ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ «Скажи алкоголю - «НЕТ»
план-конспект по психологии на тему

Зильберс Марина Майгоновна

ТРЕНИНГ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ

«Скажи алкоголю -  «НЕТ».

Цель тренинга: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с алкоголем. Информирование молодых людей о последствиях потребления алкоголя  и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к употреблению алкоголя.

Задачи тренинга:

повышение уровня информированности детей о проблеме алкоголизма;

изменение отношения детей к алкоголю;

умение сказать "Нет  алкоголю";

 

формирование мотивации к сохранению здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

« Согласен»        « Согласен»      «Согласен»  

  « Согласен»        « Согласен»      «Согласен»  

    « Согласен»        « Согласен»      «Согласен»  

   « Согласен»        « Согласен»      «Согласен»  

 « Согласен»        « Согласен»      «Согласен»  

« Согласен»        « Согласен»      «Согласен»  

« Согласен»        « Согласен»      «Согласен»  

« Согласен»        « Согласен»      «Согласен»  

 «Не согласен»   «Не согласен»   «Не согласен»

«Не согласен»   «Не согласен»   «Не согласен»

«Не согласен»   «Не согласен»   «Не согласен»

«Не согласен»   «Не согласен»   «Не согласен»

«Не согласен»   «Не согласен»   «Не согласен»

«Не согласен»   «Не согласен»   «Не согласен»

«Не согласен»   «Не согласен»   «Не согласен»

«Не согласен»   «Не согласен»   «Не согласен»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»

«Не имею точного мнения»



Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ

«Скажи алкоголю -  «НЕТ»

Подготовила:  Зильберс  Марина  Майгоновна  педагог-психолог

Цель тренинга: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с алкоголем. Информирование молодых людей о последствиях потребления алкоголя  и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к употреблению алкоголя.

Задачи тренинга: 

повышение уровня информированности детей о проблеме алкоголизма;

изменение отношения детей к алкоголю;

умение сказать "Нет  алкоголю";

формирование мотивации к сохранению здоровья.

Участники:  подростки 14-16 лет

Оборудование: ватман, цветные карандаши, раздаточный материал на каждого участника

ХОД   ЗАНЯТИЯ:

  1. Приветствие.  Знакомство.(5 мин.)

Упражнение  ПРИВЕТСТВИЕ «Я – АССОЦИАЦИЯ».

Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга.

Каждый из участников тренинга (по кругу) называет свое имя,

Добавляя к нему тот предмет, животное, явление и т.д., с которым он себя ассоциирует. Остальные, называя свое имя, повторяют предыдущие.

2. Принятие правил работы в групповом тренинге (5мин).

   Для успешного проведения тренинга нам необходимы правила, которых мы должны придерживаться в ходе тренинга:

- Здесь и сейчас.

- Не перебивать. 

- Если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают;

- Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное  мнение, оно здесь ценится и уважается.

- Уважать мнение других.

- Не давать оценок другим участникам.

-Если тебе что-то не нравится – предложи как сделать лучше.

Всем ли понятен смысл правил? Готовы ли вы работать, соблюдая эти правила?

А  теперь я предлагаю послушать историю.

  1. История про Ипполита и  Варвару. (10 мин.)

 Цель: введение в тему тренинга.

Как – то Ипполит всю ночь провёл с друзьями, и алкоголя выпито было  много. Утром Ипполиту позвонила Варвара: «С добрым утром, солнышко! Мы пойдем сегодня на каток?» «У меня голова болит, просто трещит и раскалывается. Никуда я не пойду. Иди ты со своим катком!» «Ну и пожалуйста!» - сказала обиженная Варвара и повесила трубку.

Похоже, Ипполит и Варвара поссорились. Как вы думаете, что произошло?

(Нужно повести обсуждение к теме последствий употребления алкоголя – похмелье, ухудшение отношений, эмоциональная нестабильность, агрессивность).

-  Наверняка все вы уже поняли, о чём мы сегодня будем говорить. Правильно, об алкоголе и алкоголизме. Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Прием психоактивных веществ может иметь и имеет  вредные последствия.

4. Упражнение «Причины и последствия»  (10 мин)

В режиме мозгового штурма подростки выделяют причины употребления алкоголя и последствия, ведущий записывает их на доске в левой и правой колонках:

     ПРИЧИНЫ                                           ПОСЛЕДСТВИЯ

    Скука                                                 -   скандалы дома

    Поиск новых приключений             - денежные трудности

    За компанию                                     -  плохое самочувствие

    Чтобы расслабиться                         -столкновение с законом

    Для вдохновения                              -  истощение

   Веселья                                              -снижение продуктивности в работе

                                                                -   Деградация

                                                                - Аварии (смерть других,  

                                                                        покалеченные жизни)

       Обычно оказывается последствий значительно больше, что позволяет оценить наглядно степень риска.

-  К алкоголю все относятся по-разному: кто-то категорически против употребления алкоголя, кто-то считает нормальным выпить рюмочку для  здоровья, кто – то считает любую вечеринку пустой без алкоголя.

- А как вы относитесь к употреблению алкоголя? (Выслушать ответы и показать разнообразие мнений.) Существует много мифов о влиянии алкоголя на человека.  Предлагаю сделать одно упражнение.

5. Упражнение  «Голосование» (20 мин.)

Цель: это упражнение, кроме информирования. Даёт возможность каждому участнику высказать своё  мнение по проблеме   употребления  алкоголя.

Для  проведения упражнения  каждому участнику раздаются  карточки с утверждениями:  « Согласен», «Не согласен»,  «Не имею точного мнения».

- Я буду читать утверждения, а вы  поднимаете ту, карточку, которая отражает ваше мнение. После принятия решения каждый из вас должен обосновать своё мнение: «Почему я считаю именно так».

 Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения участники снова могут выбрать карточки с утверждениями  наиболее подходящими для них теперь.

  1. Если все в компании пьют, а ты нет, то ты не сможешь расслабиться и повеселиться, как все.

- Алкоголь и отдых  -  вещи разные. Для того,  чтобы расслабиться и повеселиться, совершенно необязательно пить. К тому же алкоголь на всех действует  по-разному.

2.  Алкоголь – хорошее средство для развития общительности.

 - Некоторые люли считают, что алкоголь избавляет их от комплексов и прибавляет смелости. На самом деле, вместо избавления от комплексов, поведение такого человека становится нетактичным, циничным, пошлым, грубым и т.д. А наутро все комплексы возвращаются, и появляется стыд и неловкость за своё поведение.

3. Алкоголизм – это неизлечимая болезнь.

-  Алкоголизм – это болезнь на всю жизнь. Человек может перестать пить, и этот период может продолжаться достаточно долго (ремиссия), но в любой момент болезнь может снова себя проявить.

4.  Пиво – это не алкоголь.

- Разные сорта пива содержат разную процентную долю  спирта ( разное по «градусам»), но пиво всё равно является алкогольным напитком.

5. Если пить только пиво, алкоголиком не станешь.

- Пивной алкоголизм распространён  довольно широко, особенно среди молодёжи и женщин. Именно потому, что многие не считают пиво алкоголем, его употребляют в больших количествах.

6. Алкоголь помогает бороться с депрессией и проблемами.

 - Депрессия и проблемы от употребления алкоголя никуда не исчезают. Человеку кажется, что стало  легче после того, как он выпил. Но когда действие алкоголя закончится, депрессия, скорее всего, усилится, а проблем станет больше.

7. Если алкоголик перестал пить – он уже не алкоголик, а здоровый человек.

- Даже если ремиссия довольно длительная (например, несколько лет), человек не перестаёт быть алкоголиком. При попадании даже малой дозы алкоголя (например, пива) в кровь происходит срыв (запой). Жить как все здоровые люди он уже никогда не сможет.

8. Алкоголик – это совсем опустившийся человек, грязный, безработный.

- Среди богатых, успешных, респектабельных людей много алкоголиков. Алкоголизм не зависит от социального статуса, образования, финансового благополучия человека.

9. Если алкоголик захочет, он может сам легко перестать пить.

- Желание перестать пить – очень важно, но одного этого недостаточно. Перестать пить не так-то легко, для этого человек должен быть готов принять помощь – медицинскую, психологическую, социальную и даже духовную.

6. Упражнение «Привычки и внешность» (15 мин)

Цель: показать как  под воздействием ПАВ меняется поведение человека.

- Мы сейчас высказывали свои позиции по отношению к алкоголю. И вот вопрос: «Можно ли, не зная человека, определить: употребляет он алкоголь   или нет, основываясь только на восприятии его внешнего вида». Обсуждение.

Задание: психолог показывает плакат с изображением различных фигур (поз) человека (см. Приложение №1).

«Представьте, что в компании, на вечеринке вы встретили нескольких незнакомых вам людей, силуэты которых перед вами. Выберите тех, кто не склонен к алкоголизму, и тех, которые, судя по облику, склонны к алкоголизму».

Обсуждение.

- Действительно, сложно так определить. Необходимо знать привычки человека, его характер, даже запахи нам необходимы. Бывает так, что первое впечатление может быть обманчивым, но я дала вам это задание не только с целью развития наблюдательности, внимания, но самое главное, для того, чтобы вы поняли, - поведение человека меняется под воздействием различных  психоактивных  веществ (ПАВ). Алкоголь, как мы уже говорили, –это ПАВ, т.к. вызывает привыкание. В этом задании нет правильного ответа. Правильно, то, что поведение изменяется, и не в лучшую сторону. Появляются новые жесты, манеры, привычки.

7.  Разминка  УПРАЖНЕНИЕ «АТОМЫ» (3 мин)

                     Представьте, что все мы - атомы. Они все время двигаются и иногда соединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все будем двигаться по комнате, и я буду говорить, какое-то число, и вы будете объединяться.

8. Упражнение «Марионетки» (10 мин)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

- Ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать, как алкоголь  может управлять подвластными ему людьми.

   Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй стул ставится кактус. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного стула к другому и дотронуться до кактуса. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Кукла ничего не может делать самостоятельно, она лишь стоит на одном месте, а в остальном – подчиняется своим кукловодам.  Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение,  участникам  предлагается ответить на вопросы:

  1. Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
  2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
  3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

-  Теперь, вы поняли, ребята, как алкоголь  может управлять людьми, когда они находятся в  зависимости от него. Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное "Нет".

9. Ролевая игра  "Отказ" (20 мин)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Участники делятся на  4  подгруппы.  Каждая  группа  получает  карточки с приемами  предложения  ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по очереди вытягивает карточки с одним из приемов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа, прочитать ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два  ответа с отказом.

Примеры предложения ПАВ и способы отказа:

  • Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.

- Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;

-Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).

  • Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

- Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;

-Нет, спасибо. Мне совсем не нравится  запах табака. Меня от него просто тошнит.

  • Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.

-Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили,  что я наркоман;

-Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.

  • Хочешь выпить?

-Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;

-Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.

- Я  предлагаю каждой  группе  продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ.  

Ребята, надо помнить, что  давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.

10.  Упражнение  «Альтернативная реклама» ( 15 мин)

Цель: подростки должны уметь объективно оценивать рекламу.

-  Ребята, обратите внимание на рекламу спиртных напитков, сигарет, лекарств. Вы осознаете, что в каждой рекламе можно узнать потрясающую новость. Например, алкоголь не только не вредит организму, но даже оказывает определенное благотворное влияние. На уроках Вам говорят, что алкоголь обладает угнетающим действием, а на самом деле он ведет себя, судя по рекламной информации, как стимулирующее средство. Он даже придает красоту коже, волосам и ногтям, благодаря сильным компонентам, которые убивают микробов и бактерий. Это такая приятная новость! В каждой рекламе можно обнаружить настоящее открытие в медицине!

А теперь хотелось бы, чтобы Вы придумали рекламу одного из алкогольных напитков, которая сообщала бы правду о продукте.

Примеры:

~ алкоголь может вызвать у вас рвоту; — алкоголь может вызвать у вас потерю сознания; — алкоголь может привести вас к смерти на дорогах;

Вариант: Нарисовать такую этикетку на бутылке, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое.

11. Упражнение “10 заповедей здоровья” (20 мин)

Ход упражнения: Каждый из участников должен самостоятельно составить 10 собственных заповедей здоровья. После окончания работы из всего количества выбирается 10 наиболее точных, с которыми соглашаются все участники.

Завершение  занятия

Упражнение  «Прогноз погоды»

- Сейчас обсудим, какое у вас настроение. Чтобы было проще определить своё настроение, давайте сравним его с погодой. Например, врегионе по имени Макс сегодня ожидаются туманы, а в регионе Александр – штормовое предупреждение. А какая погода в ваших регионах?

Рефлексия

-Можно ли  получать приятные переживания без всякого алкоголя?

-Какие способы существуют, чтобы получать трезвыми радость и удовольствие от жизни?

-Что теряет человек, если он выбирает алкоголь?  (Важно, чтобы в процессе обсуждения  вывести разговор на тему осознанного выбора стиля своей жизни, что именно выбор ценностей определяет наши поступки)

Обратная связь о занятии

Подведём итоги занятия:

1.Что на занятии для вас было самым трудным?

2.Что для вас сегодня было самым важным?

3.Что узнали нового?

Отвечайте, пожалуйста, как можно конкретнее.

    Список используемой литературы

  1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления.
  2. Учебное пособие// Под ред. Э.Ф. Вагнера и Х.Б. Уолдрон. – М.: Академия, 2006.
  3. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от ПАВ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. – М.: УНП ООН, 2008. – 64с.
  4. Добровольное сумасшествие: Разговор с подростками о том, как уберечь себя от вредных привычек // Библиотека.-2001.-№ 8.
  5. Исакова, Г. Б. Умей сказать: нет! // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 9.  –С. 108-110.
  6. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер»// Под ред. Е.В. Емельяновой. – СПб.:Речь, 2010. – 386 с.
  7. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Профилактика употребления наркотиков и других ПАВ среди детей и подростков. НКО Фонд Система профилактических программ. – М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика употребления алкоголя, табака и наркотических веществ среди подростков »

формирование у обучающихся  навыков здорового образа жизни, пропаганда позитивных ценностей, содержательного досуга....

Рекомендации родителям по профилактике употребления алкоголя среди подростков

В данных рекомендациях родителям обобщены и четко изложены советы психолога по предупреждению и профилактике употребления алкголя среди подростков....

Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»

Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...

Тренинг по профилактике употребления алкоголя "Свобода выбора"

Все спиртные напитки содержат алкоголь, который настолько быстро смог завоевать мир человека, что эту тему не обошли вниманием ни писатели и поэты, ни художники и композиторы.Что касается передовых лю...

Тренинг по профилактике употребления табачной и никотиносодержащей продукции «Сделай свой выбор»

В методической разработке представлены материалы по проведению тренинга для учеников 8-11 классов с целью профилактики употребления никотиносодержащей продукции, а именно вейпов и электронных сигарет...

Тренинг по профилактике употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции среди несовершеннолетних «НЕ - зависимость»

Методическая разработка тренинга для учащихся 8-11 классов по профилактике употребления алкогольной продукции среди несовершеннолетних...