Тренинг по профилактике употребления алкоголя "Свобода выбора"
методическая разработка (9 класс)
Все спиртные напитки содержат алкоголь, который настолько быстро смог завоевать мир человека, что эту тему не обошли вниманием ни писатели и поэты, ни художники и композиторы.
Что касается передовых людей всех времен, надо отметить, что они всегда понимали отрицательное влияние алкоголя как на организм человека в плане здоровья, так и на его моральную деградацию как личности. Они называли алкоголь «дьяволом» и «похитителем рассудка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_alkogolya_zanyatie.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для обучающихся по профилактике употребления алкоголя
«Свобода выбора».
Цель | Формирование потребности к здоровому образу жизни и объективной социальной позиции в отношении проблемы алкоголизма |
Задачи | 1. Формирование устойчивого мнения о вреде алкоголя. 2. Формирование объективной социальной позиции в отношении проблемы алкоголизма. 3. Выявление употребления алкоголя на ранней стадии. |
Подготовительная работа | подбор литературы по теме; творческие задания детям; подготовка и распечатка анкет; нарезать полоски бумаги, чтобы каждому участнику досталось по одной; на каждой полоске напишите одно из утверждений об алкоголе; приготовить коробочки для этих бумажек. |
Оборудование | Камешки для учеников; полоски бумаги по количеству учеников, на каждой утверждение; 2 коробки под полоски бумаги с подписями «Миф» и «Факт». |
Место проведения | классная комната |
Продолжительность | 55 мин. |
Возраст | 8-9 класс |
Форма организации | беседа с элементами игры |
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Здравствуйте. На занятии мы с вами будем вести беседу о вредных привычках.
2. Стадия вызова
Для начала я раздам вам по камню (раздаю камешки воспитанникам). Получив камешек, положите его в свою обувь. Даже если вам будет неудобно, потерпите; не вынимайте камешек, пока я не скажу (прежде чем продолжить убедиться, что каждому ребенку хватило по камешку).
Вопрос участникам. Алкоголь – это наркотик? (Педагог слушает ответы.)
Лекция (5мин.)
Что такое наркотическая зависимость?
непреодолимое желание принимать наркотик и доставать его любыми средствами;
тенденция увеличивать дозу;
невозможность жить без наркотика;
появление «ломки» и депрессии, когда наркотик недоступен;
Разрушительное воздействие на здоровье, личность, окружение.
Алкоголь – это наркотик, потому что это:
Депрессант:
притупляет способность ясно мыслить;
снижает самоконтроль;
нарушает координацию движений;
затрудняет речь;
ядовитое химическое вещество, попадая в кровь, быстро разносится по всему организму;
Воздействует на мозг, отключая «контрольные» центры.
Вывод. Важно помнить, что алкоголь – это наркотик, и принимая его даже в малых количествах, человек начинает приобретать зависимость.
Никто не может дать 100 % гарантии, что вы сможете управлять собой и не спиться.
Поэтому пить умеренно – вопрос весьма сомнительный, особенно, в подростковом возрасте. Например, у молодых людей, которые начинают пить в возрасте 15 лет, вероятность стать алкоголиками в 4 раза больше, чем у тех, кто начинает в 21 год.
– Сейчас я попрошу всех встать, пройтись немного по классу и вернуться на место. (В результате этого задания участники должны ощутить дискомфорт от камешка в обуви «но не говорить об этом». Не разрешайте им вынимать камешек).
Задание «Мифы – Факты» и обсуждение (15мин)
(Выставляю на стол 2 коробки с подписями «Миф» и «Факт».)
– Подойдите к коробке и вытащите полоску бумаги с утверждением, касающимся алкоголя. Прочитайте его про себя и решите, факт это или миф. После этого подойдите к той коробочке, которая соответствует принятому вами решению. Вы можете советоваться друг с другом, прежде чем принять решение. Может получиться так, что кому-то из вас достались одинаковые утверждения, и вы захотите поместить их в разные коробочки. Но когда я скажу: «Время принимать решение», вы должны положить свою полоску бумаги в выбранную вами коробочку, и сесть на место.
(Когда все полоски бумаги будут разложены по двум коробкам, дождаться, пока участники вернутся на место, и просмотреть результаты их выбора. Если участники, распределяя бумажки, допустили ошибки, предложить им подумать, куда они поместили свою бумажку, обсудить аргументы за и против и переложить ее, если необходимо.
Если участники правильно распределили все бумажки, можно начинать дискуссию с того мифа, который вызвал больше всего затруднений:
– Почему это утверждение является мифом?
– Подумайте еще немного. Хотите ли вы поменять местами еще какие-нибудь утверждения?
Когда воспитанники примут окончательное решение и верно разместят все утверждения, можно начать обсуждение. Нет необходимости обсуждать их все, можно сосредоточиться на тех утверждениях, которые кажутся детям непонятными или противоречивыми)
– Теперь снова встаньте и подпрыгните 10 раз (когда участники сядут, продолжить занятие)
– Сейчас я вам предлагаю заполнить анкету (5 мин) (Анкетирование проводится с целью выявления отношения подростков к алкоголю. Анонимно.) Результаты анкетирования мы с вами обсудим на следующем занятии Приложение 2
Лекция-беседа (10мин)
Все спиртные напитки содержат алкоголь, который настолько быстро смог завоевать мир человека, что эту тему не обошли вниманием ни писатели и поэты, ни художники и композиторы.
Что касается передовых людей всех времен, надо отметить, что они всегда понимали отрицательное влияние алкоголя как на организм человека в плане здоровья, так и на его моральную деградацию как личности. Они называли алкоголь «дьяволом» и «похитителем рассудка». Не осталась равнодушна к этой проблеме и русская народная мудрость.
Сейчас я назову вам русские народные пословицы и поговорки, а вы прокомментируйте их.
Бутылочки да рюмочки доведут до сумочки.(человек, пристрастившись к алкоголю тратит на его приобретение много денег; некоторым алкоголикам приходиться даже просить милостыню.)
Было ремесло, да хмелем поросло (иногда очень умные люди увлекшись употреблением алкоголя, теряют в жизни все, забывая в том числе и о работе. Или они уже не в состоянии делать то, чем талантливо занимались раньше, потому что у них дрожат руки, не все понимает и воспринимает мозг.)
Вино полюбил – семью разорил (если в семье кто-то из родителей пьет, то от этого страдают все члены семьи .И в первую очередь –дети. Случается, что в такой семье детям нечего одеть, им не дают денег даже на школьные завтраки. Ребят из таких семей всегда жалко. Хочется им помочь, сказать им доброе слово, потому что дома они слышат совсем другие, грубые слова.)
Выпил две, да и не помнит где (люди, которые пьют много спиртного, могут находится в таком состоянии, что даже не всегда понимают, где они находится. Потому что «выпьешь вина, так убавишь ума». О таких людях говорят «Ум отпил».
Высока у хмеля голова, да ноги жиденьки (алкоголь так действует на человека, что он не в состоянии удержаться на ногах. Люди падают в грязь, лужи. Иногда даже засыпают в луже или на морозе. И обмораживают руки, ноги. Могут совсем замерзнуть и погибнуть.)
Кто пьет, тот и горшки бьет (.потому что пьяные люди не понимают, что они делают. Затевают ссоры и скандалы. И мы знаем, что, что нередко такие хмельные «разборки» оканчиваются даже смертью одного из собутыльников или вообще случайных людей).
– А теперь мне хочется подытожить ваши выступления одной из русских пословиц:
«Пить да гулять – добра не видать».
– Сейчас я попрошу опять всех встать, пройтись немного по комнате и вернуться на место. (В результате этого задания участники должны снова ощутить дискомфорт от камешка в обуви. Не разрешаю им вынимать камешек).
Групповая работа (10 мин.)
Каждая группа должна определить, какие человеческие потребности, записанные на доске, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов. Например:
Любопытство | Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер. |
Расслабление | Принять ванну, сделать массаж, сесть и помедитировать. |
Влиться в компанию | Стать лидером компании, а не последователем; понравиться умом. |
Понравиться молодому человеку (девушке) | Проявлять уважение и искренность, естественность в отношениях. |
Получить «кайф» | Сходить на каток или в аквапарк. |
Забыть о проблемах | Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе. |
Снять барьеры в общении | Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры |
Согреться | Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться |
Снять напряжение | Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино |
Вывод: Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
Камешек в ботинке / обсуждение/ (10мин.)
– А теперь поговорим о камешке в вашей обуви. Как камешек повлиял на вашу способность двигаться? Вы смогли что-то изменить, чтобы камешек в ботинке не так мешал? (Ответы детей: я прихрамывал или я подпрыгивал на другой ноге)
– Назовите виды спорта, которые вам нравятся и которыми вы не смогли бы нормально заниматься, если бы у вас в обуви был камешек? (Ответы детей: баскетбол, футбол, хоккей…)
– Злоупотребление алкоголем можно сравнить с этим камешком в ботинке. Поначалу ты знаешь, что он там, но он не слишком тебя тревожит. О нем можно даже почти полностью забыть. Затем он начинает мешать тебе производить простейшие действия. А что бы, по– вашему, произошло, если бы вы оставили камешек в обуви на неделю или на месяц? (Ответы детей: на ноге появился бы нарыв или рана, в которую можно было бы занести инфекцию. Или просто появилась бы в этом месте мозоль).
-То же самое можно сказать и об алкоголе. Поначалу эта проблема почти не чувствуется, но если не обращать на нее внимания, можно нанести себе непоправимый ущерб. Иногда человек настолько привыкает к своей сниженной способности действовать, что не признает того, что с ним произошло. Такое ощущение, что в его сознании на этом месте образуется «мозоль».
– Человек может выбросить алкоголь из жизни, как камешек из ботинка. Но здесь каждый решает только за себя. Нельзя принять решение за кого-то еще, как нельзя заставить другого человека вынуть камешек из обуви. Аналогичным образом все мы можем принять решение, касающееся алкоголя. Но сейчас я хочу, чтобы все вы приняли решение по поводу камешка в обуви. Вы можете оставить его в обуви до следующего занятия. Но тогда вам придется держать его там не только во время занятий, но и все остальное время. И если вы захотите переодеть обувь, то должны переложить камешек в ботинок из новой пары.
– Но у вас есть выбор. Вы можете избавиться от камешка прямо сейчас. Каждый из тех, кто решит убрать камешек, должен будет положить его в мемориальный курган. В древности люди оставляли курганы из камней, чтобы напомнить себе о значимых идеях или событиях. Наша кучка камней будет напоминать нам о боли и проблемах, с которыми связано злоупотребление алкоголем, а также о свободе следования за своей мечтой, которую получает человек, отказавшийся от алкоголя.(предлагая данное упражнение, вы не просите детей воздерживаться от алкоголя. Это конкретное задание– соорудить курган из камней, который поможет им не забыть об опасностях алкоголя).
– Сейчас каждый желающий может подойти и положить свой камень в наш мемориал. (Если найдется хоть один воспитанник, который пожелает оставить камень в ботинке ,говорю следующее: – Я вижу, что некоторые предпочли оставить камень в ботинке до следующего занятия. Помните, что вы должны держать его в любой паре обуви, которую наденете, и прийти с ним на следующее занятие. Я попрошу, чтобы вы его показали.)
Подведение итогов (5 мин.)
В заключении я предлагаю вам подумать о свободе, которая нужна человеку для достижения целей. Свобода – это то, что вы получаете, когда становитесь более ответственными за свои решения и поступки. Зрелая свобода подразумевает принятие ответственных решений, что, в свою очередь означает способность задумываться о бедующем и предугадывать, к чему ваши решения могут привести. Если принятое решение может вам повредить, его надо изменить. Это и есть зрелая и ответственная свобода.
Помните, (указывая на курган из камней) что между камешком в ботинке и последствиями злоупотребления алкоголем есть огромная разница. Нога быстро «забывает» о неудобном камешке, но ваш организм долго помнит вред, нанесенный алкоголем.
Литература
1. Г.Г.Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы».– М.: ВАКО, 2008.– 208с.– (Педагогика. Психология. Управление).
2. Иванова Л.А. «Система работы социального педагога» // Журнал Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2011. – № 1.
3. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.– сост. Т. А. Шишковец.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ВАКО, 2007. – 336 с.– (Педагогика. Психология. Управление ).
4. Том Форбс, Рекс Джонсон и др. «Международная школьная программа», 2005. Москва «Источник»
Вопросы анкеты
1. Мое желание выпить зависит от настроения
А) всегда
Б) иногда
В) никогда
2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться
А) да
Б) нет
В) другое
3. Я выпиваю охотно
А) иногда
Б) всегда
В) иногда
4.Я люблю выпить в веселой компании
А) да
Б) нет
В) иногда
5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение сверстников
А) да
Б) нет
В) другое
6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения
А) да
Б) нет
В) не всегда
7 К спиртному я испытываю отвращение
А) да
Б) нет
В) другое
8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски и тревоги
А) да
Б) нет
В) иногда
9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии
А) да
Б) нет
В) иногда
10. Я избегаю пить спиртное, так как это противоречит моим принципам
А) да
Б) нет
В) другое
11. Спиртные напитки меня пугают
А) да
Б) нет
В) иногда
12.Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир.
А) да
Б) нет
В) иногда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг жизненных навыков как метод профилактики употребления ПАВ
На этапе планирования содержания курса "Тренинг жизненных навыков" было решено в каком классе вести этот тренинг, как организовать детей на тренинг, какие средства и приёмы использовать, ка...
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ «Скажи алкоголю - «НЕТ»
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ«Скажи алкоголю - «НЕТ».Цель тренинга: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с алког...
Тренинг для подростков из замещающих семей по профилактике употребления ПАВ, умению сказать НЕТ негативному влиянию
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВЦели мероприятия: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками. Информирование молодых людей о последствиях потр...
Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»
Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...
Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике употребления ПАВ "Вместе мы сильнее"
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ....
Тренинг по профилактике употребления табачной и никотиносодержащей продукции «Сделай свой выбор»
В методической разработке представлены материалы по проведению тренинга для учеников 8-11 классов с целью профилактики употребления никотиносодержащей продукции, а именно вейпов и электронных сигарет...
Тренинг по профилактике употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции среди несовершеннолетних «НЕ - зависимость»
Методическая разработка тренинга для учащихся 8-11 классов по профилактике употребления алкогольной продукции среди несовершеннолетних...