занятости обучающихся в системе дополнительного образования.
Основные направления
Исходя из вышесказанного, можно выделить основные принципы воспитания, используемые классным руководителем, способствующие реализации данной программы:
- Принцип индивидуально – личностной ориентации содержания воспитания
- Принцип получения знаний в соответствии с профилизацией образования
- Принцип соразмерности потенциальных возможностей сделанному выбору
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ
Учение
- Создание ситуации успеха на уроке и во внеклассной деятельности.
- Организация помощи учащимся в осмыслении необходимости эффективного учебного труда.
- Формирование более высокой мотивации к учебной деятельности.
- Ознакомление учащихся с приемами и методами самообразования.
- Активизация совместной работы с учителями – предметниками по отработке УУД учащихся.
- Отслеживание динамики изменений интеллектуальных возможностей (особенностей) каждого учащегося.
Формы и методы
- Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся.
- Занятия на развитие логических умений, на овладение рациональными приемами самообразования.
- Вовлечение учащихся во внеклассную работу.
- Психолого-педагогическая диагностика стимулирования учащихся к участию в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, занятию исследовательской и проектной деятельностью.
Ожидаемый результат
- Повышение мотивации к учению и как следствие – повышение рейтингового балла обучения каждого ученика.
- Сформированность УУД учащихся и метапредметных результатов образования на момент сдачи госаттестации.
- Обладание конкурентоспособностью каждым учеником.
Досуг
- Активное включение каждого учащегося в общеклассное и общешкольное дела.
- Пропаганда здорового образа жизни и вовлечение учащихся в спортивные секции.
- Формирование активной гражданско – правовой позиции через включение учащихся в занятие социальным проектированием.
- Организация и проведение с учащимися, их родителями, учителями – предметниками практикумов по конфликтологии, культуре коммуникаций, формирующих толерантность и опыт бесконфликтного ненасильственного пути решения противоречий.
- Организация и проведение тематических, проблемных классных часов.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личных особенностей.
Формы и методы
- Организация и проведение встреч с интересными людьми разных профессий.
- Экскурсии по историческим и достопримечательным местам нашего города.
- Посещение различных предприятий нашего города.
- Практикумы по организации и планированию личного времени, разбор социальных ситуаций – проблем.
- Составление индивидуального маршрута продвижения к поставленной цели каждым учащимся.
Ожидаемый результат
- Активная общественная позиция детей.
- Осознание учащимися ценности коллектива.
- Сформированность у учащихся потребности в активной гражданско – правовой позиции.
Семья
- Организация и проведение тематических родительских собраний.
- Диагностика роли семьи в формировании активной гражданской позиции ребенка.
- Активное вовлечение родителей в процесс подготовки учащихся к госаттестации.
- Правовое просвещение родителей.
Формы и методы
- Родительские собрания в форме круглого стола.
- Организация обмена опытом в процессе подготовки ребенка к осознанному выбору своей профессии.
- Обсуждение результатов продвижения учащихся по индивидуальным маршрутам.
- Организация индивидуальных консультаций родителей с учителями – предметниками.
- Привлечение родителей к образовательному процессу.
Ожидаемый результат
- Создание единого творческого коллектива: учащиеся – родители - классный руководитель.
- Активное участие родителей в подготовке учащихся к сдаче госаттестации.
- Оказание деятельной помощи ребенку со стороны родителей в осуществлении осознанного выбора профессии.
- Положительное влияние родительского авторитете на формирование активной гражданско – правовой позиции учащихся.
Классное самоуправление
Основная цель ученического самоуправления – подготовка обучающихся к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому обучающемуся принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым и гуманистическим.
Модель ученического самоуправления включает в себя шесть блоков:
1. позиционный блок;
2. организационный блок;
3. нормативно-правовой блок;
4. содержательный блок;
5. технологический блок;
6. управленческий блок.
Принципиальные позиции ученического самоуправления:
- равноправие – все обучающиеся класса имеют право голоса при принятии решения;
- выборность - полномочия приобретаются в результате выборов;
- открытость и гласность - работа органов самоуправления открыта для всех обучающихся;
- законность - неукоснительное соблюдение нормативных и правовых актов;
- целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся;
- гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
- самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность обучающихся;
- ответственность - регулярно давать отчет о проделанной работе и еѐ результатах перед своими избирателями.
Структура самоуправления в классе:
1. Ученическое самоуправление в классном коллективе.
2. Классное собрание.
3. Совет класса.
4. Рабочие органы самоуправления.
Ученическое самоуправление в классах:
1. Учебный сектор.
2. Культурный сектор.
3. Спортивный сектор.
4. Трудовой сектор.
5. Информационный сектор, СМИ.
6. Сектор правопорядка.
7. Временный совет.
Основные функции органов ученического самоуправления:
Классное собрание:
- формирует органы самоуправления класса;
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления класса;
- вырабатывает и формирует предложения обучающихся по совершенствованию работы;
- заслушивает отчеты и оценивает результаты деятельности органов самоуправления класса.
Совет класса:
- координирует деятельность всех органов самоуправления обучающихся класса, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
- организует самообслуживание обучающихся, дежурство по классу и школе;
- устанавливает шефство над младшим классом;
- организует выпуск стенгазет и работу «классного уголка»;
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- заслушивает отчеты о работе органов классного самоуправления;
- решает вопросы поощрения и наказания обучающихся класса;
- организует соревнование между отрядами в классе, подводит итоги.
Рабочие органы классного самоуправления:
- планируют и организуют деятельность обучающихся по конкретному направлению;
- организуют и оценивают результаты соревнования между экипажами обучающихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.
Основные документы,
регулирующие функционирование ученического самоуправления в классе:
- Устав гимназии;
- правила для обучающихся, в основу которых положены нравственные ценности, направленные на уважение личности обучающихся, их самостоятельности, взглядов, суждений, достоинства и чести.
Чтобы ученическое самоуправление успешно развивалось, необходимо этим процессом управлять.
Основные функции управления:
- планирование (поиск ответа на вопрос: Что делать в классе, чтобы всем было интересно?);
- организация (поиск ответов на вопросы: Кто? Когда? Где? С кем? будет выполнять запланированную работу?);
- контроль (получение информации о протекании процессов организаторской деятельности класса);
- анализ (органы классного самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива);
- регулирование и коррекция (внесение изменений в функционирование системы самоуправления класса).
Участвуя в работе органов классного самоуправления, обучающиеся приобретают ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются положительные нравственные качества и черты характера. В классе разрабатываются «Правила для обучающихся», последовательно и четко выполнять которые должны все ребята.
Развитие детского самоуправления предполагает широкое привлечение обучающихся к самообслуживанию, которое поддерживает материально-техническую базу коллектива и решает ряд задач воспитания (привычки и навыки самостоятельного труда, бережное отношение к общественной собственности): обучающиеся сами планируют свою работу на субботниках, следят за сохранностью мебели и инвентаря.
В сфере развития личностных УУД приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий
- целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи,
- планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
- осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей,
- контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия,
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных УУД приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий
приоритетное внимание уделяется:
• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия.
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временно2й перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Прогнозируемый результат реализации Программы - модель выпускника основной школы:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Приложение
к программе воспитывающей деятельности
«Я - Гражданин»
План реализации программы воспитывающей деятельности «Я - гражданин»
Первая четверть
Общешкольные мероприятия | Памятные даты | Классные часы и собрания | Работа с родителями |
|
|
|
|
Вторая четверть
Общешкольные мероприятия | Памятные даты | Классные часы и собрания | Работа с родителями |
Новогодний бал |
|
|
|
Третья четверть
Общешкольные мероприятия | Памятные даты | Классные часы и собрания | Работа с родителями |
|
|
|
|
Четвертая четверть
Общешкольные мероприятия | Памятные даты | Классные часы и собрания | Работа с родителями |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компоне...
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 5-9 классы
Актуальность данной программы объясняется формированием социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профе...
Программа воспитывающей деятельности
Проект...
Программа воспитывающей деятельности
Проект...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель программы:- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;- фор...
Программа внеурочной деятельности "Я гражданин своей страны " 9 класс
quot;Я гражданин своей страны " 9 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" 5, 9 классы
Рабочая программы курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" для 5 и 9 классов. 2020 год...