Программа воспитывающей деятельности
проект на тему
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»
Программа гражданско – патриотического воспитания
«МЫ – ДЕТИ РОССИИ»
для обучающихся в возрасте от 6,6 до 18 лет (1-11 классы) общеобразовательной школы
срок реализации 3 года
Составители:
Кутыгина Надежда Валерьевна, воспитатель ГПД, учитель музыки МКОУ «Черемисская ООШ»;
Зубакина Лилия Алексеевна, учитель .математики и информатики МКОУ «Краснозвездинская СОШ им.Г.М.Ефремова»
г. Курган,
2013 г.
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………… 3
- Цели и задачи ………………………………………………………………10
- Ожидаемый результат……………………………………………….……..11
- Содержание программы…………………………………………………….13
- Механизм реализации ………………………………………………………17
- Список нормативно- правовых документов ……………………………..21
- Литература ………………………………………………………………….18
- Приложения …………………………………………………………………20
- Пояснительная записка
К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно воспитывать…
Д.С. Лихачев
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению общественной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это общественно значимое поведение и деятельность.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества поможет душевно и духовно очиститься.
Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе.
Важнейшая задача школы – развивать личность школьника, способствовать проявлению их собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Но надо учитывать, что формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга – это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей. А самое главное, патриотическое воспитание должно поводиться совместно с семьей и через семью. Наша школа – это большая дружная семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей.
Мы уверены, что именно родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо, ведь гражданское и патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.
Дети и подростки – будущее страны. В современном мире, когда произошло переосмысление идеалов и ценностей, образцом для подражания становятся деструктивные личности, избравшие силу и агрессию как способ добиваться поставленной цели. Телевидение и СМИ зачастую создают вокруг подобных персонажей ореол романтики и формируют неправильное представление о взаимоотношениях в обществе на основе принципа «кто сильнее, тот и прав» (или на основании средневекового «правила кулака»). Отсюда вытекает и отрицательное отношение к накопленному историческому опыту, неуважение к памяти поколений, в неприятии и активном нарушении общепринятых правил и норм, в правовой и национально-исторической неграмотности. В связи с этим произошло и переосмысление значений слов «патриот» и «гражданин».
Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории человечества. Сейчас этот вопрос встает особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Первые упоминания о патриотическом воспитании молодого поколения можно найти в произведениях древнерусской литературы, которые воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания. Воспитание в то время было направлено воспитание защитника русской земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представлялось высшей ценность.
В VIII-XIX веках под патриотическим воспитанием понимали воспитание полезных для государства граждан. Данная тема поднималась в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, К.В. Ельницкого, И.А. Ильина, Н.П. Огарева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других выдающихся отечественных педагогов и философов.
Патриотическое воспитание в работах В.Г. Белинского, А.И. Чернышевского и К.Д. Ушинского было основано на идеи народности, в работах А.И. Герцена и Н.П. Огарева - связано с изучением в школе родного языка, отечественной истории и словесности.
Педагогические труды А.С. Макаренко раскрывают сущность воспитания патриота-гражданина, личности, способной подчинить свои интересы коллективному делу, способной на производительный труд на благо Отечества.
В педагогической теории В.А. Сухомлинского понятие «Родина» является центральным. Он считал, что сущностью человеческой жизни, основой для активной жизненной позиции является любовь к Отечеству: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. … Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье». Особое внимание в патриотическом воспитании В.А. Сухомлинский уделяет родному язык, родной природе и труду.
В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Закон РФ «Об образовании» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине. В «Концепции модернизации Российского образования» сказано, что важнейшими задачами школы является гражданское, патриотическое, нравственное воспитание с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В настоящее время проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения занимаются А. Быков, А. Вырщиков, Ю. Галанин, З.Т. Гасанов, В.И. Лутовинов, Н. Мазыкина, В.Ю. Микрюков, А.И. Попова, Ю.В. Савин, Е.С. Троицкий и другие ученые.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», разработанной в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, определены цель, задачи и принципы патриотического воспитания, содержание, роль и место органов государственной власти, общественных объединений и организации по воспитанию патриотизма, пути формирования патриотического сознания.
К условиям, которые могли бы способствовать реализации патриотической работы среди школьников, по мнению Ю.В. Савина, относятся: объединение и координация усилий органов местного самоуправления, ветеранских, творческих, научных, общественных, молодежных организаций, русской православной церкви и других религиозных конфессий; использование возможностей нормативно-правовой базы Российской Федерации, создающих правовое поле для развертывания и управления процессом патриотического воспитания подрастающего поколения, со стороны образовательных учреждений; вовлечение в процесс подготовки и организации проведения массовых мероприятий военно-патриотической работы представителей военных ведомств регионов, военкоматов .
Н.Ф. Бунаков отмечал, что в детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в педагогический науке накоплен значительный практический опыт патриотического воспитания молодежи. Однако, в связи с различными изменениями в жизни общества, этот опыт может быть использован лишь частично. Необходимы новые подходы к организации патриотического воспитания в школе. Мы видим решение данной проблемы в принятии положения о том, что патриотизм – это чувство, которое не прививается, а зарождается само собой, т.е. положения о «естественных» основах патриотизма. Также мы предлагаем выстраивать процесс патриотического воспитания, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей Родины, что, по нашему мнению, является основой подлинного патриотизма.
В настоящее время коренным образом меняется положение гражданина России, его отношения с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельная личность в разных областях жизни, в то же время возросла его ответственность за свою судьбу и других людей. Однако предстоит долгая и кропотливая работа по гражданско-правовому воспитанию. В этих условиях возрастает роль воспитательной работы с обучающимися как одного из немногих условий, способных оказывать на общество стабилизирующее воздействие. Благодаря имеющемуся потенциалу, школа способна построить вертикаль гражданско-правовых знаний, которая при разумном сочетании теории и практики, в состоянии обеспечить формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры, воспитание нравственных, лидерских качеств личности, формирование активной гражданской позиции. Это и является целью гражданско-правового воспитания.
- Цели и задачи программы
Цель программы:
Воспитание у обучающихся чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, за свой родной край, село; воспитание уважительного отношение к старшему поколению через проектную деятельность.
Задачи программы.
Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных объединений, родителей, учащихся, средств массовой информации. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Использование учителями-предметниками метода проекта на уроках;
2. Привлечение к участию в патриотическом воспитании общественности, учреждений дополнительного образования;
3. Формирование комплекса методического обеспечения классных руководителей по патриотическому воспитанию через проектную деятельность.
Этапы реализации
• диагностико - проектный этап:
комплексное обследование уровня сформированности толерантности у членов школьного сообщества и состояния гражданского и патриотического
воспитания; разработка учащимися классов, объединений групповых проектов по развитию отдельных аспектов гражданско-патриотического воспитания; сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.
• содержательно-деятельный этап:
реализация комплекса проектов, как вновь созданных, так и традиционных,
как внутри школы, так и внешкольных.
• Рефлексивный этап:
выявление результативности реализуемой программы, обобщение итогов,
определение перспектив.
- Ожидаемый результат
1.Готовность использования учителями-предметниками метода проекта на уроках.
2.Будут привлекаться к участию в патриотическом воспитании общественности, учреждений дополнительного образования.
3.Будут сформированы комплексы методического обеспечения классных руководителей по патриотическому воспитанию через проектную деятельность.
Критерии | Показатели | Методики изучения |
Уровень компетентности учителей-предметников по реализации проектной технологии | Качество проектов реализованных в рамках урочной деятельности | Анализ отчетной документации учителей-предметников |
Количество обучающихся принявших, участие реализации проектов в урочной деятельности | Рейтинг участия в проектной деятельности | |
Уровень компетентности педагогов по реализации проектной технологии во внеурочной деятельности
| Качество проектов реализованных в рамках внеурочной деятельности | Анализ отчетной документации |
Количество педагогов принявших, участие реализации проектов во внеурочной деятельности -100% | Рейтинг участия в проектной деятельности | |
Активность обучающихся принявших, участие реализации проектов во внеурочной деятельности | Количество обучающихся принявших, участие реализации проектов в урочной деятельности | Анализ отчетной документации |
Удовлетворенность обучающихся в реализации проектов | Отзывы воспитательной методики |
Ресурсы для реализации программы.
Интеллектуальные | Кадровые | Материальные |
- книги - справочники - методические пособия - плакаты - журналы, газеты - видеофильмы - использование Интернета - разработки, сценарии внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию, спортивных праздников, соревнований -соответствующая литература в школьной библиотеке, видеокассеты и диски с фильмами, | - зам. директора по ВР - педагог-организатор - классные руководители - учителя – предметники - психолог - родительский комитет - специалисты: юристы, сотрудники ОВД, военкомата, работники библиотеки - органы школьного самоуправления (совет лидеров, совет старшеклассников, старостат) - школьная газета - редакция газеты «Шадринский курьер». В школе имеются все перечисленные выше специалисты – педагоги, налажены тесные связи с общественностью. | - места школьного досуга / актовый зал, библиотека, помещения для работы кружков/ - спортивный зал, спортплощадка, тренажерный зал, спортивный инвентарь -привлечение спонсорских средств - трудовые мастерские -2 компьютерных класса -аудио-, видеооборудование -социокультурное пространство / читальный зал, районная библиотека, ДДТ, и др./
|
- Содержание программы.
Программа «Мы – дети России! » состоит из 3 разделов:
I. Работа с учащимися.
II. Работа с преподавателями.
III.Работа с учреждениями дополнительного образования, с социумом.
Направления деятельности
- Учебная деятельность
- Воспитательная работа
- Совместная деятельность педагогов и родителей
Учебная деятельность
- Организация учебных занятий;
- Работа НОУ;
- готовит доклады, сообщения, рефераты на военно-патриотические темы;
- осуществляет исследовательскую, поисковую деятельность в библиотечных фондах, архивах, в фондах музеев в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами, книгой памяти села.
Внеклассная работа по предмету:
- составление плана мероприятий в соответствии со знаменательными датами;
- проведение мероприятий в различных формах;
- Участие в военно-исторических чтениях, олимпиадах, чемпионатах, молодежных форумах, фестивалях.
Воспитательная работа
- Организация в школе внеклассных мероприятий, как традиционных, так и в рамках месячника патриотического воспитания, декады, посвященной Великой Победе, недель толерантности и здоровья.
- Работа дополнительного образования:
- организация работы кружков, студий, клубов, спортивных секций;
- организация презентаций, выставок, отчетных концертов;
- участие в городских конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
- Ученическое самоуправление:
Работа пресс-центра
- информирует всех субъектов образовательного процесса через объявления, бюллетени, газету «ШколярЪ» о ходе реализации программы;
- выпускает праздничные стенные газеты;
- выступает на страницах местной печати ;
- ведет записи воспоминаний ветеранов войны и труда, вдов, детей войны;
Шефская работа:
- закрепляет ветеранов войны и труда, вдов, детей ВОВ за классами, с целью проведения шефской работы, записей воспоминаний;
- окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям;
- организация и проведение дня пожилых людей «Согреем ладони, разгладим морщинки»;
- поздравление с днем защитника Отечества ветеранов ВОВ, Афганской и Чеченской войн.
Совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей
- Проведение родительских собраний
- Индивидуальная работа с родителями
- Проведение совместных внеклассных мероприятий, походов, экскурсий
- Оформление наглядных материалов
Методы организации деятельности
- поисковая работа;
- метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов;
- метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям;
- использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свой город;
- организация экскурсий и встреч с почетными жителями;
- вооружение учащихся основами знаний о родном крае;
- организация краеведческой работы;
- организация поисковой работы;
- социального проектирования.
- Проведение патриотических уроков на базе школьного музея.
Приглашение воинов запаса, выпускников школы, для участия в Уроке Мужества «Мы верим в тебя, солдат!» с целью формирования у молодежи готовности к защите Отечества и службе в Российской Армии.
Проведение военно-спортивных игр с привлечением воинов запаса, совета ветеранов.
Проведение музыкальных фестивалей патриотической песни «Песня в солдатской шинели»
На 2012-2013уч. годы составлена Программа в соответствии со Всероссийскими, областными, районными, школьными акциями и мероприятиями по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся.
Программа включает в себя следующие блоки:
1. Музей «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему через проектную деятельность.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции по средствам проектной деятельности.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2.Развивать ученическое самоуправление.
3.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Мой край родной.
Цель: Воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Курганской области».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
4. Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
- Знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 1 по 9 классы.
- Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
- Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
- Школьное ученическое самоуправление.
- Участие в тематических конкурсах, викторинах, выставках.
- Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
Формы организации деятельности
Уроки Мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в дни воинской славы. Использование на Уроках Мужества документальных и художественных фильмов.
Экскурсии по достопримечательностям города и края. Заочные экскурсии в военно-учебные заведения, ознакомление школьников с их ритуалами. Походы по родному краю.
Участие в поисково-исследовательской работе. Операция «Доброта». Социально значимые проекты. Работа школьного музея «Связь поколений».
Проведение исторических конференций с выступлениями на них школьников с патриотическими докладами и научными работами по патриотической тематике.
Интегрированные уроки патриотической направленности. Циклы уроков по темам с патриотической направленностью.
Уроки памяти.
Библиотечные уроки, выставки новинок литературы «Школьнику о законе»
Конкурсы: сочинений, рисунков, чтецов, посвященные знаменательным датам; военно-патриотической песни.
Праздники: «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, парни», «Смотр песни и строя», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».
Фестивали, концерты.
Соревнования, спортивные игры, эстафеты.
Выставки, экспозиции, марафоны.
Городские музеи.
Реализация Программы рассчитана на 3 года.
- Механизм реализации
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия с социумом.
Рекомендации по реализации программы
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Программа рассчитана на период 2013-2016 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Список нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт ОО и НОО;
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан РФ.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
5.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года
№ 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы»;
7.Целевая программа Курганской области «Развитие образования и реализации государственной молодёжной политики в Курганской области на 2011-2015гг.»;
8. Устав школы.
9. Положение о проектно-исследовательской деятельности
Литература
1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
– 224 с.
2. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия: 5-11 классы . – Глобус, 2007.
– 234 с.
3. Шинкарчук С.А. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2008. – 96 с.: ил. – (Серия «Моя Родина - Россия»)
4. Рожков И.А. Правовой статус учащихся общеобразовательной школы /
М.: 1999 – 192 с.
5. Справочник классного руководителя Издательский дом МЦФЭР № 1-12
6. «Мой милый, если б не было войны…» /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.:
Красико-Принт, 2006. – 128 с.
7. Защитникам Отечества посвящается… /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд.
ОО «Красико-Принт», 2005. – 128 с.
8. Весной сорок пятого года… /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО
«Красико-Принт», 2005. – 128 с.
9. «Жди меня, и я вернусь…» /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО
«Красико-Принт», 2004. – 128 с.
10. «Защитникам Родины славу поем!..» /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд.
ОО «Красико-Принт», 2006. – 128 с.
11. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н.
Галяпина и др. – М., 2004. – 240 с.
12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. – М., 1998.
13. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. – М., 1980.
1 4. Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы » – М, 2005.
15. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. – 2002.
16. Савин Ю.В. Учить школьников на традициях патриотизма // Дидакт. – 2002.
17. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. – 2007.
18. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданское или гражданское? // Педагогика. – 2003.
19.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 – М., 1990.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
Приложение
Темы классных часов
1-4 классы
«Свои и чужие»
«Права ребенка в новом веке»
«Что такое добро?»
Серия классных часов «Моя родина - Россия»
1. Государственное устройство России
2. Государственные праздники России
3. Мировые религии в России
4. Конституция – основной закон России
5. Герб, гимн, флаг России
6. Города России
7. Реки, моря и озера России
8. История России. ХХ век в именах и датах
9. Великие русские картины
5-6 классы
Игра-путешествие «Овеянные славой флаг наш и герб» «Великолепная семерка»
спортивный час-соревнование, посвященный Дню защитника Отечества
«Права детей – забота государства»
«Моя родина - Россия»
«Подросток и толерантность»
7-8 классы
«Всем известно, что земля начинается с Кремля!» (историко-патриотическая игра-
путешествие)
«Дорогая моя столица, золотая моя Москва!» (игра-викторина)
«Золотое кольцо России»
Игровой проект «Город Мира»
Это было, было, было… (игровой проект)
«Чтобы достойно жить»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Белая ворона»
9-11классы
«Я имею право»
«Политические дебаты»
«Закон и правопорядок»
«Мы – граждане великой России»
«Наш адрес - Россия»
Схема управления программой.
Библиотека школьная |
Модель организации проектной деятельности в образовательном процессе
Воспитательная работа |
-Исследование учителями-предметниками В процессе Проектной деятельности; -Реализация учебного курса для обучающихся 1-11 кл «Основы проектной и исследовательской деятельности» Создание условии: -Корректировка учебного плана; -Корректировка рабочих программ ученых предметов | Использование в деятельности кружков, клубов, секции, школьного научного сообщества проектной технологии Создание условии: -Корректировка программ кружков, секции, клубов; -Обновление нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность НО | Исследование проектной технологии в воспитательной работе Создание условии: -Корректировка у планов воспитательной работы школы и классных руководителей; | Обучение основам проектной технологии родителей (законных представителей) Создание условии: Разработка курса по обучению основам проектной технологии родителей( законных представителей) |
Управленческие механизмы: внутренний мониторинг, Рейтинг участия, а проектной деятельности, стимулирование педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План внутришкольного контроля за организацией воспитывающей деятельности МОУООШ села Сапеево
План внутришкольного контроля за организацией воспитывающей деятельности МОУООШ села Сапеево...
план воспитывающей деятельности 5 класса.
Папка с материалами по воспитательной работе в 5 классе. В помощь классному руководителю....
ПРОГРАММА ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компоне...
План внутришкольного контроля за организацией воспитывающей деятельности школы на 2013/2014 учебный год
План внутришкольного контроля за организацией воспитывающей деятельности школы на 2013/2014 учебный год...
Программа воспитывающей деятельности
Проект...
План воспитывающей деятельности классного руководителя
План воспитывающей деятельности классного руководителя по направлениям...
Программа воспитывающей деятельности «Я - Гражданин» для 5-9 классов
Программа воститывающей деятельности разработана в соответствии с ФГОС ООО, предназначена для 5-9 классов...